...Стремление приписать Башару Асаду применение химического оружия против своих же войск и собственного населения находят «несусветной чушью» не только в Москве. Известный итальянский обозреватель Манлио Динуччи в первых же откликах на события 21 августа писал, что обвинения Асада в применении химического оружия в то время, когда он пригласил в страну инспекторов ООН, граничат по абсурдности с ситуацией, в которой человек, которого подозревают в убийстве, приглашает в дом полицию в тот самый момент, когда он убивает кого-то из домочадцев. Для итальянского обозревателя нет никаких сомнений, что августовская провокация в Сирии с химическим оружием - это «рутинная для западных спецслужб операция фальшивый флаг»...
Настроенность американцев на отдых в августовские «долгие выходные», когда к традиционному уикенду добавляется еще один нерабочий сентябрьский Labor Day, были омрачены безостановочно звучавшими из Вашингтона милитаристскими речами представителей администрации.
Своё отрицательное отношение к возможной интервенции США в Сирии американцы уже высказали – и даже ещё надеются, что Белый дом примет их мнение во внимание.
По результатам опроса Reuters / Ipsos, проведенного вскоре после событий, разыгравшихся в одном из предместий Дамаска 21 августа, 60% жителей США высказались против вмешательства в Сирии и только 9% относятся к такой перспективе с одобрением.
Еще более категорически не приемлют американцы ведение правительством США «скрытой войны» - 89 % опрошенных заявили, что необходимо прекратить вооружать повстанцев (читай: действующие в Сирии бандформирования)... К перспективе воздушных бомбардировок положительно отнеслись всего 12%, созданию бесполетной зоны - 11%, финансированию многонациональной антисирийской коалиции - 9% и к прямому американскому вмешательству - 4%.
Казалось бы, Америка сказала своё слова. А что же Белый дом? А там, похоже, решили игнорировать преобладающие в обществе настроения. Там раздаются вкрадчивые заверения Барака Обамы в том, что «американский сапог не ступит на сирийскую землю», да ещё напыщенные энциклики Джона Керри о попрании Башаром Асадом норм морали. И всё.
С предельной определённостью высказался по сирийскому вопросу президент России, который 5 сентября принимает в Санкт-Петербурге глав государств G20.
«В условиях наступления армии Сирии говорить о том, что химоружие применило сирийское правительство, - дурь несусветная, - заявил Владимир Путин журналистам, выступая во Владивостоке. - Что касается позиции наших американских коллег, друзей, которые утверждают, что правительственные войска применили оружие массового уничтожения, в данном случае химическое оружие, и говорят, что у них есть такие доказательства, то пусть тогда они их предъявят инспекторам ООН и в Совет Безопасности».
Документы и видео-материалы, подтверждающие провокационный характер химической атаки, предпринятой в Сирии антиправительственными силами, Россия представила на закрытом заседании Совета Безопасности ООН. США со своей стороны, как пишет информированный ливанский еженедельник As-Safir, не представили никаких документальных материалов, которые противоречили бы российской версии.
Еженедельник утверждает, что и данные американской разведки не могли привести к выводу, который расходился бы с выводом российской стороны. Вывод же состоит в том, что химическая атака была предпринята сирийской вооружённой оппозицией.
Один из антиправильственных отрядов, именующий себя Liwaa al-Islam (Бригада ислама) и возглавляемый Захраном Аллуши, в ночь на 21 августа выпустил в направлении одного из пригородов Дамаска в течение получаса две ракеты самодеятельного производства с химическим наполнителем. Liwaa al-Islam - одна из крупнейших вооруженных группировок в районе, где сосредоточено порядка 25 000 боевиков. Пуск ракет, начинённых химическим отравляющим веществом, по утверждению корреспондента As-Safir, был произведён с целью сорвать наступательную операцию армии Асада «Закрыть столицу».
Начало операции было запланировано на час ночи 21 августа на подступах к Дамаску, далее армейские подразделения должны были выдвинуться к шести часам утра в район Джобар, чтобы атаковать позиции окопавшихся там боевиков.
Как пишет ливанский еженедельник, боевики отступили из Джобара до подхода правительственных войск, за несколько минут до пуска ракеты с химическим ОВ. Этим объясняется, заключает As-Safir, столь малое количество останков боевиков среди жертв химической атаки, поразившей в основном гражданское население...
Стремление приписать Башару Асаду применение химического оружия против своих же войск и собственного населения находят «несусветной чушью» не только в Москве. Известный итальянский обозреватель Манлио Динуччи в первых же откликах на события 21 августа писал, что обвинения Асада в применении химического оружия в то время, когда он пригласил в страну инспекторов ООН, граничат по абсурдности с ситуацией, в которой человек, которого подозревают в убийстве, приглашает в дом полицию в тот самый момент, когда он убивает кого-то из домочадцев.
Для итальянского обозревателя нет никаких сомнений, что августовская провокация в Сирии с химическим оружием - это «рутинная для западных спецслужб операция фальшивый флаг».
«Под завесой тайной войны, - пишет Динуччи, - нет ничего проще, чем снабдить несколько групп боевиков химическим оружием, бросить ракеты на гражданское население, чтобы отснять убийственные акты и списать зверства на правительственные силы...»
Таким образом, говорит он, создают casus belli для оправдания дальнейшей эскалации, для войны с воздуха, создания бесполетной зоны, бомбардировок с моря.
И вот на таком сомнительном casus belli держится сейчас вся публичная риторика американской администрации по поводу Сирии. Американские журналисты сильно сомневаются, что за этой риторикой у Белого дома есть хоть какая-то стратегия. И откровенной насмешкой выглядит стремление представителей администрации именовать планируемые удары по Сирии «символическими».
«Госсекретарь Джон Керри и Барак Обама, - саркастически замечает колумнист популярного американского портала «Antiwar», - обнародовали свои резоны для атаки на Сирию, настаивая, что у них настолько неопровержимые аргументы в пользу необходимости атаки, что ни один человек (кроме всего остального мира) не сможет с ними не согласиться...»
Замечание насчет «всего остального мира» - не очень большое преувеличение. С некоторых пор Обаму критикуют и слева, и справа, внутри страны и за границей. И всё чаще американские телеведущие произносят слово «импичмент». А ведь еще недавно Барак Обама вроде бы склонялся к политическим решениям, которые предоставляла «Женева-2». Эти возможности пока не исчерпаны. Есть время и в этом случае взять паузу, одуматься.
В последнем августовском заявлении Барак Обама высказал намерение не предпринимать ударов по Сирии до обсуждения ситуации с Конгрессом.
До возвращения конгрессменов с каникул остаётся меньше недели.
Ирина ЛЕБЕДЕВА, "Фонд стратегической культуры"