Если Соглашение и будет подписано без решения «дела Тимошенко», то будет это сделано назло России и только поэтому… разыгрывающаяся партия не имеет прямого отношения к экономике и даже региональной политике – это сугубо геополитический вопрос, в котором Украина - это лишь разменная карта для торгов, интересы которой мало кого интересуют… На этом фоне возникает два принципиальных вопроса: почему ЕС после длительного умиротворяющего диалога ужесточил свою позицию и действительно ли подобное публичное ужесточение свидетельствует о готовности ЕС сорвать Вильнюсское мероприятие?
15 октября стало известно, что Украина до середины ноября останется под неусыпным контролем «миссии бывших». Президент Европарламента М.Шульц сообщил, что мониторинговая миссия Кокса-Квасьневскго была продлена до середины ноября.
В тот же день был опубликован текст прошения Кокса-Квасьневского Виктору Януковичу о помиловании Юлии Тимошенко. В целом текст не особо интересный, если бы в нем не было «деталей».
Во-первых, в нем четко увязывается подписание Соглашения об ассоциации с помилованием Тимошенко. Если до этого момента украинская власть пыталась делать вид, что отношения двух больших структур (Украины и ЕС) это больше, чем проблема одного человека, то теперь на этом спекулировать не удастся.
Во-вторых, ЕС четко обозначил путь решения проблемы Ю.Тимошенко – помилование и выезд за границу на лечение. Если раньше речь шла только о лечении, то теперь ЕС не хочет ограничиваться только этим. Похоже, что европейцы поняли, как много (политически и экономически) Киев поставил на это Соглашение, и решили воспользоваться этим для дальнейшего выкручивания рук действующему украинскому президенту.
В-третьих, и это показательно, в тексте среди множества разнообразных отсылок (в том числе к усилиям власти по всемерной помощи миссии) отсутствует пункт об освобождении Ю. Луценко. То есть то, чем украинская власть собиралась козырять перед европейцами в качестве частичного выполнения обязательств по решению проблемы избирательного правосудия, даже не нашло своего места в преамбуле документа.
Несмотря на принятое решение о продлении работы миссии Кокса-Квасьневского, 21 октября должно состояться заседание Совета ЕС относительно выполнения Украиной взятых на себя обязательств для подписания Соглашения об ассоциации.
Совещание, скорее всего, будет посвящено общим вопросам и даст лишь обобщенное заключение о том, что Киев в целом готов, однако без решения ключевого пункта об избирательном правосудии никто не может гарантировать успешного исхода Вильнюсского саммита.
По сути, об этом говорит и Янукович, когда отмечает, что «мы фактически идем к завершению подготовки к саммиту. Остались штрихи».
Но, похоже, что подобный оптимизм Януковича оказался чужд европолитикам, которые продолжают настаивать на освобождении Тимошенко. И, как показывает заявление Кокса-Квасьневского, не просто для лечения в Германии, а помилования. Хотя тот же Ш. Фюле, с которым персонально работает А. Клюев, ограничился более мягкой версией: «Ю.Тимошенко выедет на лечение в Германию. Мы не далеки от этого».
***
В тот же день, когда была продлена миссия Кокса-Квасьневского неожиданно, после определенного затишья, началось и широкое давление на Украину по дипканалам относительно важности «вопроса Тимошенко». Во время панельной дискуссии, проводимой грантоедским Институтом мировой политики, сразу три посла ключевых для Украины европейских стран заявили, что без решения «дела Тимошенко» Украине об ассоциации с ЕС нечего и думать.
Так, по мнению посла Германии, «без этого подписание Соглашения сложно представить». Его поддержали послы Франции и Польши. О том же сказал и К. Билдт, глава МИД Швеции: «Отчет Кокса-Квасьневского говорит о том, что Украина так и не выполнила всех необходимых условий».
Появились и более радикальные заявления, причем от официальных лиц ЕС. Начальник департамента стран Восточного партнерства и Европейской службы внешних действий Д. Шубель заявил, что, «если до 18 ноября вопрос Тимошенко не будет решен приемлемым способом, ЕС откажется от подписания Соглашения с Украиной на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе».
Похоже, что планы Администрации Президента Украины проволынить решение этого вопроса обречены на провал. Издание «Коммерсант-Украина» называет минимум три страны, для которых этот вопрос остается принципиальным – Франция, Швеция и Испания. Германия не упоминается.
