Расширяя сотрудничество с Украиной, НАТО постоянно восхваляет участие Киева в «миротворческой» деятельности под флагом альянса, рассказывая о важнейшем вкладе украинских военных в «укрепление мира и безопасности» в разных уголках планеты.
Эта тактика легко объяснима: присоединившись в начале 2013 года к операции «Океанский щит», Украина стала единственным в мире партнером НАТО, участвующим во всех без исключения его операциях. И это при том, что украинская власть на словах никак не стремится вступить в этот военно-политический блок, официально задекларировав внеблоковый статус своей державы.
Такая «помощь» Киева для Североатлантического блока крайне важна: на фоне затянувшегося финансового кризиса европейские страны-члены НАТО постоянно стремятся урезать расходы на военные нужды, что делает обременительным содержание своих контингентов за рубежом. Да и общественность этих стран далеко не всегда понимает, ради чего военнослужащие из числа их граждан гибнут в горячих точках на другом конце Земли.
Потому то и дело очередная держава НАТО заявляет о прекращении своего участия в очередной сомнительной операции, тогда как Украина тут же с радостью предоставляет свой контингент ей на замену.
Особое место в подобных проектах занимает Афганистан. Затянувшаяся в этой стране миссия НАТО ISAF продемонстрировала весьма сомнительную эффективность – войскам западных стран, воюющим здесь с 2001 года, так и не удалось за 12 лет обеспечить хотя бы какое-то подобие стабильности в стране. На этом фоне практически как анекдот выглядят планы Брюсселя, озвученные в июне этого года, скоропостижно закончить затянувшуюся операцию и вывести свои войска до конца 2014 года…
Впрочем, с планами оставить здесь 9 баз и ряд национальных контингентов США и других стран в количестве 10 тысяч человек для «присмотра» за афганскими силами безопасности. Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен уточнил, что, по предварительным оценкам, «обеспечение безопасности» в Афганистане после 2014 года будет стоить Брюсселю и его партнерам около 4 млрд. долл. в год.
В мире эти планы вызвали удивление – действительно, зачем надо было столько лет подряд тратить миллионные и миллиардные средства на мясорубку в Афганистане, чтобы потом бездарно убежать из страны? В МИД России запланированный вывод войск из Афганистана назвали неоправданно быстрым.
«У нас создается устойчивое впечатление, что в своем желании поскорее вернуть домой основную массу собственных войск американцы и их союзники неоправданно форсируют процесс передачи афганцам ответственности, не оглядываясь на конкретную обстановку в тех районах, где эта передача происходит», - заявил министр иностранных дел Сергей Лавров.
По его словам, текущая обстановка в Афганистане далека от стабильной и имеет тенденцию к дальнейшему ухудшению, и чтобы не обрушить ситуацию в этой стране с выводом войск, НАТО должно предпринять особые меры по обеспечению стабильности.
Однако многие страны НАТО так спешат покинуть Афганистан, что дальнейшая судьба страны, похоже, их не особо интересует. И для Брюсселя остро встал вопрос, чем (а точнее, кем) заменить удирающие из ISAF контингенты.
Вывод напрашивался сам собой: теми «партнерами», которые не против повоевать под флагом альянса за свой счет (в отличие от миссий ООН, при участии в операциях НАТО страна-участница не только не получает компенсации, но и вынуждена содержать свой контингент за счет собственного госбюджета).
Так, еще в феврале 2013 года НАТО обратилось к Украине с требованием увеличить свой контингент в Афганистане. Сообщая об этом после визита в Брюссель на заседание комиссии Украина-НАТО, министр обороны Украины Павел Лебедев сказал: «К нам обратились с просьбой рассмотреть вопрос увеличения количества наших миротворческих сил, в том числе в Афганистане и Африке, а также других горячих точках».
Он уточнил, что соответствующие предложения переданы президенту Украины Виктору Януковичу, тот их рассмотрит и примет решение.
Чуть позже Киев заявил о том, что не только увеличит свое присутствие в Афганистане, но и сохранит его после 2014 года. При этом, расходуя на содержание своего контингента немалые средства, украинская власть заявила: на протяжении 2015-2017 годов Украина внесет в натовский трастовый фонд по поддержанию безопасности в Афганистане 1,5 млн. долл. (12 млн. грн. – для сравнения, именно такая сумма заложена в военный бюджет Украины на 2013 год на строительство жилья для военных).
