Поглядывая в сторону Запада, украинская власть явно не учитывает, что отход от интеграционных схем с традиционными партнерами, связи с которыми формировались на протяжении многих лет, ударит по Украине по всем направлениям. В том числе и в сфере военного сотрудничества. Не только в области ОПК, где катастрофичность разрыва кооперационных связей для Украины совершенно очевидна. Тем не менее, это происходит и после начинающихся провалов Минобороны Украины по линии международного сотрудничества. Киеву можно уже сейчас подсчитывать убытки.
Индикатором подобных провалов стало нынешнее очередное обострение вопроса дальнейших перспектив использования тренировочного комплекса по подготовке пилотов палубной авиации НИТКА в Крыму. Казалось бы, еще совсем недавно – всего год назад – украинское военное руководство ликовало, что все вопросы относительно дальнейшего использования комплекса НИТКА российскими военными решены, Киеву оставалось лишь сдавать его в аренду и получать, ничего не делая, неплохие доходы в госбюджет.
В августе 2012 г. в Киеве прошло пятое заседание подкомитета по сотрудничеству в сфере безопасности украинско-российской межгоскомиссии. Министр обороны Украины Дмитрий Саламатин после встречи с руководителем военного ведомства РФ Анатолием Сердюковым сообщил, что между Украиной и Россией «существует хороший, доверительный формат взаимоотношений в военной сфере».
Который, по словам Саламатина, «включает проведение учений, обмен делегациями по актуальным вопросам реформирования вооруженных сил, сотрудничества в сфере противовоздушной обороны и другие направления».
Одним из примеров такого «доверительного формата» как раз и была названа договоренность о дальнейшем использовании российской стороной украинского полигона НИТКА в Крыму, где проходили обучение летчики российского авианосца «Адмирал Кузнецов».
Как уточнил тогда Дмитрий Саламатин, главы военных ведомств двух стран подписали протокол о внесении изменений в межправительственное соглашение с Россией об использовании полигона взлетно-посадочных систем НИТКА. Согласно договоренностям, Москва должна была платить за использование полигона «живыми» деньгами, ранее расчет за аренду объекта осуществлялся запчастями российского производства к украинским истребителям. При этом плата увеличилась с $700 тыс. до $2 млн.
Еще одним успехом в переговорах по комплексу НИТКА в Минобороны Украины назвали то, что новые соглашения позволяли Киеву сдавать комплекс в аренду не только российским военным, и но представителям вооруженных сил других стран. До того дня, согласно базовому двустороннему соглашению 1997 года, здесь могли проходить обучение лишь российские летчики (самим украинским военным, как известно, этот полигон не нужен, поскольку в составе ВМС Украины нет и не предвидится авианосцев), а доступ летчиков палубной авиации третьих государств был закрыт.
И как только министр обороны РФ поставил свою подпись под новыми договоренностями по полигону НИТКА, в Украине сразу же принялись предвкушать дополнительные доходы от сдачи комплекса в аренду – среди потенциальных новых партнеров назывались Индия и Китай.
Однако очень скоро оказалось, что нельзя «дружить» сразу со всеми, пытаясь заполучить от такого сомнительного «многостороннего» партнерства максимальную прибыль. В Москве не остались незамеченными усилия украинской власти по укреплению отношений украинской стороны с НАТО. И после того, как в начале 2013 года Украина присоединилась к операции Альянса «Океанский щит» (став тем самым первой в мире страной-партнером, которая участвует во всех без исключения операциях НАТО) и пообещала выделять больше сил и средств для участия в операции НАТО в Афганистане, похоже, терпение Кремля лопнуло. В итоге с начала 2013 года Россия перестала использовать комплекс НИТКА в Крыму для подготовки своих летчиков.
Никак не способствовало нормализации ситуации и не до конца понятные заявления в апреле 2013 года нынешнего министра обороны Украины Павла Лебедева. Он, как помним, вдруг принялся резко критиковать весь спектр военно-технического сотрудничества с Россией. В частности, Лебедев заявил, что по вине РФ затормозились все совместные проекты в области военно-технического сотрудничества.
«Мы готовы решать все вопросы. Но такое впечатление, что России это не надо», – утверждал он.
Перечислив разные аспекты сотрудничества, Лебедев тогда упомянул соглашение между РФ и Украиной по самолету Ан-70, заявив, что «оно не выполняется с российской стороны».
