В ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ ЧЕРЕЗ ЗАМОЧНУЮ СКВАЖИНУ?


03.06.2013 12:46
Отчётливо видно, что после подписания «Меморандума об углублении взаимодействия с Евразийской экономической комиссией» Киев сохранил для себя возможность продолжать движение в сторону Ассоциации с Европейским союзом и заявлять о «первом шаге к сближению с Таможенным союзом» или о «существенном прогрессе», достигнутом относительно возможного соглашения по участию в ТС в формате «3+1»… надо иметь в виду, что в Астане и Минске учитывали желание Украины «углубить взаимодействие с государствами-членами Таможенного союза, Единого экономического пространства и в последующем стать наблюдателем при Евразийском экономическом союзе».

 

Конец мая ознаменовался резким всплеском внешнеполитической активности Украины, которая вызвала неоднозначную реакцию как внутри страны, так и за рубежом и последствия которой оценить однозначно пока что сложно.

Именно сейчас определяется новый формат украинской внешней политики, переход от многовекторности в конструктивную фазу с четким определением партнеров и союзников. Но с той же вероятностью происходящие телодвижения высших должностных лиц Украины могут быть не более чем попыткой в очередной раз напустить туману в отношениях с Россией перед решающими переговорами с ЕС, которые должны состояться в ноябре 2013 года.

Внезапная встреча  двух президентов

Визит президента Украины в Сочи 26 мая сразу стал поводом для обсуждений и прогнозов. Тому способствовали и весьма скудные отзывы об итогах встречи со стороны российского президента и почти полное отсутствие информации об этом со стороны украинского.

Это привело к массе инсинуаций и предположений. Как предположили украинские СМИ, главными темами вновь были поставки газа, газотранспортный консорциум и присоединение Украины к Таможенному союзу в качестве наблюдателя.

Отсутствие объективной информации как с российской, так и с украинской стороны однозначно было воспринято как факт незавершенности переговорного процесса. И потому любые комментарии как экспертов, так и представителей оппозиции в условиях практически полного молчания ответственных лиц сразу становились самостоятельными информационными поводами, несмотря на то что к реальным итогам встречи могли не иметь ни малейшего отношения.

От Сочи к Астане

Информационная составляющая официального освещения встречи, проходившей в столице Казахстана, лишь усугубила ситуацию. Ведь ничего, кроме сообщений о Меморандуме, о намерении украинской стороны получить статус наблюдателя при ТС в официальных источниках не было.

По сути, украинский официоз проигнорировал все итоги заседания Высшего Евразийского экономического совета.

Как сообщила пресс-служба украинского президента, в Астане (Республика Казахстан) состоялась встреча президента Украины Виктора Януковича, президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева, президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева и президента Российской Федерации Владимира Путина. И все.

Информация о том, что с 1 января 2015 года вступит в силу договор о создании Евразийского экономического союза скромно была дана курсивом в одном из официальных сообщений об одобрении странами ТС намерения Украины получить статус наблюдателя при этой организации.

Хотя именно решение по данному договору и было основой переговоров на высшем уровне в столице Казахстана. Украинские СМИ на это вообще не обратили внимания. Вместе с последующими заявлениями, исходящими из Администрации Президента Украины, такое отношение к основополагающему документу встречи в верхах говорит о том, что Украина продолжает игнорировать важность данного вектора своей внешней политики.

Украинская сторона пытается сконцентрировать внимание общественности внутри страны на малозначимых и второстепенных деталях отношений с бывшими советскими республиками, а ныне – независимыми государствами.

Между тем Высший Евразийский экономический совет принял ряд важных решений. Одобрена концепция согласованной агропромышленной политики государств - членов Таможенного союза (ТС), продлены мероприятия по созданию и развитию информационной системы внешней взаимной торговли в рамках ТС и принято соглашение об информационном взаимодействии в сфере статистики. Были внесены изменения в регламент по вопросам деятельности Евразийской экономической комиссии по проведению международных переговоров в сфере торговли.

Принципиальное значение имеют решения о завершении подготовки документов для создания Евразийского экономического союза к 1 мая 2014 г. и проведении следующих встреч в октябре (Минск) и  декабре (Москва) 2013 г.

