Таможенные барьеры и ВТО
После вступления в ВТО в 2008 году в отношении Украины начали действовать условия и нормы этой организации, в частности таможенные пошлины и сроки их введения. Средние импортные пошлины при поставках товаров в Украину составляют 10,66% для сельскохозяйственных продуктов и 4,95% для промышленных товаров.
Отмечу, что для украинского экспорта точно так же, в соответствии с нормами ВТО, таможенные пошлины в странах ЕС сравнимы по порядку величин. То есть создание ЗСТ с ЕС снизит размер действующих таможенных барьеров на… 5-10%!
Да, подчеркнём, по отдельным категориям товаров есть особые условия и двусторонние договоренности. Но вот незадача: они вообще не имеют ни малейшего отношения к большинству тех товаров, которые Украина сейчас экспортирует в ЕС. По основным статьям экспорта действуют или нулевые или близкие к ним по размерам ставки.
Потому что базовые статьи украинского экспорта в ЕС – это руда, минералы и другое сырье, а также продукты с низким уровнем переработки. Поэтому в них никакого роста продаж не предвидится. Что же касается продукции перерабатывающей промышленности, то тут на пути отечественных товаров стоят не таможенные пошлины, а стандарты и… квоты. Которые никуда не денутся после подписания соглашения.
И точно так же, как и вступление в ВТО не дало украинской продукции ни малейшего роста продаж на мировом рынке, так и создание ЗСТ с ЕС не повысит продаваемость украинских товаров в Европе. Аналогичный механизм, аналогичными будут и результаты.
Потому что не в таможенных барьерах проблема низкой востребованности украинской продукции на внешних рынках, особенно западных.
Емкость и структура рынка
Очень часто, говоря о перспективах Украины на европейском рынке, говорят и пишут о том, что это полумиллиардный (в количестве потенциальных потребителей) рынок с высокой емкостью, который станет доступен для отечественных товаров.
О различиях в структуре украинского экспорта, идущего на Восток и Запад, сказано уже много и повторяться не хочется. А вот о разнице в емкостях рынков говорят мало. Все больше налегают на потенциал.
Но проблема в том, что никакой «потенциал», выраженный в количестве физических потребителей (численность населения), не способен переварить больше окатышей, руды или калийной селитры. Потому что Украина в Европу не поставляет практически никакой готовой товарной продукции для конечного потребителя. А значит, потенциал рынка ЕС для украинской экономики явно относится к разряду иллюзорных.
Но и это еще не все. Как-то скромно умалчивается о том, что на данный момент при относительном паритете в количественных показателях (млрд. долларов экспорта/импорта) рынки России и ЕС сильно разнятся не только по своей структуре, но и… по емкости. Потому что в России живет в три с половиной раза меньше людей, чем в ЕС, а на долю РФ приходится треть украинского экспорта (чуть больше, чем на долю Европы).
Таким образом, на данный момент емкость российского рынка примерно в 3,5-4 раза выше, чем европейского. И это, заметим, без всяких дополнительных преференций для украинских продуктов.
Получив же таковые, к примеру, войдя в Таможенный союз, украинские товары заняли бы еще большую нишу на российском рынке. Так как там они стали бы более конкурентоспособны по цене. А их известность и востребованность, а также привычки потребителей стали бы дополнительным фактором, способствующим увеличению доли товаров на рынке ТС, производимых на Украине.
Да, на это можно возразить, что, мол, в ЕС украинские товары ожидает новый, еще «не окученный» потребитель. И как раз за его счет рынок-то и расширится. Но… на европейском рынке украинским товарам будет противостоять даже не европейский производитель, а китайский. Который уже там закрепился. Которому надо не выходить, а расширять своё присутствие. В который ЕС уже вложил сотни миллиардов евро инвестиций и ждет отдачи в виде проданных товаров и полученной прибыли.