В России упоминание об Ан-70, как и следовало ожидать, вызвало негативный резонанс. В Москве напомнили Лебедеву, что этот проект если и остается в живых, то только благодаря российским деньгам, поскольку Минобороны Украины финансирует свои обязательства менее чем наполовину. В целом же выпад украинского военного руководителя еще больше усугубил ситуацию, и мечты украинского МО о заработке на сдаче комплекса НИТКА в аренду россиянам вовсе ушли в плоскость ненаучной фантастики.
Восемь месяцев Минобороны Украины пыталось не рекламировать этот факт, делая вид, что военное сотрудничество с российскими коллегами продолжает развиваться… Пока в середине августа выступавшему на брифинге замминистра обороны Украины, руководителю аппарата МО Украины Владимиру Можаровскому не был задан вопрос об использовании комплекса НИТКА российскими военными, задан, что называется, в лоб.
Замминистра обороны дал весьма интересный ответ. «Россия официально не отказалась от использования комплекса НИТКА в последующие годы. Сейчас украинская и российская стороны продолжают обсуждать вопрос использования полигона на взаимовыгодных условиях», – сообщил он.
И добавил, что «есть другие страны, которые проявляют определенный интерес к использованию комплекса НИТКА. В частности, это Индия и Китай», – уточнил чиновник.
Правда, оговорившись, что «конкретных договоренностей по этому вопросу пока не достигнуто».
В общем, как следует из его слов, тревожиться за судьбу комплекса не стоит – он как приносил, так и будет приносить деньги в украинский госбюджет. Если верить Можаровскому, то и Россия продолжает «обсуждать вопрос» использования комплекса, и индийцы с китайцами рвутся заключить с МО Украины соглашения о подготовке на нем своих летчиков. Но прежде, чем поверить в эти рассказы в стиле «все хорошо, прекрасная маркиза», стоит проанализировать, действительно ли упомянутые страны нуждаются в украинском комплексе.
Что касается России, то совершенно не является тайной тот факт, что близ российского города Ейска на Кубани полным ходом идет строительство комплекса, аналогичного НИТКА. По заявлениям директора Федерального агентства специального строительства РФ Григория Нагинского, делавшимся на протяжении 2012 г., окончание строительства в России всего авиакомплекса для морской авиации запланировано на 2015 год. А в марте 2013 года тот же Нагинский заявил о намерении уже нынешней осенью ввести его в эксплуатацию.
Как уточнил глава Спецстроя РФ, «глобально там строительные работы практически закончены. Думаю, что в августе-сентябре этого года там уже самолеты будут летать».
Таким образом, Россия уже в обозримом будущем закончит строительство своего комплекса. В связи с чем возникает резонный вопрос: а зачем тогда российским военным нужен украинский комплекс? Планы российского Минобороны построить аналогичный комплекс в России совершенно понятны, учитывая постоянно демонстрируемую украинским военно-политическим руководством свою ненадежность как партнера (стоит вспомнить, сколько проблем вокруг допуска российских летчиков на том же комплекс НИТКА в Крыму возникало, начиная с 2005 года).
А ярко выраженное стремление Киева сблизиться с НАТО, а в последнее время и формирующимися военными структурами ЕС никак не укрепляет доверие к нему со стороны российского военного руководства.
Но в Минобороны Украины уверяют: если россиянам комплекс НИТКА будет не нужен, ничего страшного не произойдет. Мол, в очереди на него уже стоят… Стоит разобраться, так ли это.
Что касается Китая, то Минобороны Украины уже не менее шести лет рассказывает о том, что китайцы проявляют величайший интерес к комплексу в Крыму и готовы тренировать там своих летчиков. Действительно, представители Минобороны КНР неоднократно приезжали в Крым – ознакомиться с комплексом под предлогом заинтересованности в нем для подготовки своих летчиков. Впрочем, весь этот «интерес» сопровождался мелкими недоразумениями, на которые почему-то в МО Украины упрямо не обращали внимания, вещая о незыблемости украинско-китайской дружбы.
