Насколько можно судить, правящими властями в Украине принято окончательное решение на уничтожение остатков несырьевой наукоёмкой промышленности и обрабатывающих производств – в сентябре был согласован проект Соглашения об ассоциации Украины и Европейского Союза, а также достигнуто согласие по вопросу создания зоны свободной торговли.
Совершенно очевидно, что политическое руководство Украины изо всех сил форсирует процесс интеграции с ЕС – Киев бежит с распростёртыми объятиями и отрытым забралом прямиком в пропасть. Как показывает опыт других стран Восточной Европы, между моментом согласования текста Соглашения об ассоциации и его подписанием проходит, как минимум, 1,5-2 года. Украине же «Брюссельский Обком» отвёл на интеграцию с ЕС всего лишь два месяца!
Напомним, что текст Соглашения об ассоциации был согласован лишь в сентябре этого года, а уже 25 ноября на саммите Восточного партнерства планируется его подписание. Возникает такое ощущение, что финансово-экономические элиты Старого Света, которые стремятся не допустить реинтеграции на постсоветском пространстве, разорвать отношения между Украиной и Россией и провести волну колонизацию Украины, словно силком тянут Киев в свои объятия.
Налицо совершенно необъяснимая с точки зрения здравого смысла спешка. Весьма показательны заявления Николая Азарова, произнесённые им на встрече с руководством ЕС: «Сегодня мы на финишной прямой. Уже в следующем месяце на Вильнюсском саммите «Восточного партнерства» Украина и Евросоюз должны подписать Соглашение об ассоциации».
Во-первых, на 2015 г. в Украине запланированы выборы президента и правящая власть во главе с Виктором Януковичем ни при каких условиях не хочет терять контроль над страной. Они заинтересованы в сохранении существующей паразитической модели воспроизводства власти и капитала. Принимая во внимание бедственное положение украинской экономики, обвал в промышленности, падение уровня жизни рядовых граждан, хронические дефициты бюджетов, стремительный рост госдолга и размывание валютных резервов, похвастаться реальными экономическими результатами они просто не в силах. По степени своей адекватности и дееспособности кабинет министров Азарова оказался не намного лучше кабинета Тимошенко.
Судя по всему, в Киеве прекрасно понимаю всю повальность и неадекватность проводимой социально-экономической политики, которая остаётся откровенно враждебной по отношению к социальному большинству украинцев и несырьевому производительному капиталу. Это политика, нацеленная на сохранение статус-кво – она преследует цели правящей крупного компрадорско-сырьевого и космополитичного олигархического капитала.
В ситуации скатывания Украины в социально—экономическую пропасть Виктору Януковичу становится жизненно важной поддержка со стороны Запад – Вашингтона и Брюсселя. Без одобрения своей кандидатуры (или, по крайней мере, молчаливого согласия) со стороны Вашингтонского обкома Янукович и его команда не имеет практически никаких шансов на предстоящих выборах.
Во-вторых, насколько можно судить, правящие власти Украины и спонсирующие их нахождение во главе государства представители сырьевого капитала не на шутку обеспокоились сохранностью своего капитала. Конфискация банковских вкладов российских коррумпированных чиновников, криминальных структур и олигархов на Кипре, в ходе которой были списаны €18 млрд., угрозы Конгресса США заморозить счета трёх крупнейших российских госбанков (ВТБ, ВЭБ и Газпромбанка), а также замена Вашингтоном архаичной поправки Джексона-Венника на более действенный «Акт Магнитского», который теперь дамокловым мечом весит над всеми российскими чиновниками и бизнесменами-прихватизаторами, заставил украинский правящий класс задуматься.
Видимо, в Киеве принято стратегические решение на движение в сторону европейских элит – именно на Западе находится источник легитимности капитала и власти правящей олигархии Украины. Именно в фешенебельных странах живут жёны украинских чиновников и сырьевых олигархов, именно там учатся их дети, туда ездят на шопинг их любовницы, там на банковских вкладах хранятся их капиталы, там они покупают дворцы, замки, яхты и футбольные клубы.
В этом плане, Украине, как две капли воды, похожа на Россию – и в Киеве, и в Москве во главе государства стоит правящая «оффшорная аристократия», которая рассматривают страну в качестве трофейного пространства и источника личного обогащения, куда она приезжают вахтовым методом. И в России, и в Украине политика проводится в интересах крупного сырьевого олигархического капитала, чьи интересы коренным образом противоречат национальным интересам страны, подрывают государственный суверенитет и несовместимы с существованием несырьевой обрабатывающей промышленности и национального ориентированного производительного капитала.