Как и за счет чего Украина собирается конкурировать с Китаем в Европе? Особенно сейчас, когда Китай заинтересован в переносе части своих производств поближе к ЕС. В том числе и на Украину. А производство переносится вместе с китайцами. Налоги же они будут платить у себя дома. Так какие такие «украинские товары» попадут к европейскому потребителю?
В этой связи неплохо бы вспомнить и о том, что производство товаров в современном мире - это в первую очередь война за скорость внедрения новых технологий, разработка которых стоит иногда не меньше, чем производство готовой продукции. А скорость, особенно на первых порах, зачастую важнее качества. Но вот со скоростью как раз в Украине все очень печально.
Производительность труда и уровень его оплаты
Согласно прогнозам специалистов GfK, в 2013 г. совокупный размер покупательной способности европейских стран составит около 6,8 трлн. евро, а в расчете на одного жителя Европы – 12,890 тыс. евро, а Украины – 2,206 тыс. евро. То есть среднестатистический житель Украины имеет почти в шесть раз меньше денег на ежедневные расходы, чем обычный европеец.
Покупательная способность отображает среднее количество денежных средств, полученных каждым жителем государства за год после уплаты налогов, которые предназначены для покрытия ежемесячных потребительских расходов (на продукты питания, транспорт, коммунальные услуги, путешествия и другие).
Работают украинцы намного менее эффективно, чем в ЕС. По данным народного депутата от Партии регионов Бориса Колесникова, производительность труда в Украине составляет 19% производительности труда в США, 22-25% - Западной Европы, 29-31% производительности труда в Восточной Европе.
За три квартала текущего года, по словам министра доходов и сборов Александра Клименко, из Украины только в офшоры вывели свыше 33 млрд. грн. Объем выведенных за годы независимости средств не поддается учету.
Из приведенных выше данных вытекает сразу три причины неконкурентоспособности украинских товаров на внешних рынках:
• низкая производительность труда;
• еще более низкая заработная плата, которая не мотивирует лучше работать;
• бегство капиталов и сверхэксплуатация еще советской производственной инфраструктуры (иной просто нет).
В таких условиях даже при том, что европейцы получают минимум в 6 раз большую зарплату, их продукция в конечном счете оказывается более дешевой, чем украинская! И никакие 5-10% скидки на отечественные товары не спасут их от ненужности на рынках ЕС.
Да, я еще не учел тот момент, что в связи с появлением нового рынка сбыта Евросоюз может пересмотреть имеющиеся нормы квотного сдерживания, существующие для собственных производителей в сторону их снижения. Тогда европейцы смогут нарастить производство по сравнению с нынешними объемами. Особенно это касается продукции сельского хозяйства, которой в ЕС переизбыток и сейчас. Так что Украина рискует стать основным получателем греческих овощей, прибалтийского молока, польского мяса и т.д. Где при этом окажутся местные украинские производители, уже давно сказано до меня. Повторять не буду.
При существующей разнице в оплате труда и стоимости энергоресурсов (которая только в последние годы стала сопоставима с европейской) никакие таможенные пошлины в 5-10% не могли помешать широкой экспансии украинских товаров на европейские рынки. Как более высокие барьеры не помешали Китаю, который, в отличие от Украины, долгое время в период экономического рывка не являлся членом ВТО и не мог рассчитывать на снижение ставок 10 лет назад.
Создание ЗСТ и обнуление части таможенных пошлин с нынешних величин само по себе никак не поможет украинским товарам завоевать европейский рынок. Уж слишком мала будет разница в цене для потребителя, чтобы вместо привычных товаров выбрать украинский. А технологических новшеств в таких товарах не будет никаких. Им неоткуда взяться.
Мозги давно уже экспортируются в индивидуальном порядке и работают на себя сами и вне Украины. Но об этом нюансе «евроинтеграторы» предпочитают не вспоминать. Ибо – невыгодно. Им невыгодно. Портит целостную картину «будущего европейского покращення» для Украины. «Покращення» - не будет. И в случае ассоциации с ЕС скоро в этом убедятся все.
Юрий ГАВРИЛЕЧКО, ОДНА РОДИНА