В частности, в 2008-2009 годах по заданию китайских спецслужб как минимум две группы шпионов пытались выкрасть технологию строительства НИТКА. СБУ тогда бодро рапортовала, что злоумышленники были задержаны на месте преступления, а коварные планы китайских спецслужб – сорваны. В июле 2010 г. Военный апелляционный суд Центрального региона вынес приговор по обвинению в шпионаже старшего полковника Народно-освободительной армии Китая Яо Цзюня, который в качестве слушателя проходил курсы повышения квалификации в Украине.
Какие именно секретные данные собирал китайский шпион, не сообщалось, ссылаясь на рассмотрение дела в «закрытом режиме». Однако, по некоторым данным, интерес разведчика вызвал именно комплекс в Крыму.
Как бы там ни было, но информация о комплексе таки уплыла в Китай. Иначе трудно объяснить тот факт, что когда в 2011 году западные издания опубликовали спутниковые фотографии нового тренировочного центра авиации ВМС Китая, расположенного на острове Хулудао, тот оказался до боли знакомым – один в один крымская НИТКА. Одновременно отпали сомнения в том, что КНР создает свою учебную базу для подготовки своих летчиков палубной авиации.
В связи с чем возникает тот же вопрос: о каких китайцах в Крыму рассказывают нам сегодня в Минобороны Украины? Зачем им теперь НИТКА вообще нужна?
В качестве потенциального партнера называют также Индию. Здесь ситуация еще интереснее. Дело в том, что пункт о подготовке летчиков палубной авиации Индии внесен в контракт с Россией на поставку в эту страну 45 самолетов МиГ-29К и МиГ-29КУБ для индийского авианосца «Викрамадитья», построенного в РФ. В 2009 году Индия заключила с российским «Рособоронэкспортом» сопутствующий контракт на сумму 60 миллионов долларов на строительство в индийском штате Гоа аналога комплекса НИТКА в виде объекта SBTF (Shore-Based Test Facility), разработанного российским ОАО «Невское ПКБ».
Весной этого года сообщалось, что комплекс будет введен в строй уже до конца 2013 года. В качестве ориентировочной даты торжественного открытия комплекса называется День ВМС Индии, который отмечается 4 декабря.
Если даже с введением в строй индийского комплекса возникнут какие-то проблемы, все равно договариваться с Украиной об аренде НИТКА в Крыму индийцам нет никакого резона – для подстраховки россияне, выполняя контракт с ВМС Индии, вполне могут временно использовать комплекс в Ейске. В любом случае говорить о серьезной заинтересованности со стороны Индии крымским комплексом, похоже, никак не приходится.
Правда, в этом случае у Украины есть возможность все же готовить индийских пилотов. Но договариваться об этом надо не с Индией, а... с Россией. В частности, в августе 2012 года в Минобороны России заявили, что поскольку пункт о подготовке экипажей внесен в контракт с Индией на поставку самолетов палубной авиации, то для подготовки индийских летчиков может использоваться комплекс НИТКА в Крыму, который россияне на тот момент арендовали у Украины.
Таким образом, круг замыкается: для того чтобы обеспечить хоть какую-то загрузку своего комплекса в Крыму, Киев все равно должен договариваться с Москвой (которая, например, могла бы организовать подготовку части летчиков РФ и Индии на построенных комплексах в этих странах, а части – в Украине).
Но для этого украинскому руководству стоило бы критически проанализировать свои отношения с НАТО и ЕС в военной сфере, которые уж точно не будут брать комплекс НИТКА в аренду. И начать конструктивный диалог с РФ, а не ударяться в критику украинско-российских отношений, сваливая все проблемы на российскую сторону.
Связанные с комплексом НИТКА события – лишь небольшая иллюстрация создавшейся ситуации в выборе партнеров в военном сотрудничестве. Не меньше проблем возникает в области подготовки специалистов противовоздушной обороны украинских Воздушных сил, которые уже более десятка лет (!) проводят стрельбы из комплексов С-200 только на полигонах РФ (в Украине стрельбы из этих комплексов запрещены после трагического случая над Черным морем, когда украинские ПВО сбили российский Ту-154).
В то же время страны НАТО как-то не спешат предоставить украинским военным возможность использовать свои полигоны для таких стрельб – да и нет в Европе таких полигонов, на которых можно было бы отрабатывать вопросы стрельбы из С-200 (самый дальнобойный зенитно-ракетный комплекс на вооружении ВС Украины). Статистика международных учений, в которых участвует Украина, показывает, что больше всего совместных мероприятий по боевой подготовке Киев проводит именно с НАТО.
