Встреча в Москве Николая Азарова и Дмитрия Медведева зафиксировала новую реальность, к которой шла Украина в торгово-экономических отношениях с ТС. Вопрос отныне переходит из стадии обсуждения гипотетических вариантов совмещения ЗСТ с ЕС и сохранения за Украиной рынка ТС в плоскость практического жёсткого выбора: или/или. Украинской власти… придётся делать… выбор, но в контексте «проблемы 2015» он может стать роковым образом запоздалым.
Анализ последних событий в отношениях по линии Украина – РФ и Украина – ЕС позволяет сделать некоторые выводы о приоритетных задачах украинской стороны во внешней политике. Они имеют чёткую направленность, что, впрочем, не свидетельствует об их реализме и логической обоснованности действий по их выполнению.
На данном этапе украинская власть пытается добиться:
- подписания на встрече в верхах Украина – ЕС в Вильнюсе Соглашения об ассоциации (СА) с ЕС;
- скорейшего введения в действие зоны свободной торговли (ЗСТ) с ЕС;
- сохранения позиций на рынке ТС (традиционного и основного для Украины) и участия в зоне свободной торговли в СНГ;
- сохранения и расширения производственно-экономической кооперации с участниками ТС без конфликтов с Евросоюзом.
26 августа украинская сторона в лице премьер-министра Н.Азарова и группы экспертов во время визита в РФ прощупывала ситуацию на предмет реальной экономической интеграции Украины с ТС (путём официального вступления или по факту) после подписания СА с ЕС. Суть, очевидно, состояла в совмещении форматов ассоциации с ЕС и некой тесной экономической интеграции с ТС, которая позволила бы Украине сохранить производственную кооперацию с участниками ТС и его рынок.
Поскольку это возможно лишь при условии действия в отношении Украины единого таможенного тарифа, который принят участниками ТС, то в техническом плане речь может идти об условиях и возможности распространения на украинские товары единого таможенного тарифа ТС. А это, в свою очередь, означает, что украинская сторона на переговорах вела речь о фактическом вхождении в ТС, но без оформления официального членства.
Открыто в украинском правительстве об этом не говорят, но высказывания И.Шувалова по итогам переговоров позволяют предположить именно такое содержание обсуждавшихся вопросов.
Например, комментируя условия возможной ЗСТ Украины с ЕС, первый вице-премьер РФ сказал, что «по соглашению Украины с ЕС по большей части товаров, которые там обозначены, применяется нулевая таможенная ставка. Это около 95% товаров, которые будут проходить на территорию РФ».
Он подчеркнул, что у Украины нет возможности по этому соглашению вступать в Таможенный союз и принять единый таможенный тариф, а потом вступить со всеми странами ТС в переговоры о мерах компенсации.
Заметим, что торгово-таможенные трудности последнего времени были лишь одним из вопросов (и не основным) на переговорах, поскольку являются лишь частью более общей проблемы украинской политики на евразийском направлении: можно ли и как сохранить рынок ТС и производственную кооперацию с производителями ТС одновременно с сохранением сотрудничества с ЕС в формате ассоциации?
«Украинцы хотят найти формат, который был бы совместим. Но мы пытались показать, что это просто невозможно… По единому таможенному тарифу не видим здесь юридической возможности», – сказал И. Шувалов.
Он пояснил, что в ТС создается единая таможенная территория с единой внешней таможенной границей и применяется единый тариф.
По словам И. Шувалова, Москва была готова к компромиссу с Киевом в вопросах технического регулирования торговых отношений и фитосанитарного контроля, однако соглашение о ЗСТ с Евросоюзом не позволит украинской стороне договориться с Россией о едином таможенном тарифе.
До последнего времени у официального Киева была надежда на успешное решение данной проблемы. Однако по мере повышения шансов на подписание Украиной СА с ЕС, ТС вводит постепенно разного рода защитные меры своего рынка, показывая, как на практике будет выглядеть защита производителей ТС и какие последствия испытает украинская экономика.
После таможенного конфликта с РФ перед украинской властью встал вопрос фактического вхождения в единую таможенную территорию Таможенного союза для сохранения хотя бы имеющегося уровня интеграции с производителями ТС, а следовательно, и для сохранения в целом условий для развития экономики Украины.
Стало, вероятно, очевидным и то, что решению этой проблемы никак не поможет искомый статус «наблюдателя» Украины при ЕЭК.
Видимо, украинская сторона допускает какую-то организационную форму, в которую может быть обличена фактическая экономическая интеграция Украины с ТС. Не исключено, что в целях выгодного для себя решения данного вопроса она готова и на официальное членство в ТС, но при условии, что это не приведёт к конфликту с ЕС и разрыву с его стороны соглашения об ассоциации с Украиной.
