Меры по защите рынка РФ и ТС в целом от экономических угроз от зоны свободной торговли Украины с ЕС, которую планируется ввести после подписания соглашения в Вильнюсе, затрагивает всё большее число производств и кооперацию, позволявшую до сих пор основной массе украинских предприятий обрабатывающих отраслей промышленности загружать производство. Степень разрыва кооперационных связей и риск обрушения украинской экономики наглядно показывают опасность всей украинско-еэсовской возни с Соглашением об ассоциации Украины с ЕС.
Мы уже анализировали складывающуюся ситуацию, когда писали о том, что в определённой мере понятна шумная реакция ЕС на защитные ответные меры РФ. Ведь Евросоюз, в случае подписания Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС и защитных мер Таможенного союза, полностью проигрывает.
Рушатся расчёты на долгосрочное заполнение еэсовскими товарами украинского, ныне сравнительно платежеспособного рынка, так как экономический упадок Украины вследствие разрыва кооперационных связей и утраты рынка ТС вызовет массовую безработицу и резкое падение доходов населения.
Оно не сможет приносить запланированный доход производителям ЕС. А массовое банкротство украинских крупных частных структур оставит производителей из ЕС без выгодных контрагентов на Украине.
Поэтому для ЕС, как и для украинских политико-деловых кругов является принципиально важным сохранить ЗСТ Украины со странами СНГ и льгот в торговле с ТС. Иными словами – для них важно обеспечить финансирование Россией евроинтеграционного курса Украины. Евросоюзу не нужна сама по себе Украина, экономически «реконструированная» по лекалам ЕС и которую потребуется спасать от экономического хаоса и бедности.
Мы высказывали также предположение о том, что безрезультативность попыток уговорить РФ и ТС в целом на некий исключительный режим торговых льгот для Украины, без её вхождения в ТС, подвигнет украинскую сторону сделать основной упор в контактах с ЕС либо на ослабление условий ЗСТ с ЕС так, чтобы они позволили Украине принять единый таможенный тариф ТС либо на требования значительных компенсаций со стороны ЕС от фактических потерь на рынке ТС.
* * *
Прогноз по компенсациям, видимо, начал сбываться. В последнее время в структурах ЕС всех уровней и в национальных правительствах стран-членов идёт усиленный поиск путей спасения украинской экономики и хотя бы частичной компенсации Киеву за уже немалые потери от выбора курса на ассоциацию с ЕС и нарушение кооперации с РФ.
Разумеется, учитывая системообразующий для украинской экономики фактор рынка ТС и производственно-технологической кооперации с его производителями, такая компенсация будет иметь абсолютно непосильный для ЕС размер (тем более для Евросоюза в его нынешнем состоянии). ЕС брать даже на 50-процентное содержание бюджет Украины явно не будет.
Речь, видимо, идёт о некой сумме, которая поможет экономике Украины протянуть хотя бы первое время, сначала – до конца ноября, до подписания Соглашения об ассоциации в Вильнюсе, и какое-то время после подписания.
Европейский Союз ведет переговоры с МВФ относительно предоставления финансовой помощи в случае «усиления давления», как они выражаются, со стороны России, т.е. в случае продолжения РФ и ТС в целом принципиального курса на защиту собственного рынка. Об этом рассказали высокопоставленные чиновники Евросоюза.
Reuters сообщает, что ЕС готовит планы снабжения Украины природным газом и ведёт переговоры с МВФ об экстренном финансировании. Продолжаются дискуссии о том, чтобы поддержать МВФ и найти способ заключить соглашения о финансировании в режиме standby пораньше.
В свою очередь глава миссии МВФ на Украине Гергиев считает, что подписание Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС не влияет на возможное оказание финансовой помощи. Банкиры и финансисты, которые ориентируются в экономическом положении страны, считают, что сумма помощи может составить от 10 до 15 миллиардов долларов.
ЕС, скорее всего, пытается ослабить жёсткие условия предоставления МВФ финансовой помощи, выполнение которых поставит на грань нищеты миллионы граждан Украины, что будет означать, особенно в предвыборный год, почти гарантированное поражение действующего президента на президентских выборах в 2015 году. Эти условия включают в себя, например, такие требования к правительству, как повышение цен на услуги ЖКХ, прежде всего на газ в их структуре.