Сообщая об этом, глава миссии Украины при НАТО Игорь Долгов особо уточнил: «Формат участия Украины в этой операции определен ее рамками. Это помощь, тренировка и поддержка. Следующая миссия не предусматривает какого-либо участия в боевых действиях. Именно на этих основаниях украинские представители участвуют в действующих Международных силах содействия безопасности в Афганистане».
Это уточнение было призвано успокоить украинскую общественность: мол, Киев хоть и тратит миллионные средства на Афганистан непонятно для чего (по просьбе НАТО), но при этом украинские военные не будут участвовать в боевых действиях.
Эта тактика срабатывала и ранее: как известно, до сегодняшнего дня в ISAF выполняют задачи в основном украинские военные медики и штабные офицеры, что не вызывало особой обеспокоенности простых украинцев. Однако в данном случае представитель украинского МИДа явно лукавил.
Так, совсем недавно, в августе стало известно, что Киев готовится направить своих военных в Афганистан уже не в роли медиков, а в боевые подразделения. В частности, в Брюсселе военным представителем миссии Украины при НАТО генерал-майором Анатолием Петренко от имени министра обороны Павла Лебедева было подписано техническое соглашение относительно отправки украинского военного персонала для выполнения задач в составе итальянского контингента в рамках операции НАТО в Афганистане (ISAF). Со стороны НАТО соглашение подписал военный представитель Италии в Военном комитете НАТО/ЕС генерал-лейтенант Жан Марко Кьярини.
Как официально заявило Минобороны Украины, комментируя этот факт, «совместное участие украинского национального персонала и контингента ВС Италии в операции ISAF является свидетельством преданности Украины взятым международным обязательствам по восстановлению стабильности и безопасности в Афганистане. Это также является примером принципиального намерения Украины продолжить выполнение обязательств и после 2014 года, когда в Афганистане будет развернута новая миссия Альянса «Решительная поддержка».
Таким образом, украинские военные впервые за семь лет своего присутствия в Афганистане приступят к выполнению боевых задач – под руководством итальянцев. Как отмечают в Минобороны Украины, их главными функциями будет осуществление разминирования и «противодействие деятельности боевиков».
До этого украинские офицеры выполняли задания с литовскими коллегами в составе их контингента, но только в рамках реконструкции провинции Гор и оказания помощи местному населению. Противостояние с боевиками в общем-то не входило в их полномочия, что позволило долгое время избегать жертв среди украинцев. Сейчас картина может кардинально измениться – по воле власти им придется действовать «на передовой» (насколько этот термин применим к партизанской войне, ведущейся в Афганистане).
Помимо того, что с подписанием соглашения с НАТО Украина де-факто выступила частью «боевого ядра» альянса в Афганистане, стоит также задуматься, кто именно будет ставить задачи и командовать украинскими военными. Итальянский контингент прославился тем, что оказался единственным из всех сил НАТО в ISAF, который пытался не воевать с талибами, а... платить им «за мир».
В частности, в августе 2011 года вспыхнул скандал, когда итальянские СМИ опубликовали протестное заявление властей США к премьер-министру Сильвио Берлускони. Американское руководство возмущалось, что итальянские военные нелегально платили талибам дань, дабы избежать нападений на своих солдат.
Вскоре оказалось, что с подобными протестами Вашингтон обращался к Риму как минимум четыре раза, начиная с 2008 года, причем тогдашний президент США Джордж Буш лично просил Берлускони прекратить выплату денежных подачек боевикам-фундаменталистам.
После скандала итальянцы прекратили платить талибам, но это вызвало обратный эффект. Разозленные афганские боевики фактически объявили охоту на итальянцев, в которой за умеренную плату от Талибана приняло живое участие и так называемое мирное население. Стоит вспомнить хотя бы случай с гибелью в июне этого года в афганской провинции Фарах капитана Джузеппе Ла Роза и ранением трех солдат. Теракт был совершен 11-летним мальчиком (хотя западные СМИ сначала сообщили о талибе, переодетом в форму афганских сил безопасности), который кинул гранату в открытый люк бронетранспортера, остановившегося на перекрестке.
В конечном итоге количество жертв в итальянском контингенте в последние годы резко возросло. Если за первые четыре года пребывания итальянцев в Афганистане было всего 6 жертв среди военнослужащих, то на протяжении последних двух лет – уже 24 плюс сотня раненых. Судя по всему, итальянцам эта бойня уже надоела, для чего они и приглашают в свой контингент «помощников».
И, как видим, Украина с подачи ее власти готова принять в этой мясорубке самое активное участие. Однако зачем это нужно украинской власти и – главное – украинскому народу, покрыто мраком тайны.
Борис ТАКАЕВ, ОДНА РОДИНА