Как и следовало ожидать, рассказы об усиленно приближающейся «газовой независимости» Украины и грядущем отказе от российского газа оказались одной большой профанацией. Пока чиновники в Киеве вещали о сокращении закупок «самого дорогого в Европе российского газа для Украины» и обвиняли Москву в недружелюбии, сама страна усиленно потребляла этот самый российский газ, забывая за него платить.
Итог печален. Как сообщил глава российского «Газпрома» Алексей Миллер, украинский долг за газ стремительно приближается к миллиарду долларов. Причем странное дело: на публике украинская сторона критикует «Газпром» за «недружественную политику» в отношении Украины, но в то же самое время, как оказалось, в двусторонних переговорах её представители постоянно просили «Газпром» об уступках в сроках оплаты за уже потребленный газ.
И российская сторона неизменно шла навстречу.
«В части оплаты текущих поставок мы регулярно предоставляли возможность отсрочить платежи. Так, по поставкам в августе на сумму 882 млн долларов было подписано дополнение к контракту, позволяющее оплатить их позднее - до 1 октября. Однако октябрь заканчивается, но счета до сих пор не оплачены», - указал глава «Газпрома».
«Ситуация очень серьезная, учитывая, что по контракту, в случае нарушения условий платежей, предусмотрен переход на систему предоплаты за поставку газа. Этот вопрос надо решать. И делать это срочно!» - заключил Алексей Миллер.
Уступки по оплате текущих поставок – это далеко не единственный дружественный жест, демонстрируемый российскими партнерами по отношению к Украине.
Алексей Миллер по этому поводу отмечает: «Газпром» за последнее время неоднократно шел украинским коллегам навстречу в вопросах выполнения ими условий контракта. Чтобы НАК «Нафтогаз Украины» мог своевременно и в полной мере обеспечить платежи за поставленный газ, мы пошли на предоплату транзита: авансировали транзит газа по территории Украины. На данный момент он уже нами оплачен вперед до января 2015 г.».
Но и это не все: как известно, руководством «Газпрома» недавно было принято решение о предоставлении Киеву значительной скидки в цене на газ, чтобы Украина смогла подготовиться к пику потребления в осенне-зимний сезон и закачала в подземные хранилища необходимый объем газа. В итоге пять миллиардов кубометров газа были проданы Украине по цене 269 долларов за 1 тыс. кубометров, при этом общая скидка составила более 0,5 млрд. долларов.
* * *
В этих условиях, согласимся, трудно говорить о какой-то «недружественности» со стороны России к Украине. А вот невыполнение взятых на себя обязательств, срыв всех сроков платежей при повсеместном обливании партнеров грязью, как это делает украинское руководство, – как минимум неэтично и «дружбой» уж точно не назовёшь.
Премьер-министр Украины Николай Азаров, который в ответ на напоминание главы «Газпрома» о том, что не мешало бы рассчитаться за потребленный газ, поспешил заявить: «Проблемы есть, но они не являются критичными. Правительство держит эти вопросы на контроле».
И добавил: мол, заявление главы «Газпрома» нужно адресовать в первую очередь «Нафтогазу», поскольку оплата поставок газа – «вопрос двух хозяйствующих субъектов».
Странная логика. Когда речь идет о цене на газ и «газовых отношениях» Украины и России в целом, украинское руководство не стесняется в выражениях, обвиняя РФ в каких-то грехах. В этом случае по логике Николая Азарова обсуждение выполнения газового контракта между двумя странами – это прерогатива украинской власти, которую она вовсю и использует. А вот когда речь идет о выполнении обязательств с украинской стороны в соответствии с тем самым контрактом, то украинское правительство тут же уходит в сторону, заявляя, что это не его проблемы и речь идет лишь о «вопросе двух хозяйствующих субъектов».
Очевидно, киевским чиновникам стоило бы, наконец, определиться в этом вопросе, поскольку подобное поведение выглядит как минимум странным.
Узнав, что украинский премьер назвал сумму задолженности в 882 млн. долларов «некритичной», премьер-министр РФ Дмитрий Медведев вполне резонно ответил: «Я боюсь, что слишком мягкая оценка. Они (проблемы) есть, и они вполне критичные».
Российская сторона допустила применение мер, призванных обезопасить РФ от подобного явно неадекватного поведения партнера.
«Судя по всему и даже судя по тем высказываниям, которые звучат, наши коллеги не видят пока здесь особых проблем. Раз не видят проблем, значит, платить не собираются. А раз не хотят платить, значит, будем переводить на предоплату», - заявил по этому поводу Дмитрий Медведев.
Его поддержала и администрация президента РФ. Так, пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков в эфире «Россия-24» заявил, что «Газпром» «долго пытался добиться от украинской стороны выплаты долга» и «сейчас наступил срок, когда это надо сделать».
