ЧЬИХ ВЫ ХЛОПЦЫ БУДЕТЕ?


30.09.2013 12:36
Предварительная внутренняя евроинтеграция

Куда мы на самом деле интегрируемся в случае подписания договора об ассоциации с ЕС? Вы думаете, что в Европу? Да ничуть ни бывало! До этого не то, чтобы далеко – это вообще где-то запредельно. Суть происходящего в Украине (скорее истерического, чем исторического) процесса состоит в том, чтобы прежде, чем интегрироваться в Польшу и Румынию (ну не во Францию же?) в качестве новой периферии, мы все должны дружно и безоговорочно интегрироваться в родную (или двоюродную) Галичину, как в свою наиболее продвинутую в Европу часть. Интегрироваться нужно тоже в качестве новой периферии старшего брата, разумеется, поскольку никакой другой евроинтеграции, кроме периферийной, в природе не бывает. Какие бы европейские сказки нам на эту тему не рассказывали.


Предварительная внутренняя интеграция с Галичиной должна будет расчистить нам дальнейшую светлую дорогу в благословенную Европу. Без этого внутреннего как бы евроинтегрирования о всяком дальнейшем даже виртуальном продвижении в Европу говорить просто-таки бессмысленно. Перед тем же, как нам окончательно принять европейские ценности
(и соответственно отказаться от своих собственных ценностей – у кого они, конечно, есть) мы должны будем безоговорочно принять ценности прогрессивной и продвинутой в европейском смысле Галичины.

У кого же собственных ценностей в наличии не имеется, тому предварительно евроинтегрироваться будет намного легче: не нужно будет освобождать в сознании место под эти самые новые ценности. А у кого и сознания нет
(поскольку у них сознание определяется бытием, а какое у нас бытие?) тому эту операцию будет проделать совсем легко. Можно будет обойтись совсем без наркоза: новое бытие (европейское как бы) и сразу же новое сознание. Тоже европейское. Не успели оглянуться – вокруг сплошная Европа. С галичанской спецификой, правда.

Тем же, кому поначалу трудно будет принять европейских, в известном смысле, галичанских героев и правильное галичанское представление об истории, как непрерывном движении к
«омрияной незалежности» от доисторического украинского Триполья, через Петлюру, Бандеру и Ющенко с Тимошенко – тому придется, конечно, произвести над собой некоторое насилие. Которое будет, впрочем, вскоре щедро вознаграждено бесплатными шенгенскими визами. А то и вовсе (в каком-то недалеком, по историческим меркам, будущем) безвизовым режимом. Ну, так нам обещают те, кто нас туда с одной стороны двигает, а с другой стороны тянет. Есть еще и третья сторона – та, которая нас подталкивает.

Парадоксальным образом, Азаров, агитируя за евроассоциацию, спрашивал у телезрителей: хотят ли они, чтобы в стране было европейское правосудие, чтобы были высокие жизненные стандарты, чтобы можно было без виз ездить в Европу. Когда об этом говорят, например, Яценюк с Кличко, то здесь удивляться нечему – какой с них спрос? Но когда об этом говорит премьер-министр Кабмина, который-то, как глава исполнительного органа и должен обеспечивать эти самые высокие европейские стандарты
(а не наивно надеяться, что за него это сделают в Брюсселе), то выглядит это более чем странно. Зачем тому Брюсселю эти заботы? Он же не Ельцин, который требовал каждое утро, проснувшись, думать об Украине. Какие высокие европейские стандарты Брюссель уже обеспечил в тех странах, которые давно ассоциированы с ЕС? В Египте, например, в Тунисе или в Чили?

Вот, во что можно смело поверить – это в то, что первым шагом после надежного евроассоциирования Украины – ЕС заставит Виктора Януковича
(не мытьем, так катаньем) выпустить Юлию Тимошенко. Это сейчас Янукович еще может выбирать: выпускать ему Тимошенко или пусть она еще посидит. Полежит, в смысле. А после подписания соглашения выбора уже никакого у него не останется – только Юле волю. А на воле она так в него вцепится, что не приведи Господи.

Возвращаясь к предварительному евроинтегрированию, можно отметить, что на практике это будет означать принятие для большинства новой идентичности от меньшинства. Общественная наука исходит из того, что идентичность является базовой меткой для любого явления, для любой страны или региона. Здесь же важно понять, с какой именно идентичностью Украины мы должны себя ассоциировать? Ведь она в каждом регионе хоть и
«неправильная» (с европейской точки зрения) но своя, родная. И таких «неправильных» регионов у нас очень много.

Но есть еще более общая историческая идентичность Украины, например, времен Богдана Хмельницкого, Петра Первого и Мазепы, Петлюры и Бандеры? Идентичность Украины Ющенко-Тимошенко, Кучмы или Януковича? А ведь это все опять-таки разные идентификации, часто поверхностные и неглубокие. А настоящая идентичность должна обязательно иметь какие-то глубокие корни. Должна непременно опираться на настоящую историю своих дедов и прадедов. И по большому счету я не имею морального права изменять их памяти, и как бы усыновляться к тем, у кого в роду были вояки
SS «Галичина» или лесовики УПА. Но именно этого от меня требуют евроинтеграторы.

Если я, вместо привычного
«добрый день» и «доброго здоровья», буду говорить «слава Украине» и «героям слава», то о какой именно Украине и о каких именно героях здесь идет речь? Ни моего отца, ни деда с прадедом среди этих героев нет. Прадед мой, лейб-гвардии гусар, был солдатом Белой империи и нес службу в Зимнем дворце, в личных покоях императора. И я не могу себя с ним не идентифицировать. Я горжусь своим прадедом. Или мне нужно скрывать такое родство в свете как бы прогрессивного движения в Европу?

Дед мой тоже был солдатом Белой империи, и честно отвоевал четыре года на фронтах Первой мировой, в Бессарабии. Отец был солдатом Красной империи. И тоже прошел по дорогам Бессарабии во Второй Отечественной войне. И потому для меня эта война всегда будет Отечественная, а не просто Вторая мировая. И потому победа СССР над фашистской Германией всегда останется для меня праздником, а не днем траура.

И вот те, кто до сих пор не прошел внутреннюю евроинтеграцию, никогда не пройдет и внешнюю, какими бы там они документы на своих евроинтеграционных междусобойчиках не пописывали. Никакой бумажкой нельзя изменить исторической и культурной идентификации народа, которая насчитывает многие столетия. По крайней мере, это невозможно сделать быстро. Пример той же Галичины показывает, что перекодирование ее с кирилличной культуры на латинскую было очень болезненным и длилось многие столетия. И до сего времени оно так окончательно и не завершено. Хотя региональная идентичность там, несомненно, возникла.

И это на сегодняшний день главная проблема для поиска какой-то новой идентичности, общей для всей страны. А новые идентичности в истории иногда все-таки возникают – как это было с СССР. Теоретически появления такого феномена новой идентичности нельзя исключить и для Украины. Но это задача для политических титанов, а не карликов. Но титанов пока на горизонте не видно. Может, время еще не пришло?


Александр ЛЕОНТЬЕВ, 2000

 

Комитет

 


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/109543/
© 2006-2008, komitet.net.ua