В глаза бросается и радикальная смена риторики украинских властей – ещё 4 года назад Янукович шёл на президентские выборы и победил на них главным образом благодаря пророссийски настроенным заявлениям.
Однако сегодня мы видим радикальный пересмотр позиции руководства Украины – их точка зрения меняется на диаметрально противоположную. Более того, если верить официальным заявлениям самих украинских чиновников, то окажется, что Украина шла в сторону Европейского Союза много лет, а сам Янукович, на словах выступавший за интеграцию с Россией на постсоветском пространстве, на деле за спиной Кремля вёл двойную игру.
Имеет смысл привести слова Николая Азарова, который заявил, что путь к этому «знаменательному событию» Украина прошла вместе с европейскими партнерами: «Это наши общие достижения. В целом более пяти лет Украина целенаправленно двигалась в направлении заключения Соглашения... И мы вплотную приблизились к достижению поставленной цели».
Другими словами, резкий поворот Украины в сторону Брюсселя и Вашингтона, ставший неожиданностью для российских чиновников, для Киева таковым не является – это закономерный результат проводившейся Януковичем политики игры на два фронта. Украина постоянно пытается усидеть на двух стульях, старается присосаться то к России, то к ЕС, и, пытаясь выбить внешнеторговые поблажки и финансовую помощь, поочерёдно занимается шантажом то одной, то другой стороны.
Понять Киев можно – правящий на Украине класс, тесно сросшийся с сырьевыми оффшоризированными олигархическими кланами, занимающимися распродажей природных богатств страны, проеданием иностранных кредитов, а также хищнической эксплуатацией рабочей силы, устаревших производственных мощностей и находящейся в аварийном состоянии инфраструктуры, разрывается между объективной экономической целесообразностью интеграции в Таможенный Союз и расширением экономического сотрудничества с Россией и местечковыми узкоклановыми корыстными интересами сырьевого капитала.
Здравый смысл и национальные интересы диктуют Украине логику движения на Восток и возрождения разрушенных в 1990-е годы «рыночными реформаторами» вертикально интегрированных производственно-технологических цепочек создания добавленной стоимости. Тогда как страх утраты неправедно нажитых капиталов, ареста имущества и осознание нелегитимности источника власти и богатства толкают украинские власти в удушающие объятия Запада.
Другое дело, что российские чиновники, точно также, как и их украинские коллеги, служащие не интересам государства и своего народа, а своим банковским счетам в оффшорных юрисдикциях, умудрились не создать ни каких реальных стимулов для Украины для вступления в Таможенный союз. Кремль в очередной раз оказался не готов к действиям «Незалежной» и потерпел очередное внешнеполитическое поражение – не помогли ни газовая «дубинка» Газпрома, ни обещания снизить цены на углеводороды, ни готовность предоставить кредиты для покрытия хронических бюджетных дефицитов Украины и т.д.
Если говорить серьёзно, то правящий класс Украины целенаправленно идёт сам и ведёт за собой на убой всю страну и остатки промышленности. Это что-то из области психиатрии и антропологии – буквально на пальцах лучшие украинские и российские экономисты не первый год демонстрируют жизненную необходимость для Украины реинтеграции с Россией, Белоруссией, Казахстаном и другими странами на пространстве СНГ.
УКРАИНЕ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМ СОЮЗ С РОССИЕЙ
При этом даже наиболее яростно настроенные и политически ангажированные сторонники интеграции Украины с ЕС не отрицают, что страна с финансово-экономической и научно-технической точки зрения находится в критической зависимости от России. Так, по итогам января-июля 2013г. на долю Российской Федерации пришлось порядка 24,8% суммарного экспорта Украины в стоимостном выражении (8,9 млрд. долл. из 35,9 млрд. долл.) и 27,3% импорта (11,4 из 41,7 млрд. долл.).
С учётом Казахстана и Белоруссии, которые также входят в Таможенный Союз и ЕЭП, зависимость Украины от России и других стран СНГ становится подавляющей – на долю Казахстана и Белоруссии соответственно приходится 3,67% (1,32 млрд. долл.) и 3,25% (1,17 млрд. долл.) стоимостного экспорта товаров из Украины, а также порядка 1% (0,42 млрд. долл.) и 5% (2,1 млрд. долл.) импортных поставок товаров в Украину.