К переговорам с МВФ по вопросу условий предоставления срочной финансовой помощи Киеву, видимо, могут присоединиться США. Первого ноября состоялась встреча первого вице-премьера Украины С. Арбузова с послом США в Украине Дж. Пайеттом. Наряду с вопросами двустороннего сотрудничества и подготовки Украины к Вильнюсской встрече стран «Восточного партнерства» в верхах стороны обсудили и состояние переговорного процесса с МВФ.
Есть основания предполагать, что на встрече украинская сторона уговаривала США помочь Евросоюзу повлиять на МВФ с тем, чтобы Валютный фонд отступил от первоначальных жёстких требований к украинскому правительству и срочно предоставил помощь.
Однако миссия МВФ, работавшая в Украине в период с 17 по 29 октября в рамках консультаций по ст. 4 соглашения с МВФ за 2013 год (обязательства в отношении валютного режима) и постпрограммного мониторинга, видимо, пока придерживается прежней позиции.
В сообщении по итогам ее работы, в частности, было отмечено: «Миссия рекомендует включить в повестку дня реформ: меры по обеспечению роста гибкости обменного курса, дополненные политикой по укреплению финансового сектора, амбициозные усилия по консолидации фискальной ситуации, повышение внутренних тарифов на энергоресурсы, а также производства комплексных структурных реформ, направленных на улучшение бизнес-климата и поддержку экономического роста».
Очевидно, форс-мажорные обстоятельства, в которые официальный Киев сам себя загнал экономически неоправданным курсом на сближение с Евросоюзом, заставляют украинскую сторону постепенно соглашаться на самые опасные для экономики и населения требования МВФ. Фонд фактически «додавил» украинские власти на саморазрушительные меры в социально-экономической области.
Появилась информация о разработке правительственной программы по стабилизации экономики, в которой учтены все требования Фонда. В ходе совещания, на котором также присутствовали премьер-министр Н. Азаров, первый вице-премьер С. Арбузов и министр финансов Ю. Колобов, глава украинского государства согласился на реализацию комплекса мер сразу по нескольким принципиальным пунктам, разногласия по которым ранее сдерживали помощь МВФ.
Для стабилизации госфинансов руководство страны одобрило ряд непопулярных решений, в частности повышение тарифов на газ, ликвидацию льгот для населения и бизнеса, ослабление курса гривны к доллару.
Предполагается повышение тарифов (до 60%) на газ для населения (в первое время – для потребляющих свыше 3,5 тыс. кубометров газа в год), а также пересмотр социальных льгот и урезание расходов на содержание госаппарата почти на 19 млрд. грн. Что будет означать очень жесткую экономию практически для всех ведомств и по всей вертикали.
Если требования МВФ будут приняты в полном объёме, то дальнейшие шаги украинского Кабмина коснутся и обеспечения большей курсовой гибкости путём расширения коридора колебаний курса гривны к доллару. Наличие данной программы подтвердил и МВФ, выпустивший 31 октября по итогам работы своей последней миссии в Киеве специальный пресс-релиз.
В нем, помимо всего прочего, сообщается, что правительство Украины разрабатывает «пакет предложений по экономической политике, направленный на корректировку внешнеэкономических дисбалансов и активизацию экономического роста».
Разморозка отношений с МВФ сделала возможным начало переговоров о кредитной помощи ЕС Украине в размере 610 млн. евро, в соответствии с меморандумом, подписанным в феврале. Фракция Партии регионов в Верховной раде (по состоянию на 4 ноября) уже подготовила законопроект о ратификации в парламенте данного меморандума.
Согласно документу, непосредственные условия финансирования (включая и процентную ставку) будут определяться в ходе детальных переговоров украинской стороны с Еврокомиссией после выхода на внешний рынок заимствований для получения средств. В случае нарушения условий соглашения, меморандум с ЕС предусматривает немедленное прекращение выдачи средств.
Таким образом, одно принципиально ошибочное решение официального Киева в виде разрыва кооперационных связей с РФ и ТС и открытие собственного рынка для европейских товаров влечёт за собой другое, ещё более ошибочное – принятие крайне невыгодных условий кредитования международных финансовых структур, находящихся под контролем Большого Запада.
В результате Киев лишается возможности пользоваться всеми выгодами евразийской интеграции и статуса соучредителя будущего Евразийского экономического союза, что помогло бы радикально исправить экономическую ситуацию в течение ближайших и, заметим, считанных месяцев.
Виктор ПИРОЖЕНКО, ОДНА РОДИНА