Все это прошло мимо официальных украинских источников информации и мало освещалось в СМИ.

Статус стороннего наблюдателя украинской экономике не поможет

22 мая правительство Украины на своем заседании одобрило проект Меморандума со странами Таможенного союза о предоставлении Украине статуса наблюдателя в этом объединении.

Премьер-министр Николай Азаров во время встречи с первым заместителем премьера Белоруссии Владимиром Семашко заявил: «Мы надеемся, что тот вопрос, который мы ставили перед руководством трех стран – России, Белоруссии и Казахстана – будет рассмотрен и решен положительно. На заседании правительства мы приняли соответствующий Меморандум, отработанный с учетом мнения российской, белорусской и казахстанской сторон. Статус наблюдателя позволит нам эффективно отстаивать свои интересы в Таможенном союзе».

Однако, как оказалось позднее, не все участники Таможенного союза знали о том, что их мнение по ТС учитывалось при одобрении документа. По крайней мере, такой вывод можно сделать из частично противоречащих друг другу заявлений высокопоставленных лиц ТС.

Так, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сообщил после переговоров лидеров Украины, Кыргызстана и стран Таможенного союза о том, что Украина получила принципиальное согласие ТС о предоставлении ей статуса наблюдателя в организации.

Но его тут же опроверг первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. Он подчеркнул, что статус наблюдателя в Таможенном союзе не предусмотрен, такой статус Украина может получить при Евразийском экономическом союзе в 2015 году. А главы стран в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета всего лишь согласились предоставить возможность Украине участия в работе Евразийской экономической комиссии и Высшего экономического совета.

31 мая в Минске, во время заседания Форума деловых людей государств-участников Единого экономического пространства, был подписан Меморандум об углублении взаимодействия между Украиной и Евразийской экономической комиссией.

От украинской стороны документ подписал премьер-министр Украины Николай Азаров, от Евразийской экономической комиссии – председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко.

«Птичий» язык дипломатии

Подписанный Меморандум ни к чему не обязывает стороны-подписанты и не несет ни малейших последствий, так как не является международным договором. А для того чтобы получить статус наблюдателя, такой статус как минимум должен появиться в учредительных документах объединения. И, как справедливо заметил российский вице-премьер, это может произойти не ранее 2015 года.

Напомню, что Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года сформировали Таможенный союз, высшим органом которого являются Межгосударственный совет на уровне глав государств и Межгосударственный совет на уровне глав правительств.

Этот договор, в свою очередь, базируется на Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г., который был подписан в Астане президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко, президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым, президентом Кыргызской Республики Аскаром Акаевым, президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоновым.

На нем же базируется и Договор о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 г., являющейся постоянно действующим органом Таможенного союза.

На основании анализа этих документов видно, что никаких иных статусов, кроме стран-участниц (Сторон договоров), не предусмотрено. Мало того, статья 1 Договора о формировании ТС в перечне терминов четко определяет статус государств, не являющихся участниками настоящего Договора. Названы они просто: «третьи страны». Именно этот статус и имеет Украина.

Соответственно, в Договор должны быть внесены изменения. Причем не только в базовый договор, но и в Договор о Комиссии. В нем, в свою очередь, согласно статье 14, оговорки не допускаются. А согласно статье 15, вносимые в Договор изменения и дополнения оформляются отдельными протоколами.

Кроме того, желательно, чтобы решения были приняты единогласно, так как, согласно статье 7, любая Сторона имеет право внести в высший орган Таможенного союза предложение о пересмотре решения Комиссии. То есть для изменения статуса Украины необходимо решение на уровне глав государств Таможенного союза, оформленное в виде изменений в Договоры, регламентирующие его работу.

Время покажет, каким образом будут вноситься и утверждаться изменения в нормативно-правовые акты, но надо иметь в виду, что в Астане и Минске учитывали желание Украины «углубить взаимодействие с государствами-членами Таможенного союза, Единого экономического пространства и в последующем стать наблюдателем при Евразийском экономическом союзе».

