Химики говорят, что основа основ, наука наук – это химия. С ними спорят физики, доказывая важность своего предмета исследований. Их опровергают математики, высокомерно заявляя, что без сей науки никто ничего не сделает. Но и те, и другие, и третьи не скрывают, что пользуются некоторыми приближениями. В отличие от членов правительств, с апломбом уверяющих, что точнее экономики ничего на свете нет.
Впрочем, верить их благостным экономическим прогнозам значительно опаснее, чем любым иным. Помните заявления, например, об отсутствии причин для кризиса в американской экономике в начале 2008 года? И тут – на тебе, приплыли… Или клятвы некоторых российских чиновников десятилетием раньше, в 1998-м: «Никаких поводов для дефолта не существует».
Подобными заверениями сегодня пестрят новостные ленты украинских СМИ: министры, депутаты, обслуживающие власть политологи надувают щёки, рассказывая о том, что украинская экономика сильна, как никогда. А если ещё чуть-чуть подождать, то к нам хлынет цунами европейских денег, которые негде будет хранить.
Но не следует путать заявления политических фигур с реальным положением дел и трезвым анализом экономического состояния. Поскольку политики, как никто другой, кровно заинтересованы в сокрытии правдивой информации: если население узнает правду, то эти самые политики рискуют больше никогда не увидеть своих тёплых кресел в уютных кабинетах. Ну а когда гром таки грянет, у них есть «отмазка»: «А мы что? А мы ничего! Мы всё правильно делали, но в расчёты наших экономистов вкралась досадная ма-а-а-аленькая ошибка».
Хотя чаще всего о «м-а-а-аленькой ошибке», являющейся на самом деле системным просчётом на уровне волевых политических решений, их предупреждали заранее, отговаривали от такого шага, давали рекомендации, как исправить ситуацию.
Рейтинговое агентство Moody`s послало сигнал правительству Украины, снизив кредитный рейтинг страны до уровня CAAL, говорящего об угрозе дефолта. Запущенность болезни украинской экономики констатировало не только это агентство. Снижен рейтинг крупнейших украинских компаний, среди которых – "Донецксталь", "Лемтранс", Ferrexpo, ДТЭК, 11 банков.
На фоне роста спроса населения на валюту доходность 10-летних облигаций выросла в последние недели до 10,5% годовых (в апреле - 7,5%), а кредитно-дефолтные свопы превысили отметку в 1000 базовых пунктов. Вложения в экономику Украины в 2012 году сократились на 7% до 6,01 млрд долларов, а за восемь месяцев 2013 года еще на 41% – до 2,51 миллиарда. С 2010 года Украину уже покинули более трех десятков инвесторов, и аудиторская компания Ernst&Young считает, что выход иностранного капитала из украинского бизнеса продолжится.
* * *
Предсказать заболевание и его результат можно было намного раньше, оценив факторы, вызывающие ухудшение экономической ситуации. В первую очередь – это отрицательное сальдо внешнеторгового баланса. Проще говоря, Украина покупает больше, чем продаёт. По аналогии с семейным бюджетом тратит больше, чем зарабатывает. То есть проедает накопления прежних лет.
Во-вторых, падение объёмов собираемости налогов. Да, да! И даже не ссылайтесь на данные Госстата об увеличении доходов бюджета за 9 месяцев 2013 года на 1,4%! Значительную часть этого роста (кстати, вместо запланированных 6%) обеспечили усилия Нацбанка, а также ухищрения отечественных мытарей, придумавших собирать налоги с предприятий авансом даже не за один месяц вперёд.
НДС, например, выплачивается предприятиями ЗА ГОД вперёд! А потом пересчитывается и, если произошла переплата, не возвращается, а засчитывается в платежи следующего года. Что в казну попало, то уже не возвращается.
И, в-третьих, непомерное кредитное бремя. Вопрос стоит уже о получении кредитов ради оплаты процентов по ранее взятым кредитам, что вгоняет страну в абсолютно беспросветную кабалу.
Результатом всего перечисленного стало катастрофическое падение золотовалютного резерва Украины, рост государственного долга, тотальное сокращение финансирования социальных и государственных программ, а также бюджетных организаций, падение производства в целых отраслях экономики. Так ЗВР с начала года опустились на 12%, стали ниже уровня внешних заимствований и достигли двухмесячного объёма импорта. Всего же долги государства на сентябрь 2013 г. составили 68 млрд долларов.
Буквально в последние месяцы начала резко расти задолженность по зарплатам (в октябре впервые за много лет была задержана зарплата депутатам Верховной рады), стали задерживаться пенсии. Дошло до того, что украинский МИД более полугода не отправляет в посольства дипломатов вместо отработавших свой срок по контракту: на это нет денег, а содержать диппредставительства МИДу предложено за счёт… невыплаты членских взносов Украины в международные организации.