По показателям экспорта украинских товаров Россия опережает страны Америки (13,9 млрд. долл.) и Африки (2,4 млрд.) и лишь немного уступает странам Азии (9,1 млрд. долл.) Европы (9,8 млрд. долл.). С точки зрения ёмкости внутреннего рынка и экспортных поставок украинских товаров на эти рынки даже крупнейшие европейские внешнеторговые партнёры в разы уступают России – Россия в январе-июле 2013г. импортировала украинских товаров на 8,9 млрд. долл., тогда как Италия и Польша лишь на 1,44 и 1,41 млрд. долл. соответственно.
Аналогичная ситуация складывается с точки зрения импортных поставок иностранных товаров в Украину – Россия уступает лишь суммарно всем странам Европы (15,6 млрд. долл.), существенно опережая страны Азии (8,8 млрд.), Африки (450 млн. долл.) и Америки (2,57 млрд. долл.).
Не менее тесные внешнеэкономические связи России и Украины наблюдаются с точки зрения инвестиционных потоков – согласно официальным данным Госстата Украины, Россия входит в четвёрку крупнейших инвесторов в экономику Украины. При совокупных накопленных прямых иностранных инвестициях в экономику Украины в размере $55,3 млрд. порядка $3,82 млрд. приходится на долю России 6,9%. Да с формальной точки зрения это немного – на долю оффшорной юрисдикции Кипра приходится $17,9 млрд. (32,4%), на долю Германии - $6,16 млрд. (11,1%), на долю Голландии - 5,37 (9,7%).
Однако, если учесть, что российский крупный сырьевой капитал крайне сильно оффшоризован, зарегистрирован в «налоговых гаванях» и предпочитает осуществлять инвестиции после смены регистрации, то станет понятно, что реальный удельный вес российского капитала в прямых инвестициях в экономику Украины с учётом Кипра и прочих оффшорных юрисдикций достигает 28-33%.
УКРАИНА – СЫРЬЕВОЙ ПРИДАТОК И РЫНОК СБЫТА ДЛЯ ЕС
Совершенно очевидно, что финансово-политические элиты ЕС и промышленный капитал Старого Света рассматривают Украину не как самостоятельное, суверенное и независимое государство, обладающее мощной динамично развивающейся несырьевой промышленностью, способной производить и поставлять на европейский рынок готовую продукцию высоких переделов.
Таких желающих в Европе и без Украины более чем достаточно – Брюссель отнюдь не заинтересован в обострении конкуренции на внутреннем рынке и притоке товаров и услуг новых членов. Тем более в ситуации, когда экономика Старого Света находится в кризисном состоянии, безработицы растёт на протяжении последних 3 лет, реальный уровень жизни населения неуклонно снижается, платёжеспособный спрос падает, а кредитование домашних хозяйств усыхает.
Другими словами, Европа сама находится в состоянии затяжной рецессии – внутренний рынок сжимается, наблюдается перепроизводство товаров и услуг, уровень рентабельности в промышленности приближается к нулевой отметке. В такой ситуации Брюсселю Украина как поставщик товаров конечного потребления и услуг не нужна вовсе – некуда девать ту продукцию и те услуги, которые производят внутри ЕС.
Стоит сказать, что день ото дня становится не легче: ВВП стран Еврозоны падает на 0,5%, промышленное производство сокращается на 2,5-3%, новые заказы в промышленности сжимаются на 3-3,5%, розничный товарооборот усыхает на 3,5-4% инвестиции падают на 3-4%, бюджетные дефициты на протяжении многих лет достигают 4-6% ВВП, размер государственного долга приблизился к 100% ВВП, а уровень безработицы в среднем по валютному союзу превысил рекордную отметку в 12%.
При этом среди молодёжи этот показатель достигает 25-35%. А в странах европейской периферии (группа PIIGS: Португалия, Испания, Италия, Ирландия, Греция) норма безработицы среди молодёжи достигает 50-60%. В такой ситуации открывать свой внутренний рынок украинским производителям в ЕС никто точно не собирается – это стало бы фатальной ошибкой и лишь усугубило масштабы и глубину кризисного спада. А вот провести финансово-экономическую колонизацию Украины – это всегда пожалуйста.
Украина нужна Европейскому Союзу, прежде всего, как поставщик дешёвой и весьма квалифицированной рабочей силы, сырьевой придаток (прежде всего в области чёрных и цветных металлов, а также угля и зерновых культур) и, безусловно, рынок сбыта для продукции европейских промышленных гигантов. Об этом наглядней всего говорит структура внешней торговли Украины с ЕС: подавляющая часть импорта приходится на товары конечного потребления (продовольствие, медикаменты, автомобили, электроника, бытовая техника и т.д.), тогда как в экспорте превалируют сырьё и товары низких переделов.
