ПЛАНЫ ПО НАРАЩИВАНИЮ УКРАИНСКОГО ЭКСПОРТА: ИЛЛЮЗОРНЫЕ ЦЕЛИ И НЕВЫПОЛНИМЫЕ ЗАДАЧИ


07.08.2013 11:21
Одним из преимуществ проекта добычи западными компаниями сланцевого газа на Украине его инициаторы называли гарантированные заказы украинским трубным предприятиям, которые бы позволили обеспечить финансирование отрасли на много лет вперёд. Отказ Shell от использования труб украинского производства – это серьёзный, но ожидаемый непредвзятыми экспертами удар по иллюзорным надеждам идеологов экономического сближения Украины с Западом.

 

Недавно правительство Украины одобрило подготовленную Министерством экономического развития и торговли Концепцию создания системы государственной поддержки экспорта Украины. Соответствующее распоряжение принято 1 августа 2013 года.

Выступая на заседании правительства, министр экономического развития и торговли И. Прасолов, чьё ведомство и разработало данную концепцию, сообщил, что она имеет целью создание действенной интегрированной системы государственной поддержки экспорта, которая будет способствовать успешной интеграции отечественной экономики в мировое экономическое пространство.

«Реализация Концепции позволит решить важные вопросы в сфере экспортной деятельности через формирование комплекса мероприятий государственного стимулирования экспортеров, выполнение которых создаст благоприятные экономические, правовые, организационные условия для расширения экспорта», - подчеркнул министр.

По его информации, концепцией, в частности, предусмотрена оптимизация товарной структуры экспорта в направлении наращивания доли продукции с высоким уровнем добавленной стоимости, а также географическая диверсификация традиционного экспорта товаров украинского происхождения, основанная на анализе спроса на зарубежных рынках и выявлении наиболее перспективных из них.

Концепция является ответом на продолжающееся неудовлетворительное состояние  внешнеторгового баланса.

По итогам 2012 года отрицательное сальдо внешней торговли товарами достигло 15,8 млрд. долл., что на 11,2% больше, чем в 2011 году.

Это наибольший дефицит торгового баланса с 2008 года. За январь-апрель текущего года дефицит внешней торговли товарами Украины немного сократился  - отрицательное сальдо экспорта товаров за этот период составило 2,6 млрд. долл. Экспорт товаров по сравнению с соответствующим периодом 2012 года вырос на 0,1% и составил 21,9 млрд. долларов, импорт уменьшился на 6,7% и составил 24,5 млрд. долл.

Как видно, экспорт почти стоит на месте, а торговый дефицит продолжает оставаться большим, что имеет своим следствием сокращение валютных поступлений от экспорта и целый ряд крайне опасных последствий для макроэкономической ситуации в целом. Дефицит валюты в стране автоматически создаёт дефицит гривневой массы, которая валютой обеспечивается. Наиболее явное проявление тяжёлой экономической ситуации – это введение векселей как производного финансового инструмента для возмещения НДС. Настоящих, т.е. обеспеченных валютой денег, на все расходы бюджета в казне не хватает. 

Ситуация для Украины на внешних рынках всё более усугубляется. В тяжёлом положении оказалась отечественная трубная промышленность. В июле правительство РФ решило не продлевать на текущее полугодие квоты на беспошлинную поставку украинских труб. В сентябре 2011 года Украина, Россия, Белоруссия и Казахстан подписали соглашение, регулирующее объемы беспошлинных поставок украинских труб в страны Таможенного союза.

В рамках этого соглашения квота Украины на поставки труб в РФ в 2011 и 2012 годах составляла по 300 тыс. тонн. В конце декабря прошлого года стороны внесли в соглашение изменения, согласно которым квота на беспошлинные поставки труб в РФ для Украины была установлена на период с 1 января по 30 июня 2013 года в объеме 120 тыс. тонн.

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев на совещании по развитию металлургии подчеркнул, что надо грамотно использовать преимущества Таможенного союза для защиты от недобросовестной конкуренции иностранных производителей.

Данный шаг РФ означает сокращение доступа украинской трубной продукции на рынки всего ТС, а не только одной России.

Недавно пресс-служба компании Shell сообщила, что компания не собирается использовать трубы украинского производства в украинских проектах добычи сланцевого газа из-за их (труб) низкого качества. Вместо этого компания намерена импортировать трубную продукцию из других стран, в частности из Японии.