Так, согласно официальным данным МО Украины, по линии Украина-СНГ в прошлом году было проведено 21 совместное мероприятие, по линии Украина-ЕС – 14 мероприятий, зато с НАТО - 247 мероприятий!
Но что получают украинские военные от совместных учений с НАТО? Спектр отрабатываемых вопросов всегда одинаков: это участие в «миротворческих» операциях (понятно, под эгидой Альянса), действия по обезвреживанию различных незаконных военизированных формирований, разведение враждующих сторон, взятие под свой контроль населенных пунктов и целых районов…
По сути, НАТО де-факто готовит украинских военных для участия в операциях под своим флагом. Это называется «отработкой совместимости подразделений при проведении многонациональных операций». И все эти навыки украинским военным для защиты собственной Родины, слава богу, не нужны. Тогда как вопросы обеспечения обороны собственной территории Вооруженные силы Украины могут отработать только в совместных учениях с Россией и другими странами СНГ.
Более того, некоторые из важнейших вопросов такой подготовки, как в упомянутом случае с тренировкой украинских расчетов зенитно-ракетных войск, не могут быть отработаны даже в собственной стране, а только в России!
Именно поэтому украинские военные всегда высказывали и высказывают серьезную заинтересованность в сотрудничестве со странами СНГ (в первую очередь с Россией) в сфере противовоздушной обороны, указывая на важность такого партнерства для обороноспособности нашей державы. Объективность этого мнения подтверждается уже хотя бы тем фактом, что даже в периоды наибольшего охлаждения в украинско-российских отношениях при президентстве Виктора Ющенко, в 2008-2009 гг., сотрудничество по этой линии продолжалось, и украинские «пэвэошники» проводили стрельбы на полигонах РФ.
Впрочем, партнерство с РФ касается не только подготовки украинских подразделений зенитно-ракетных войск, но и развития всей украинской ПВО. Вот совсем недавно, в середине августа 2013 года, на полигоне Ашулук в Астраханской области (РФ) прошли учения Объединенной системы ПВО СНГ «Боевое содружество-2013». В них приняли участие воинские части и подразделения от России, Украины, Беларуси, Армении и Таджикистана. При этом участвовавшая в учениях 5-я бригада Командования ПВО и ПРО Войск воздушно-космической обороны РФ представила полк, на вооружении которого находится новейшая зенитно-ракетная система С-400 «Фаворит» третьей доработки.
Ознакомиться, пусть и со стороны, с новейшим российским комплексом для украинских военных крайне важно. Ведь сегодня в Украине проблема оснащения зенитно-ракетных подразделений стоит чрезвычайно остро.
Так, в Минобороны Украины еще в прошлом году определили, что основой зенитно-ракетных войск страны является производившийся в России комплекс С-300. При этом плановый ремонт этих комплексов должен проводиться каждые 10 лет, тогда как украинские военные в связи с хроническим недофинансированием просто не могут выдерживать это требование (например, в период с 2004 по 2012 год ремонт прошли всего 6 комплексов).
И вот итог: по данным командования Воздушных сил ВС Украины, из всех украинских С-300, которые круглосуточно стоят на боевом дежурстве, не более 40% находятся в полностью боеготовом состоянии.
Ситуация усугубляется тем, что еще в прошлом году производство зенитных ракетных систем С-300 в России было завершено, и российские производители полностью перешли на выпуск только самых современных С-400. Это означает, что в скором времени украинские ремонтные предприятия, которые в настоящее время ремонтируют С-300 для украинской армии, останутся без комплектующих из России.
Предвидя эту ситуацию, Минобороны Украины долгое время рассказывало, что проблема оснащения зенитно-ракетных войск будет решена после того, как в Украине будет создан новейший многофункциональный ракетный комплекс «Сапсан». Однако после недавнего заявления министра обороны Павла Лебедева об отказе от этого проекта у украинских военных осталось единственное решение – договариваться с Россией о закупках комплекса С-400.
При этом в самой РФ не исключают такой возможности, но с указанием, что такие поставки возможны только в случае участия Украины в интеграционных проектах с Россией. Тогда как Запад, с которым так рвется сейчас дружить Киев, даже не заикается о возможных поставках систем ПВО в Украину. Помогать Украине обеспечивать обороноспособность страны – явно не в интересах Запада.