Весьма показательны кабальные требования ЕС к Украине, которые окончательно добьют остатки несырьевой промышленности, расчистят рынок для экспансии европейских товаров и обеспечат лишь ещё более глубокую и масштабную деиндустриализацию, дезинтеграцию, денационализацию и оффшоризацию украинской экономики.
Согласно подписанному соглашению, через два года машиностроение Украины должно будет в полном объёме перейти стандарты и регламенты ЕС. Даже украинские эксперты и экономисты отдают себе отчёт в том, что даже чисто теоретически это сделать невозможно – машиностроительный комплекс не успеют подготовиться к столь масштабным изменениям, в результате чего его продукции доступ на европейский рынок окажется закрыт автоматически.
Более того, через 10 лет вся экономика Украины должна будет работать по технически, экологическим и фитосанитарным нормам и регламентам ЕС. Тот путь, который индустриально развитые страны Европы (Германия, Франция, Австрия, Голландия и т.д.) прошли за 50-60 лет, Украина, отброшенная в результате разрушительных псевдо рыночных реформ 90-х годов 20-го века в 1950-1970-е годы, должна умудриться пройти за 5-10 лет.
Это откровенная утопия. Тем более принимая во внимание уровень профессионализма правящих властей – насколько можно судить, они не способны не то что достичь поставленных перед ними Брюсселем целей, но даже элементарно осознать их. Всё это обернётся крайне плачевными последствиями для Украины и её граждан, которые поверили обещаниям Януковича и проголосовали за него, поддержав идею сближения с Россией.
Дело дошло до того, что даже высокопоставленные чиновники в Украине это понимают – уже слышны разговоры на тему того, что строгость европейских норм и регламентов якобы компенсируется необязательностью из исполнения. Однако это большая ошибка и глупость – Соглашение об ассоциации предусматривает штрафные санкции и ограничения за нарушение взятых обязательств. Тем не менее, руководство Украины предпочитает закрывать глаза на те кабальные обязательства, которые ей навязали в Брюсселе, и надеется на авось.
Стоит сказать, что по самым скромным оценкам украинских экспертов, для того, чтобы в полной мере соответствовать техническим регламентам и нормативам ЕС Украине до 2020г. потребуется вложить свыше $100 млрд. в модернизацию инфраструктуры и развитие производительных сил. Однако это совершенно неподъёмная для Украины сумма – таких денег у Киева просто нет.
В 2012г. суммарный ВВП Украины по текущему обменному курсу составил порядка $170 млрд. Найти 60% от этой суммы на капитальные вложения просто невозможно. С такой задачей, скорее всего, не смогли бы справиться даже такие индустриальные державы мира, как США, Германия и Японий, не говоря уже о слаборазвитой и деиндустриализированной Украине, экономика которой одной ногой стоит в кризисе, а другой – на грани дефолта и коллапса. Российские учёные даёт ещё более пессимистичные оценки – Украине требуется привлечь порядка $130 млрд., чтобы исполнить взятые на себя обязательства.
УКРАИНА НА ГРАНИ ДЕФОЛТА
Хуже всего того, что ситуация внутри самой Украины близка к катастрофической – страна стоит на краю социально-экономической пропасти, развала бюджетной системы и дефолта. Если верить официальным данным Государственной службы статистики Украины, то экономика страны находится в откровенно удручающем состоянии – ВВП братской республики снижается на 1,3%, промышленное производство падает на 5,4% (в среднем на 4-6% в последние 3 года), размер золотовалютных резервов обвалился с $34,1 млрд. в начале 2012г. до $21,6 млрд. сегодня, а уровень безработицы подскочил с 8 до 8,6% только за последние 1,5 года.
Тогда как ещё в 2008г. этот показатель не превышал 6,5%. Грузооборот на коммерческом транспорте по итогам первых девяти месяцев 2013г. обвалился ни много ни мало на 7,1% (годом ранее спад достигал 7%), пассажирооборот сократился на 3,3% (снижение на 0,8% годом ранее), производство строительной продукции упало на 15,1% (снижение на 0,8% годом ранее), а объём капитальных вложений в основные фонды, без которых немыслимо расширенное воспроизводство производительного капитала, техническое перевооружение производств и модернизация экономики, обвалился аж на 14,6%.