Видимо, это связано с тем, что «политика Германии в отношении Украины всегда шла с поправкой на соблюдение российских интересов» в этом регионе (Г.Фергойген).
Следовательно, Германия намерена занять больше радикальную, чем конформистскую позицию.
Немецкий фактор в вопросе подписания Соглашения отмечен и в Rzeczpospolita: «...судьба Украины зависит от «покерной партии» между Меркель и Януковичем».
Первая не хочет нарушать своих публичных обязательств по подписанию Соглашения только в случае решения проблемы Тимошенко, а второй – опасается конкуренции со стороны Тимошенко на грядущих выборах и дополнительных электоральных потерь. Фактически, как отмечает издание, если Соглашение и будет подписано без решения дела Тимошенко, то будет это сделано назло России и только поэтому.
Издание открыто говорит о том, что разыгрывающаяся партия не имеет прямого отношения к экономике и даже региональной политике – это сугубо геополитический вопрос, в котором Украина - это лишь разменная карта для торгов, интересы которой мало кого интересуют.
***
На этом фоне возникает два принципиальных вопроса: почему ЕС после длительного умиротворяющего диалога ужесточил свою позицию и действительно ли подобное публичное ужесточение свидетельствует о готовности ЕС сорвать Вильнюсское мероприятие?
Судя по всему, официальным Киевом были даны некие обещания к дате отчета Кокса-Квасьневского, которые Киев, как обычно, не выполнил. Учитывая, что и по остальным требованиям ЕС были достигнуты лишь относительные успехи, которые можно признать таковыми лишь с изрядно прикрытыми глазами, то дело Тимошенко действительно становится важной составляющей.
Более того, жесткость позиции в этом вопросе объясняется и явным нежеланием ЕС идти на поводу у Киева, который всем своим поведением говорит «никуда вы от нас не денетесь – подпишите».
Кроме того, ужесточение позиции ЕС связано и с другим фактором. Похоже, что еврочиновники и европолитики окончательно убедились в том, что все угрозы Украины (в случае неудачи в Вильнюсе обратить свой взгляд на Восток) – это не более чем заявления, которые так никогда и не зайдут дальше, чем пресловутый фантомный формат отношений «3+1». Янукович и все близкие к нему ФПГ явным образом не заинтересованы во вступлении в Таможенный союз и реально даже не рассматривают подобную возможность.
Посетивший 17 октября Брюссель Сергей Арбузов после встречи со Штефаном Фюле заявил: «Уверен, что активизация нашего двустороннего диалога с Европейским союзом устранит все препятствия на пути к подписанию Соглашения. Украина продолжает прилагать усилия для достижения прогресса по всем критериям подписания документа».
Это развязывает ЕС руки, позволяя торговаться на более высоком уровне и не упрашивая, а требуя от Киева выполнить те условия, с которыми обе стороны ранее согласились.
На этом фоне продление срока миссии Кокса-Квасьневского, свидетельствует не столько о готовности срыва подписания, сколько о попытке дать последний шанс Киеву на решение вопроса. Ведь если бы вопрос не решался или решение не было бы наработано в принципе, то и смысла продолжать миссию не было бы. А так Киеву официально дали еще месяц (практически до 18 ноября), за который должно быть найдено удобоваримое решение.
Маловероятно, что Банковая пойдет даже на частичное помилование Тимошенко. Да и выезд ее на лечение в Германию сопряжен со значительным количеством сложностей. Впрочем, одно из последних и озвученных предложений Европы относительно судьбы Тимошенко (освобождение с условием уплаты 200 млн. долл. штрафа и лишением гражданских прав на 3 года) очень похоже на то, чего хотел бы Янукович.
Однако тут возникает много других вопросов, из которых самые простые: как юридически это должно быть оформлено и как человек, декларировавший доходы на уровне 250 тыс. грн. за год, объяснит появление 200 млн. долл. для своего освобождения?
Ближайший месяц эта дискуссия будет продолжаться, ведь, судя по всему, хоть Киеву и послали последнее «китайское предупреждение» и озвучили приемлемый для Европы сценарий, однако при этом дали время, а значит, и возможность торговаться дальше.
Виктор КОСТЕНКО, ОДНА РОДИНА