Стоит также вспомнить некоторые факты из истории становления Объединенной системы ПВО СНГ, в которой участвует Украина. Сразу после распада СССР стало ясно, что развал вместе с Союзом и единой системы ПВО страны означает, что ни одна из постсоветских республик не может быть полностью суверенной без полноценного контроля воздушного пространства в своих национальных границах.
В свое время заместитель председателя Координационного комитета ПВО при Совете министров обороны государств-участников СНГ генерал-лейтенант Сергей Разыграев указывал по этому поводу, что ПВО, являясь сферой наукоемких и высокоточных технологий, оказались слишком дорогостоящими для самостоятельного поддержания требуемого уровня их боеспособности каждым из суверенных государств Содружества.
Ведь для этого требуются самостоятельное создание и непрерывное содержание, совершенствование систем вооружения, обеспечивающих зенитное ракетное и истребительное авиационное прикрытие объектов обороны и госграниц в воздушном пространстве, эффективные системы радиолокационной разведки необходимой глубины и информативности, а также системы управления воздушным движением.
Поэтому, исходя из необходимости объединения усилий по противовоздушной обороне и охране национальных границ в воздушном пространстве, 10 февраля 1995 года главы десяти государств СНГ – Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины – подписали Соглашение о создании Объединенной системы противовоздушной обороны СНГ.
Создана она была для обеспечения охраны границ государств Содружества в воздушном пространстве, совместного контроля за порядком использования воздушного пространства, оповещения друг друга о воздушно-космической обстановке и о ракетном и воздушном нападении, а также для ведения совместных действий войск ПВО по отражению воздушно-космического нападения.
Вскоре в рамках этой системы на основании двусторонних договоренностей между министерствами обороны России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Узбекистана было организовано совместное боевое дежурство по противовоздушной обороне по охране внешних границ государств – участников СНГ. И между всеми странами-участницами начался обмен данными о воздушной обстановке. Вскоре к этим державам присоединилась и Украина.
Причем все эти годы, вплоть до сегодняшнего дня, Объединенная ПВО СНГ, по сути, остается первой и единственной реально существующей системой коллективной безопасности в рамках Содружества. Для обеспечения координации действий войск и сил, выделенных в ее состав, а также для согласования усилий по дальнейшему развитию этой системы был образован Координационный комитет по вопросам противовоздушной обороны при Совете министров обороны государств-участников СНГ. Главным же организатором и «движущей силой» Объединенной ПВО СНГ является Россия.
В Исполкоме СНГ отмечают, что за годы существования Объединенной системы ПВО СНГ произошли серьезные изменения в системе противовоздушной обороны отдельных постсоветских республик по сравнению с тем, что осталось на их территории на время распада СССР. На сегодня группировка Объединенной системы ПВО СНГ включает 7 бригад ПВО, 46 зенитных ракетных частей, имеющих на вооружении комплексы С-125, С-75, С-200, С-300 и С-400.
Кроме того, имеются 23 авиачасти, вооруженных истребителями МиГ-29, МиГ-31 и Су-27, а также 22 части радиотехнических войск и 2 подразделения радиоэлектронной борьбы.
Таким образом, для украинских военных сотрудничество в рамках СНГ (и на двусторонней основе – с РФ) является реальной возможностью поддерживать боеготовность своих частей и подразделений Воздушных сил. На фоне перманентного критического недофинансирования Вооруженных сил Украины – это крайне важно для поддержания обороноспособности страны.
Более того, в условиях, когда с сокращением ВС Украины и катастрофическим устареванием их вооружений и военной техники практически целые направления и области страны становятся не прикрытыми ПВО, это сотрудничество можно расценивать как жизненно необходимое. Из всего этого можно сделать вывод: сотрудничество в сфере ПВО с СНГ, и в первую очередь – с Российской Федерацией, для Украины является объективной необходимостью.
Тогда как упомянутая «дружба» с ЕС и НАТО уж никак не может быть альтернативой такому сотрудничеству – по причинам, которые мы указали выше.
А потому, выбирая «друзей» в военной сфере (впрочем, как и во всех остальных), украинскому руководству стоит более трезво оценивать реальность и стараться хоть немного заглянуть в будущее, чтобы понять, к чему приведет нынешняя политика в выборе партнеров.
Виктор ЛОГВИНЕЦ, ОДНА РОДИНА