Украинский вектор
Результаты последних президентских выборов в Украине, на которых после пяти лет оранжевого правления победу одержал «пророссийский» кандидат, вселяли оптимизм, продолжавшийся около года. Казалось, еще немного – и вектор интеграционных устремлений Украины окончательно повернется на восток.
К сожалению, удовлетворенные победой над «оранжевыми», мало кто из аналитиков трезво просчитывал реальную вероятность вступления Украины в Таможенный союз в ближайшей перспективе.
В предвыборной программе Виктора Януковича, обнародованной в 2009 году, о евроинтеграции, как и о евразийской интеграции, нет ни слова. Новоизбранный президент держал своих избирателей в неведении недолго, дальнейший вектор развития страны был обозначен буквально через месяц. Виктор Янукович после встречи с главой Еврокомиссии объявил, что «для Украины европейская интеграция – это ключевой приоритет внешней политики…».
Спустя полгода, во время празднования 19-й годовщины независимости Украины, все еще считавшийся «пророссийским» президент Янукович подтвердил неизменность курса в ЕС и в дальнейшем не раз говорил о приверженности страны идеалам объединенной Европы.
Стремление руководства Украины интегрировать страну в западном направлении начало проявляться, конечно, значительно раньше. С момента распада СССР все президенты, включая «советского» Кравчука, «пророссийского» Кучму и «оранжевого» Ющенко, последовательно брали курс на евроинтеграцию, разбавляя свои действия риторикой дружбы с «северо-восточным соседом». Из общего ряда выбивается, пожалуй, только Ющенко, возведший антироссийскую истерию в ранг официальной внешней и внутренней политики страны.
Виктор Янукович не только обеспечил преемственность западного курса внешней политики, но и сделал для евроинтеграции больше своих предшественников. Показательно, что даже прихотливые чиновники ЕС положительно оценивают шаги Украины на пути к подписанию Соглашения об ассоциации с Евросоюзом.
На евразийском направлении все совсем не так радужно. Хотя и подписано соглашение о зоне свободной торговли в рамках СНГ, и получен статус наблюдателя в ТС, дальше двигаться Украина, судя по всему, не намерена. Особенно интересно предложение сотрудничества с ТС по формуле «3+1», которая не равна «4».
Стремление украинского руководства создать видимость работы с евразийскими структурами, препятствуя при этом реальным интеграционным процессам, вызывает недоумение и естественную настороженность. Такая тактика вовремя распознана и отвергнута руководством России и других стран ТС.
Между двух огней
Таможенный союз – молодое интеграционное объединение, совокупный объем рынка которого оценивается в 600 млрд. долл. На сегодня в его состав входят три страны, но потенциал расширения довольно высокий, причем не только за счет стран бывшего СССР. В своей статье, которую можно считать манифестом евразийской интеграции, Владимир Путин четко обозначил конечную цель евразийской интеграции – создание Евразийского союза.
Формирование нового мирового полюса будет происходить по примеру Евросоюза и не будет воссозданием СССР в том или ином виде. Такой формат существования в стремительно глобализирующемся мире, по мнению главы России, позволит каждой из стран-членов ЕАС реально участвовать в процессе выработки решений, определяющих контуры будущего.
На практике создание единого таможенного пространства – это выравнивание зарплат в странах-членах, свободное перемещение товаров, людей. Но для внешних государств, а именно таковым выступает сегодня Украина, Таможенный союз это, прежде всего, единая и не обязательно комфортная политика.
Очевидно, что барьеры, рожденные границами между Россией, Беларусью и Казахстаном, будут все более упраздняться. А для других стран, согласно Таможенному кодексу, предвидится плановое ужесточение режима пересечения границ для товаров и рабочей силы. Антидемпинговые расследования, таможенные пошлины, иные ограничения экономического характера, запреты на ввоз определенных видов продукции, как в случае с недавним запретом на ввоз украинского шоколада и ряда других товаров, будут носить согласованный характер и применяться всеми странами-участницами ТС. С этим придется считаться всем, в том числе деловым кругам и чиновникам Украины.
Трудно не согласиться с лидером движения «Украинский выбор» Виктором Медведчуком, заявившим на днях, что, выбирая ассоциированные отношения с ЕС, Украина должна привыкать к новым нормативам таможенного регулирования с Россией.
«…Украина, если она не пойдет путем вступления в Таможенный союз, а подпишет Соглашение об ассоциации с ЕС, должна понимать: ТС рано или поздно введет защитные меры. Всё равно придется действовать по этим правилам, и лучше привыкать к этому сегодня, если уже в Украине власть и оппозиция объединились в том, что необходимо идти именно по западному вектору экономической интеграции», – отметил политик.