Наряду с этим продолжается вымирание населения – депопуляция, пускай и с затухающей динамикой, идёт полным ходом два последних десятилетия - численность населения Украины снизилась с 47,8 млн. в 2004г. до 45,6 млн. человек в 2013г. Что крайне негативно сказывает как на численности рабочей силы, (наиболее активно вымирают мужчины в трудоспособном возрасте), так и на совокупном платёжеспособном спросе.
Наряду с этим совокупный внешний долг государства подскочил с $11,8 млрд. в январе 2008г. до $27,1 млрд. в июле 2013г., а внешняя задолженность Национального Банка Украины как органа денежных властей за аналогичный период времени вырос с $462 млн. до $3,2 млрд. Притом что совокупный внешний долг всех хозяйствующих субъектов Украины за период с января 2007г. по июль 2013г. вырос без малого в 2,5 раза - с 54,5 до 134,3 млрд. долл.
Отметим, что внешняя задолженность промышленных предприятий за рассматриваемые 6,5 лет выросла с $26,6 до $73,8 млрд., а банковского сектора – с $14 до $21,2 млрд. Ситуация с финансовой устойчивостью и платёжеспособностью Украины ухудшается буквально на глазах – Киев, как никогда ранее, близок к финансовой пропасти и вынужденному объявлению дефолта.
В настоящий момент размер внешнего долга государства на 25% превышает размер золотовалютных резервов, а совокупный внешний долг Украины практически в 6 раз превышает размер валютных резервов. Неудивительно, что, согласно данным международной инвестиционной позиции, Украина является чистым должником мировой экономики – при совокупных внешних активах в $140,5 млрд. суммарные финансовые обязательства перед нерезидентами превышают отметку в $205,3 млрд.
Другими словами, в настоящий момент Украина является нетто-должником иностранных кредиторов и инвесторов в размере $64,8 млрд., что эквивалентно без малого 38% ВВП братской республики в ценах 2012г.
Украина при активном содействии «вашингтонских советников», прописывающих Киеву те же самые убийственные «пилюли», что и России в середине 1990-х годов (урезание бюджетных расходов, отказ от исполнения социальных обязательств, либерализация внешнеэкономической деятельности, отказ от протекционизма, снятие ограничений на перемещение капитала и т.д.) всё энергичней влезает в долговую петлю иностранных кредиторов.
Крайне сложная ситуация в сфере государственных финансов – в связи с экономическим спадом и упадком промышленности, а также крайне низкой собираемостью налогов и бегством капитала бюджетная система Украины находится на грани коллапса. На протяжении 2003-2013гг. федеральный бюджет сводится с хроническими дефицитами – 6% ВВП в 2011г., 1,8% - в 2012г., 4,6% - в первом полугодии 2013г.
Неудивительно, что за последние 5 лет размер государственного долга вырос практически в 4 раза – с 12,3% ВВП в 2008г. до 35,9% ВВП в 2013г. Да, это гораздо меньше, чем 106% ВВП в США, 170% ВВП в Греции или 235% ВВП в Японии. Однако России в августе 1998г. хватило государственного долга в размере 35-37% ВВП, чтобы полностью обескровить бюджет и экономику (на оплату процентов уходило более трети расходов федерального бюджета) и объявить дефолт.
Так что Украина уже ходить по краю пропасти – до саморазрушения паразитической валютно-финансовой и экономической системы, работающей в интересах воспроизводства компрадорского сырьевого олигархического капитала, осталось совсем недолго.
Наряду с этим откровенно удручающая ситуация складывается с платёжным балансом – на протяжении 2007-2013г. в связи с разрастающимися дефицитами во внешней торговле услугами, увеличивающимися инвестиционными убытками (от выплаты процентов по иностранным кредитам и дивидендов иностранным акционерам и оффшорным бенефициарам), усиливающимся бегством капитала и переводами мигрантов за рубеж наблюдаются перманентные дефициты платёжного баланса в размере 3-5% ВВП.
В 2012г. этот дефицит составил 5,6% ВВП, а в первом полугодии 2013г. уже достиг отметки в 5,9%. Иностранная валюта стремительно вымывается из страны – Украина семимильными шагами идёт к финансовой пропасти и социально-экономической катастрофе.
При сохранении нынешних тенденций в области бюджетной политики и при условии создания Зоны свободной торговли с ЕС, которое неминуемо усугубит и без того кризисную ситуацию в промышленности и масштабы экономического кризиса, Украина окажется неплатёжеспособной в перспективе 2,5-3 лет и будет вынуждена объявить дефолт. Либо в открытой форме через механизм реструктуризации и пролонгирования ранее взятых долгов (прежде всего, в иностранной валюте), что снизит бремя обслуживания долгов в краткосрочной перспективе ценой радикального повышения долгового бремени в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Либо в скрытой форме через девальвацию национальной валюты.