При этом он опроверг уже успевшие прозвучать заявления некоторых украинских политиков о том, что тема возможного перехода на авансовый расчет Украиной за российский газ связана с возможным подписанием ею Соглашения об ассоциации с ЕС.
«Российская сторона явно не хотела бы, чтобы потом финансово-хозяйственные отношения «Газпрома» и украинских партнеров каким-либо образом политизировали», - сказал он по этому поводу.
И действительно, совершенно непонятно, как можно привязать настойчивые просьбы российской стороны к Киеву расплатиться за российский газ, полученный еще два месяца назад, к событиям вокруг намерений Украины подписать Соглашение об ассоциации с ЕС. Шантажом это также никак не назвать (хотя украинский политикум поспешил и с такими обвинениями), ведь речь идет не более чем о выполнении взятых на себя торгово-экономических обязательств.
В конце концов, когда, в каком бизнесе и на каком конце Земли внешнеполитические предпочтения клиента влияли на его финансовые обязательства? В любом бизнесе логика проста: взял товар (а тем более если его уже и использовал) – то плати! По-другому не бывает, и политика тут совершенно ни при чем.
* * *
Данная ситуация – далеко не первый случай странного поведения украинской власти в «газовом вопросе». Так, в январе текущего года «Газпром» напомнил «Нафтогазу Украины» о его обязательстве оплатить счет на 7 млрд. долл. История накопления этого долга проста: еще в бытность премьером Украины Юлии Тимошенко «Газпром» и «Нафтогаз» подписали долгосрочный контракт, по которому Киев обязывался покупать 41 млрд. кубометров газа в год, как минимум. А если потребляет меньше, то обязан заплатить неустойку. В последние годы поставки резко сократились.
Так, в прошлом году «Нафтогаз» купил всего 33 млрд. кубометров. И сразу же, естественно, согласно подписанному контракту, началось начисление пени и штрафа за недобор газа. Тогда власти Украины получение счета подтвердили, но вдруг с чего-то заявили, что платить не собираются.
Таким образом, Киеву явно стоило бы не рассказывать о том, что имеет место какой-то «шантаж» со стороны России в ответ на украинскую евроинтеграцию, а задуматься над тем, как все же выполнить свои бизнес-обязательства. Если, конечно, Украина претендует на право называться надежным и предсказуемым партнером. И вот здесь евроинтеграция как раз и может сыграть свою роль.
Ведь для того, чтобы найти общий язык с РФ и иметь право просить уступок в оплате, украинской власти явно стоило бы рассмотреть вопрос участия Украины в восточных, а не западных экономических проектах, в частности не в ЕС, а в Таможенном союзе. Только тогда она может получить возможность добиваться каких-то преференций.
К слову, своим «европейским вектором» Киев уже закрыл для себя один из вариантов выхода из «газового тупика», в который он сам себя и загнал. Таким выходом могло бы стать создание газотранспортного консорциума между Украиной и Россией. Однако после того, как Украина подписала соглашение о Европейском энергетическом сообществе, эти планы рухнули.
Объясняя причины, отчего создать газотранспортный консорциум между Россией и Украиной уже невозможно, советник президента России Сергей Глазьев заявил, что подписанное Украиной соглашение с европейцами «предусматривает, что фирмы, занимающиеся производством, торговлей, транспортировкой газа должны быть полностью разделены, никакой аффилированности. Если Украина вступает в Ассоциацию, «Газпрому» просто неинтересно участвовать ни в какой схеме совместных инвестиций...
Невозможен газотранспортный консорциум, потому что «Газпром», как часть этого консорциума, не сможет поставлять свой собственный газ. Т.е. участие Украины в энергетическом сообществе закрывает возможности «Газпрому» одновременно быть и участником консорциума и поставщиком газа».
Что интересно: участие в Энергосообществе так ничего Украине и не дало, как явно не даст и Соглашение об ассоциации с ЕС.
Например, пока Кокс и Квасьневский ездят освобождать Тимошенко, Польша, как «адвокат» Украины в Европе, на практике показывает, как надо заботиться о своей энергетической безопасности и по части газа, и по части нефти.
«Адвокат» Украины отказался от «сланцевых» потрясений, а Украина рапортует о достижении «газовой независимости» от России и осуществлении мечты быть экспортером газа для Европы, правда, лет так через 10.
Для Киева еще не поздно изменить вектор своих внешнеполитических симпатий, поставив во главу угла интересы страны, а не отдельных политиков и олигархов, начав тесный диалог с ТС, а не с Европой. Но прислушается ли украинская власть к голосу разума – это еще вопрос.
А пока, по сообщению радио «Свобода», министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий пообещал, что НАК «Нафтогаз Украины» до конца четверга (31 октября) решит вопрос с оплатой российского газа.
Виктор ЛОГВИНЕЦ, ОДНА РОДИНА