Интеграционные процессы в Европе, растянувшиеся на полвека, вылились в то Европейское экономическое сообщество, которое всем известно сегодня. По словам российского президента, столько времени как у ЕС, у ТС нет. Процессы формирования единого экономического пространства, с учетом ошибок «европейских партнеров», будут происходить намного быстрее, и стена, выстраивающаяся между Украиной и ТС, будет расти стремительнее, чем того ожидает украинское руководство.
С другой стороны, Украину подпирает Евросоюз, изрядно «уставший» от постоянного расширения. Очевидно, что принять Украину в свой состав как полноправного члена в обозримой перспективе у него нет возможности. Процесс расширения ЕС включает в себя много формальных процедур и этапов, и ассоциированное членство, подписание соглашения, о котором так чает украинская власть в ближайшее время, - это только подготовка к первому шагу.
Первым этапом должна стать подача заявки на вступление. Естественно, подается она после предварительной подготовки, которую тоже можно считать одним из ступеней на пути в ЕС. Затем заявка рассматривается, и по ней принимается определенное решение. В случае позитивного решения, страна, подавшая заявку, официально получает статус «кандидата». Через определенное время Европейский совет объявляет дату начала переговоров о вступление страны в ЕС. Стоит отметить, что каждая из ступеней на пути в ЕС длится годами, а иногда и десятилетиями.
В нынешнем году, 12 сентября, Турция отметит «круглую дату»: наступает 50 лет с момента подписания соглашения об ее ассоциированном членстве в ЕС. За это время выросли целые поколения, ушли в мир иной политики, подписывающие данное соглашение, а Турция как была вне ЕС, так и остается. Стоит также напомнить: сегодня в очереди на вступления в ЕС стоит не только Турция, но и такие страны, как Черногория, Сербия, Босния и Герцеговина, Албания, Македония.
По мнению министра иностранных дел председательствующей в ЕС Литвы, у Украины нет предпосылок для подписания Соглашения об ассоциированном членстве с ЕС на Вильнюсском саммите в ноябре с.г.
Потому нынешнее стремление украинских властей к «светлому европейскому будущему», которое вероятнее всего никогда не наступит, по сути, выключает страну из реальных интеграционных процессов в любом направлении. В отличие от Турции, являющейся региональным лидером с мощной армией и растущей экономикой, Украина рискует столкнуться с нарастающей лавиной экономических и социальных проблем уже в самом ближайшем будущем.
Судьба буфера
Отказываясь от ускоренной интеграции в Таможенный союз, Украина, имея ВВП на уровне $ 176,4 млрд., остается зажатой между двумя экономическими центрами современного мира. Выстраивать взаимовыгодные экономические взаимоотношения со сформировавшимся ЕС, имеющем ВВП на уровне $ 17,5 трлн., и формирующимся ТС с ВВП в $ 2,2 трлн., — цель заведомо нереальная. Сильные таможенные и политические союзы всегда диктуют экономические условия слабым странам-одиночкам, которой постепенно становится Украина.
События последних годов по постройке обходных газопроводов подтвердили:Россия и западноевропейские страны сумеют взаимодействовать напрямую без посредничества Украины. Овеянный мечтами образ «моста между Европой и Россией» может оказаться обманчивым, и $ 60 млрд. торгового оборота с республиками бывшего СССР могут существенно снизиться в дальнейшем в связи с формированием все более интегрированного единого таможенного пространства между Россией, Казахстаном и Беларусью.
С ЕС падение может и не произойти, но очевидно, что после открытия границ изменится сама его структура, где импорт еще более станет превышать экспорт, а такая ситуация выглядит смертельной для торгового баланса страны. Гипотетическое принятие Украины в качестве ассоциированного члена в ЕС, по мнению экспертов, на экономику никак не повлияет.
Более того, ситуация с внешним долгом и торговым сальдо в Украине имеет стойкую тенденцию к ухудшению, что прогнозируемо приведет страну к дефолту, а гривну – к резкой девальвации. Но, похоже, такая цена отказа от евразийской интеграции ни Януковича, ни руководство правящей Партии регионов не пугает… А зря.
Политика сидения на двух стульях заканчивается именно так, как и бывает всегда в такого рода случаях. Украине придется либо окончательно сделать выбор в пользу одного из интеграционных объединений, либо угодить на пол, плюхнувшись между стульями, разъезжающимися в разные стороны.
Вместо роли «моста» украинское руководство может обречь свою страну на незавидную судьбу «буферного государства» в стремительно глобализирующемся мире. Рассуждая о геополитическом будущем Украины, местные политики любят апеллировать к примеру Швейцарии и Норвегии как стран, соблюдающих нейтралитет во внешней политике.
Сторонникам многовекторности и внешнего нейтралитета не лишне будет напомнить, что кроме «швейцарского» есть еще и «лаосский», и «камбоджийский» варианты нейтральных государств. Полезным для украинского политикума может также стать изучение примера Афганистана, бывшего буферного государства между Российской и Британской империями.
Источник - Русское единство