При этом уровень жизни в Украине весьма невысок – ВВП страны порядка $170 млрд., душевой ВВП по обменному курсу не превышает $2 тыс., а по паритету покупательной способности – $6,4 тыс. Средняя зарплата не более 11-12 тыс. рублей. Однако и этого невысокого достатка украинцы рискуют лишится уже в самое ближайшее время в связи с необдуманным подписанием Соглашения об ассоциации и созданием зоны свободной торговли с ЕС, которые автоматически закроют внутренний рынок России для украинской промышленности и сделают украинских товаропроизводителей беззащитными перед крупными транснациональными корпорациями Германии, Франции, Дании, Австрии и т.д.
Даже сельское хозяйство Украины не переживёт открытия рынка для ЕС – всё, что производит Украина (за исключением сельхоз сырья – т.е. зерна), Финляндия, Италия, Испания, Франция, Эстония, Литва и другие аграрные страны ЕС производят дешевле и качественней.
Достаточно вспомнить, к каким катастрофическим последствиям для периферийных стран ЕС привела непродуманная интеграция с Европой и избыточная либерализация внешнеэкономической деятельности, которой сегодня добиваются в ЕС от Украины.
По большому счёту, Греция – это закономерный результат бездумного следования разрушительной политики «Вашингтонского консенсуса» и «рыночного фундаментализма»: тотальной приватизации наиболее рентабельных и социально значимых секторов экономики (базовой инфраструктуры, ЖКХ, электроэнергетики, нефтегазового комплекса и т.д.), дерегулирования экономических процессов, отказа от стратегического планирования и прогнозирования научно-технического прогресса и социально-экономических процессов, демонтажа валютного регулирования и контроля, а также снятия ограничений на трансграничное передвижение товаров, услуг, капитала, технологий и рабочей силы.
Украина рискует пойти по пути Греции и Португалии – интеграция с ЕС, создание зоны свободной торговли и упрощение процедуры ввоза европейских товаров и услуг на рынок Украины рискуют спровоцировать мощнейшую волну деиндустриализации и дезинтеграции экономики, разрушения научно-технического потенциала, упадка несырьевой обрабатывающей промышленности, развала кооперационных связей с Россией, падения уровня жизни граждан и примитивизации структуры экономики в пользу третичного сектора, т.е. сферы услуг, ценой упадка производительной сферы материального производства.
Всё это будет сопровождаться замещением остатков национального производительного капитала транснациональным торгово-посредническим и финансовым капиталом вкупе с стремительным ростом как внутренней, так и, что представляет гораздо большую опасность, внешней задолженности.
Другими словами, Украина повторяет судьбу большинства стран Восточной и Южной Европы, которые после распада СССР и развара СЭВ в угаре либеральных догм без оглядки присоединились к ЕС и Еврозоне и оказались колонизированы европейским промышленным, финансовым и торгово-посредническим капиталом. Они утратили свою конкурентоспособность – все более-менее рентабельные и привлекательные с инвестиционной точки зрения предприятия были приобретены европейскими промышленными гигантами (Siemens, ABB, Philips, Mannesmann и т.д.), а все остальные предприятия либо встроились на правах аутсорсинга и субподряда в вертикально интегрированные цепочки создания добавленной стоимости европейского капитала, либо просто-напросто не выдержали конкуренции и были обанкрочены.
Достаточно посмотреть на динамику платёжных и внешнеторговых балансов стран европейской периферии за последние 20-30 лет, которые прекрасно демонстрируют утрату конкурентоспособности отечественной промышленности, рост зависимости внутреннего рынка этих стран от импортных товаров и иностранного капитала, а также стремительный рост бюджетных дефицитов, внешних заимствований и перераспределение национального дохода в интересах международных ростовщиков.
Согласно официальным данным ОЭСР и ЮНКТАД, если ещё в конце 1970-х, в 1980-е годы и даже в начале 1990-х годов у подавляющего большинства стран Восточной Европы имелся устойчивый профицит внешней торговли в размере 3-5% ВВП, а платёжные балансы сводились с положительным сальдо в 2-3% ВВП, то к концу 1990-х годов ситуация изменилась радикально: отечественные национальные производители стали проигрывать конкуренцию крупным европейским международным корпорациям, которые активно использовали свои преимущества: трансфертное ценообразование, экономию от эффекта масштаба производства, демпинг, доступ к долгосрочным дешёвым кредитным ресурсам, многоступенчатые схемы минимизации налогов и сокрытия прибылей, доступ к передовым производственным и управленческим технологиям, масштабная поддержка со стороны национальных правительств, наличие современного производственного оборудования и т.д.