Плачевное содержание государственной казны обсуждалось на профильном комитете Верховной рады, и в ходе обсуждения выяснилось, что на утро дня заседания на счетах казначейства было всего 750 тысяч гривен.
Нельзя сказать, что правительство не предпринимает никаких мер по улучшению ситуации. То же самое требование об авансовой выплате налогов было придумано именно ради спасения бюджета. Правда, данный ресурс уже полностью исчерпан. Многие предприятия просто не в состоянии платить больше и заранее, а дальнейшее урезание расходов чревато социальным взрывом, о чём предупреждают неоднократные попытки штурма парламента «афганцами» и «чернобыльцами» осенью прошлого года.
Шаги правительства всё больше напоминают судорожные действия шахматиста, попавшего в жесточайший цейтнот. Чего только стоит решение о выплате долгов бюджетным организациям векселями со сроком погашения в пять лет.
Мало того, что этим организациям необходимо будет расплачиваться данными бумагами с поставщиками, многие из которых просто физически не в состоянии заморозить вложенные в производство средства на пять лет. Такие платежи означают скрытое сокращение финансирования, поскольку векселя с пятилетним сроком если кто-то и будет принимать, то исключительно с сумасшедшим дисконтом.
* * *
Взгляд в будущее также не даёт оснований для оптимизма. До конца 2013 года Украина должна выплатить по внешним долгам около 4 млрд долларов. Новости же экономики всё больше напоминают сводки с полей сражений. В ряде отраслей (автомобилестроение, вагоностроение) производство сократилось вдвое и больше, в химическом производстве остановлено несколько крупнейших предприятий, часть металлургических заводов и комбинатов остановила целые производства, загрузка трубопрокатных мощностей составляет 20-25%.
За первое полугодие 2013 года объём товарооборота с крупнейшим внешнеэкономическим партнёром – Россией – сократился на 19% и имеет тенденцию к дальнейшему сокращению. Даже в сельском хозяйстве наблюдается отставание объёмов поставок зерна в Европу по сравнению с прошлым годом.
Пока это всё не отразилось на состоянии государственных финансов Украины по единственной причине: налоги предприятиями проплачены заранее. Хвататься за головы министру финансов и прочим министрам придётся позже, когда придёт конец очередного налогового периода.
* * *
Однако вернёмся к системному просчёту на уровне волевого политического решения, который, без всякого сомнения, и является причиной нынешнего преддефолтного состояния Украины.
Не секрет, что львиную долю в отрицательном сальдо внешнеторгового баланса Украины составляет оплата стоимости импортируемых из России энергоносителей. Та же высокая цена на газ является причиной остановки многих химических и металлургических предприятий и производств. Российская Федерация неоднократно предлагала руководству Украины присоединиться к Таможенному союзу, что позволило бы Украине только на энергоносителях ежегодно экономить 6-8 млрд долларов.
Ещё примерно столько же можно было бы получить благодаря отмене ввозных пошлин для украинских товаров за счёт увеличения экспорта продукции остановившихся в этом году предприятий.
Однако «верхи» приняли политическое решение подписать соглашение о зоне свободной торговли с ЕС, основной целью которого является недопущение сближения Украины с Россией и Таможенным союзом. Поскольку разные аспекты влияния на украинскую экономику данного документа и автором, и другими аналитиками рассматривались уже неоднократно, подробно останавливаться на них не станем. Отметим лишь основное.
Быстрое наполнение дешёвыми европейскими товарами украинского рынка, преподносимое как плюс соглашения о ЗСТ, означает скачкообразный рост отрицательного сальдо внешнеторгового баланса, более быстрое вымывание денег из украинской экономики. Снижение и обнуление ввозных пошлин – резкое сокращение поступлений в бюджет. Поскольку сами европейцы уверены в неизбежных массовых банкротствах украинских предприятий из-за ужесточения конкуренции, резко упадёт объём налоговых поступлений.
Введение странами Таможенного союза заградительных мер и тарифных барьеров приведёт к падению объёмов экспорта в эти страны, снижению поступлений в бюджет от вывозных пошлин и налоговых поступлений от предприятий. Мы уже не говорим о таких «мелочах», как снижение поступлений подоходного налога и отчислений в пенсионный и другие фонды из-за массовых увольнений работников обанкротившихся предприятий, а также 165 миллиардах евро, необходимых для перехода Украины на европейские стандарты и техрегламенты.
Кто-то продолжает верить политикам, уверяющим с телеэкранов, что дефолта на Украине не будет. Остальным я предложил бы организовать тотализатор со ставками на месяц, чтобы определить, когда произойдёт неизбежное…
Александр ГОРОХОВ, ОДНА РОДИНА