Встреча в Москве Н.Я. Азарова и Д.А. Медведева зафиксировала новую реальность, к которой шла Украина в торгово-экономических отношениях с ТС. Вопрос отныне из стадии обсуждения гипотетических вариантов совмещения ЗСТ с ЕС и сохранения за Украиной рынка ТС переходит в плоскость практического жёсткого выбора: или/или.
В интервью ТВ-каналу «Россия-24» С. Глазьев также подтвердил, что для официального Киева настал момент выбора.
«Подписывая Соглашение об ассоциации с ЕС, Украина лишает себя суверенного права по всем вопросам торговой политики, которую мы отдали в Таможенный союз. Украина перестает быть для нас стратегическим партнером, потому что она исчезает как международный партнер, как субъект международного права, поскольку все свои действия в торговой области она должна будет согласовывать с ЕС», - сказал С. Глазьев.
«Мы не понимаем, зачем Украина добровольно отдает свой суверенитет Брюсселю, отказываясь от сотрудничества с нами на преференциальных условиях, отказываясь от участия, по сути, в Таможенном союзе. Это катастрофа для Украины, это большой удар для нас. Мы бы всеми силами хотели этого избежать», – добавил он.
Недавний таможенный конфликт с РФ лишь обострил для официального Киева проблему совмещения ЗСТ с ЕС и углублённой кооперации с ТС, но не изменил постановку вопроса по существу.
Так, министр иностранных дел Украины Л. Кожара на брифинге после встречи со своим японским коллегой Фумио Кисида сказал: «Европейская интеграция остается стратегическим направлением внешней политики Украины. Это и политическая воля нынешнего руководства Украины, и требование соответствующего закона, который фиксирует европейскую интеграцию как приоритетное направление. В то же время наше сотрудничество с Таможенным союзом также имеет стратегический характер, и Таможенный союз на сегодняшний день является торговым партнером № 1 для Украины».
Тем временем Секретарь СНБО А. Клюев 27 августа отправился с рабочим визитом в Брюссель. По сообщениям СМИ, основной целью визита станет обсуждение с комиссаром ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства Ш. Фюле, а также экспертами Еврокомиссии актуальных вопросов повестки дня Украина-ЕС, включая подготовку к подписанию Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом в ноябре этого года. На встречах в Брюсселе также планируется обсуждение реализации плана действий по либерализации визового режима между Украиной и Евросоюзом.
Сейчас нереалистичность и невыполнимость главной задачи украинской внешней политики стала очевидной и для официального Киева. Есть основания предполагать, что безрезультативность попыток уговорить РФ и ТС в целом на некий исключительный режим торговых льгот для Украины без её вхождения в ТС подвигнет украинскую сторону на активные усилия по ослаблению условий ЗСТ с ЕС так, чтобы они позволили Украине принять единый таможенный тариф ТС.
Не исключено, что в ближайшие месяц-два основной упор в контактах украинских официальных лиц с ЕС будет сделан либо на этот вопрос, либо на требования значительных компенсаций со стороны ЕС от фактических потерь на рынке ТС.
Учитывая системообразующий для украинской экономики фактор рынка ТС и производственно-технологической кооперации с его производителями, такая компенсация будет иметь абсолютно непосильный для ЕС размер (тем более для Евросоюза в его нынешнем состоянии). Скорее всего, и эти шаги закончатся безрезультативно. Брать даже на 50-процентное содержание бюджет Украины ЕС явно не будет.
Достаточно вспомнить реакцию либерально-демократического Запада на подачу правительством Украины в Секретариат ВТО нотификации о намерении изменить 371 тарифную позицию, 224 из которых касались сельского хозяйства и 147 – промышленных товаров.
Комиссар ЕС по вопросам торговли Карел Де Гухт во время саммита Украина-ЕС потребовал у президента Виктора Януковича отозвать нотификацию, угрожая осложнениями при подписании СА. А торговый представитель США в ВТО Рон Кирк заявил, что беспрецедентный шаг Украины может подорвать систему многосторонней торговли и привести к ухудшению отношений с США. Вспомним, что единственной страной, поддержавшей требования Украины, стала Россия.
А в настоящее время ЕС оказывает давление на Украину с целью сокращения позиций с 371 до 20-30. При этом представитель Украины при ЕС К. Елисеев заявил, что «Соглашение решит проблему в рамках ВТО со странами ЕС, которая сложилась в связи с заявкой на пересмотр 371 тарифной позиции».
Это означает, что Украина готова отказаться от мер по защите внутреннего рынка, подписав соглашение, ещё более снижающее степень защиты отечественной экономики.
Украинской власти в любом случае придётся делать однозначный выбор, но в контексте «проблемы 2015» он может стать для неё роковым образом запоздалым.
Виктор ПИРОЖЕНКО, ОДНА РОДИНА