Неудивительно, что уже в конце 1990-х и начале 2000-х годов у стран Восточной Европы, которые ещё недавно обладали сравнительно мощным научно-техническим и производственным потенциалом, стали формироваться хронические дефициты во внешней торговле товарами и услугами, которые покрывались за счёт наращивания внешних заимствований – как на государственном уровне, так и на уровне населения, а также финансовых и нефинансовых организаций.
Одновременно с этим транснациональные банки и международные спекулянты сумели пролоббировать псевдонаучный тезис о необходимости снятия ограничений на трансграничное движение капитала, что позволило ТНБ установить контроль над национальными банковскими системами.
Так, удельный вес иностранного капитала и нерезидентов в капитале банков стран Восточной Европы вырос в среднем с 3-5% в начале 1990-х годов до 90-98% в настоящее время.
Притом что ставки по кредитам хоть и снизились, однако по-прежнему существенно превышают уровень Германии, Франции и Великобритании. Хуже всего то, что вопреки либеральным мифам и идеологемам утрата контроля над финансовой системой не прошла незаметно и безболезненно – на полную мощность заработал пресловутый «финансовый насос» по перекачиванию сбережений из сравнительно менее развитых стран Восточной и Южной Европы на финансовые рынки экономически развитых стран.
Весьма показателен опыт 2007-2009 гг., когда по указке своих материнских организаций филиалы крупных европейских банков в странах европейской периферии под видом внутрифирменных кредитов, операций с долговыми ценными бумагами и прочими операциями стали выкачивать финансовые ресурсы из этой самой периферии (Словении, Словакии, Польши, Чехии, Прибалтики и т.д.), направляя эти ресурсы на спасение материнских структур и поддержку экономически развитых стран.
Этот «финансовый насос» нацелен на спасение финансовой системы и экономики метрополий ценой обескровливания и упадка колоний. Неудивительно, что за исключением Польши практически все остальные страны Восточной Европы в разгар острой фазы глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 г. умудрились продемонстрировать самое глубокое падение макроэкономических индикаторов – ВВП, промышленного производства, грузовых перевозок, доходов населения и т.д.
Это путь к дефолту и банкротству – для того, чтобы приобретать качественные и недорогие товары на внешнем рынке у иностранных производителей, необходимо быть способным производить конкурентоспособную не только по внутристрановым, но и по мировым меркам продукцию (а также услуги и работы), и уметь их продавать, грамотно отстаивая интересы отечественных производителей на мировом рынке.
К сожалению, ничем этим не могли похвастаться ни бывшие советские республики, поверившие в красивые обещания руководства ЕС и ухватившиеся за вывешенную «морковку» «европейских ценностей» и «прогресса», ни тем более Украина, власти которой наступают на те же самые грабли и в угоду шкурным сиюминутным интересам компрадорского сырьевого олигархического капитала и политиков жертвующих национальными интересами страны и всего общества.
Это обрекание Украины на судьбу Греции и Португалии – дефолт неизбежен, вопрос лишь времени. Выстоять в «равной» борьбе с европейскими промышленными гигантами у украинской несырьевой промышленности практически нет шансов.
ПОРЦИЯ УСПОКОИТЕЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЫ ОТ ЕС
Тем не менее, европейские чиновники продолжают делать хорошую мину при плохой игре и уверяют, что интеграция ЕС и Украины ведется не против России и не за её счет.
Более того, брюссельская бюрократия, которая ставит своей целью не только провести финансово-экономическую колонизацию Украины и открыть её внутренний рынок для продукции европейских промышленных корпораций и банков, но и существенно ослабить политические, культурно-исторические и гуманитарные связи Украины с Россией, на полном серьёзе заверяет, что Россия сможет извлечь выгоды от интеграции Украины с ЕС.
Якобы, это уникальный исторический шанс для России сделать свой стратегический выбор в пользу «цивилизованного общества» - пресловутых европейских ценностей, которые в последнее время становятся всё менее понятными и близкими даже самим европейцам: содомии, сексуальной распущенности и вседозволенности, толерантности в отношении наплыва мигрантов из слабо развитых стран (размывающих этно-культурный баланс и провоцирующих люмпенизацию рабочей силы и всплеск этнической преступности) и т.д. Именно такие невиданные ранее перспективы обещают России в Брюсселе.