В пресс-службе Shell также отметили, что компания ведет совместную работу с украинскими производителями труб для повышения качества их продукции и надеется, что в будущем она будет удовлетворять необходимым требованиям. В Shell рассчитывают, что такое улучшение произойдет в пределах ближайших 50 лет.

Одним из преимуществ проекта добычи западными компаниями сланцевого газа на Украине его инициаторы как раз и называли гарантированные заказы украинским трубным предприятиям, которые бы позволили обеспечить финансирование отрасли на много лет вперёд. Отказ Shell от использования труб украинского производства – это серьёзный, но ожидаемый непредвзятыми экспертами удар по иллюзорным надеждам идеологов экономического сближения Украины с Западом.

Решение компании Shell серьёзно осложнило положение украинской трубной отрасли в целом, так как было принято на фоне мер РФ по защите рынка ТС от продукции украинских трубников. До этого в ответ на введение Украиной специальной пошлины на весь импорт автомобилей, в том числе и из ТС, Таможенный союз приступил к введению (в ряде случаев – к повышению) компенсационных пошлин на ряд ввозимой в РФ и на территорию евразийского объединения в целом украинской продукции.

Очевидно, что меры по ограничению доступа украинской продукции на рынок РФ и ТС являются прямым следствием невступления Украины в ТС. В условиях гипотетического членства Украины в ТС ситуация с заградительными пошлинами на импорт автомобилей, как и с уменьшением квот на поставки труб просто не возникла бы.

Например, решение о введении специальной пошлины на весь импорт автомобилей Украина должна была бы согласовать со своими партнёрами по ТС. В процессе такого согласования был бы учтён интерес украинского автопрома, и заградительные меры принимались бы согласованно всеми членами интеграционного объединения для защиты автопрома всего ТС, поскольку такие меры актуальны и для РФ (едва ли не больше, чем для Украины).

Для реализации обозначенных в концепции задач по «наращиванию доли продукции с высоким уровнем добавленной стоимости» критически необходимым становится наращивание торговли с ТС и расширение присутствия там украинских товаров. В условиях сохраняющихся производственных кооперационных связей между предприятиями Украины и стран ТС это означает масштабное вхождение украинских предприятий в производственно-технологические цепочки по всей номенклатуре товаров перерабатывающих отраслей промышленности, которые и выпускают продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Речь идет, прежде всего, о сложной, высокотехнологичной и дорогой продукции авиастроения (включая и особо высокотехнологичное производство авиадвигателей), судостроения, атомной промышленности, машиностроения, сельскохозяйственного машиностроения, ряда высокотехнологичной продукции ОПК и пр.

В данный момент почти вся украинская продукция с высокой добавленной стоимостью и, прежде всего, высокотехнологичная сбывается на рынках ТС. Её сбыт там был бы гарантирован в случае вхождения Украины в ТС, в котором она могла бы занять достойное место в соответствии со структурой своей экономики.

Отказ от полноценного членства в ТС и неучастие в евразийском разделении труда ставит перед украинским правительством задачу дополнительной и исключительной сложности – найти для украинской продукции равноценную замену рынку Таможенного союза.

Так, видимо, следует понимать тезис «о географической диверсификации традиционного экспорта товаров украинского происхождения, основанной на анализе спроса на зарубежных рынках и выявлении наиболее перспективных из них».

Однако в условиях длительной посткризисной рецессии завоевать новые рынки, например, в Азиатско-Тихоокеанском регионе можно только продукцией повышенного качества при снижении издержек на её производство. Страны ТС, которые имеют устойчивый рынок сбыта, приближающийся к 200 млн. человек, смогут развернуть крупносерийное производство продукции перерабатывающих отраслей промышленности для собственного потребления, что даст и снижение её себестоимости, и возможность выйти с приемлемым соотношением «цена-качество» на экспорт.

Украинским товарам придётся конкурировать на третьих рынках, например в том же АТР, куда стремятся украинские металлурги, с продукцией ТС, и в этой конкуренции украинские производители в их нынешнем положении, по понятным причинам, ожидаемо проиграют.     

 В условиях иррациональной политики, когда экономическая целесообразность приносится в жертву эгоистическим интересам узкой группы правящих кругов, всякие планы по расширению экспорта украинских товаров, наподобие упомянутой концепции, становятся принципиально нереализуемыми.

Виктор ПИРОЖЕНКО, ОДНА РОДИНА

 

Комитет

 


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/106976/
© 2006-2008, komitet.net.ua