Имеет смысл привести слова еврокомиссара по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле, который 11 октября 2013г. в Киеве на встрече с политическим руководством Украины публично заявил, что Соглашение об ассоциации между Евросоюзом и Украиной не заключается за счет России «Чтобы не было ошибок: Соглашение об ассоциации не заключается за счет России. Напротив, Россия также получит очень большие преимущества от интеграции стран «Восточного партнерства» в более широкую европейскую экономику».
Если верить пропагандистским речам Штефана Фюле, то Соглашение «не забирает вашу суверенность», но укрепляет ее: «Наше представление таково, что в долгосрочной перспективе Соглашение должно внести большой вклад в создание общего экономического пространства, как мы говорим – от Лиссабона до Владивостока на основе правил ВТО».
Однако это всё красивые слова и обещания. На самом деле руководство Европейского Союза прекрасно понимает, что структурный кризис 2007 г. отнюдь не закончился в 2009г. и в скрытой форме продолжается и сегодня – дисбалансы и перекосы в мировой экономике никто так и не устранил.
Более того, о реальных причинах кризиса предпочитают даже не говорить. ЕС и валютный союз уже полтора года находятся в состоянии самоусиливающейся рецессии и даже хронические бюджетные дефициты, сопровождаемые стремительным ростом государственного долга в попытке заместить сжимающийся платёжеспособный спрос домашних хозяйств и корпораций государственными инвестициями и заказом, не помогает вырваться из дефляционной спирали.
Логика развития высоко монополизированного финансового капитализма толкает руководство ЕС к экспансии на новые рынки – это единственный шанс найти спрос на производимые европейскими ТНК товары и услуги (в том числе банковские) и удержать на плаву отечественных производителей. Более того, это единственный способ обеспечить сохранение пирамиды долгов, которая была построена в Европе за последние годы (государственный долг в среднем по странам Еврозоны вырос за последние годы с 55-60% до 100-105% ВВП).
Стремление Януковича подписать Соглашение об ассоциации с ЕС и создать зону свободной торговли крайне сильно политически ангажировано. Это что-то из области фанатичной веры в то, что «Запад нам поможет» или «пустите Дуню в Европу». Совершенно очевидно, что подобного рода инициативы обернутся социально-экономической катастрофой – в перспективе 2-3 лет Украина свалится в глубокий кризис и состояние дефолта.
Крайне сложно не согласиться с утверждением академика Сергея Глазьева, по совместительству занимающего должность советника президента Путина, относительного того, что "фактически Украина станет колонией ЕС, и ей из Брюсселя будут диктовать, что надо делать". Действительно, ЕС принуждает Украину отказаться от критически значимой части своего суверенитета.
Во-первых, это мощнейший удар по финансово-экономическому суверенитету – Украина обязуется в течение ближайших лет полностью передать на наднациональный уровень вопросы разработки и соблюдения технических регламентов, экологических и фитосанитарных требований к производимой продукции.
Во-вторых, интеграция «братской республики» с ЕС повлечет самоликвидацию торговых отношений Украины с Россией и закроет дорогу в Таможенный союз. На границах Украины и России автоматически произойдет ужесточение контроля за ввозимой продукцией в связи с беспрепятственным пропуском Украиной европейских продовольственных товаров. В противном случае Украина превратится в окно или проходной двор для товаров европейских корпораций, через который будет обеспечен транзит европейской продукцию в Россию.
В-третьих, для самой Украины необдуманное сближение с ЕС будет связано с серьёзными военно-политическими уступками – эта часть государственного суверенитета также подлежит передачи на уровень европейских элит.
В соглашении об ассоциации предполагается, что Киев обязуется следовать в кильватере европейской политики. При этом руководство Украины в принципе не имеет никаких прав на эту политику влиять. В частности, в соглашении предусмотрено, что Украина обязуется участвовать под руководством ЕС в урегулировании региональных вооружённых конфликтов, наподобие грузинского.
В качестве "морковки" для граждан Украины «брюссельский обком» обещает в неопределённой перспективе выйти на безвизовый режим с Евросоюзом. Справедливости ради стоит сказать, что в тексте самого Соглашения об Ассоциации с ЕС о безвизовом режиме и конкретных сроках не сказано ни слова. Другими словами, это очередная пустая и ни к чему не обязывающая финансово-политические элиты ЕС «обещалка».
Владислав Жуковский, Институт высокого коммунитаризма