Украина продолжает строить «мост межу ЕС и ТС»

31 мая Константин Елисеев – советник президента Украины, уполномоченный Украины по вопросам внешнеполитических и интеграционных процессов – заявил о том, что подписание 29 мая Заявления о предоставлении Украине статуса наблюдателя в Евразийском экономическом союзе [Заявление об участии Украины в евразийском интеграционном процессе] и подписание 31 мая Меморандума об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Украиной – это важный шаг в направлении установления взаимовыгодного и эффективного формата сотрудничества Украины с Евразийским экономическим союзом и государствами-членами Таможенного союза.

При этом советник президента никак не пояснил, почему в тексте Меморандума подчеркнуто, что «Меморандум не является международным договором и не создает прав и обязательств, регулируемых международным правом», а также то, каким образом документ, подписанный с такой оговоркой, может быть «важным шагом» в чем бы то ни было.

Но это не самое интересное, а интересно то, как это подписание было подано представителям дипломатических миссий в Киеве 31 мая. Господин Елисеев и советник президента руководитель Главного управления по вопросам международных отношений Администрации Президента Украины Андрей Гончарук  проинформировали их о положениях Меморандума. А лейтмотивом встречи стал тезис о том, что, углубляя сотрудничество с Таможенным союзом, Украина остается преданной курсу на европейскую интеграцию.

Елисеев и Гончарук четко обозначили позицию Украины как своеобразного моста между ЕС и Евразийским интеграционным проектом на территории СНГ при условии заключения Соглашения об ассоциации с Европейским союзом и дальнейшего углубления сотрудничества с Евразийским союзом, который заработает с 2015 года…

Попытки усидеть сразу на двух стульях продолжаются

Между прочим, сразу же после объявления о предстоящем подписании Меморандума 29 мая в Европейской комиссии сделали заявление по поводу сотрудничества Киева с ТС.

В частности, в ЕК заявили, что сотрудничество Украины с Таможенным союзом не должно повредить возможности подписания Соглашения об ассоциации, а также не должно противоречить будущим обязательствам Киева в рамках Соглашения об ассоциации (Питер Стано).

Судя по всему, официальный Киев решил устами двух советников президента успокоить еврокомиссаров – на евроинтеграцию Меморандум не повлияет.

30 мая уже сам президент Украины во время встречи с вице-президентом Европейского парламента Протасевичем заявил, что Украина прилагает максимум усилий для выполнения критериев, связанных с подписанием Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с Европейским союзом.

А 1 июня в разговоре с президентом Еврокомиссии Ж. Баррозу он сообщил о подписанных договоренностях по углублению взаимодействия между Украиной и Евразийской экономической комиссией, заверив, что эта новая модель сотрудничества между Украиной и Евразийским экономическим союзом не противоречит членству Украины в ВТО и стратегическому курсу на евроинтеграцию путем заключения Соглашения об ассоциации и создании углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли с ЕС.

* * *

Отчётливо видно, что после подписания с ЕЭК Меморандума, не имеющего никакой юридической силы взаимообязывающего документа, Киев сохранил для себя возможность продолжать движение в сторону Ассоциации с Европейским союзом и заявлять о «первом шаге к сближению с Таможенным союзом» или о «существенном прогрессе», достигнутом относительно возможного соглашения по участию в ТС в формате «3+1».   

На данный момент предположение о том, что Украина наконец-то определилась с вектором своей внешней политики и развернулась в сторону Востока равновероятно с мнением, что отказываться от евроинтеграционного курса украинская власть не собирается.

В ноябре этого года должна состояться очередная встреча между Украиной и ЕС, на которой, возможно, будут определены форматы участия Украины в ЕС (подписан договор о создании зоны свободной торговли или Соглашение об ассоциации). До этого момента сделать однозначный вывод о том, является ли подписание Меморандума показателем ориентации на ТС или же это всего-навсего пиар-ход, не представляется возможным. Так что до ноября есть полгода, которые станут решающими для украинской внешней политики.

Игры с «многовекторностью» уже явно надоели всем возможным партнерам Украины – и ЕС, и ТС. Украинской власти придётся учесть данное обстоятельство, поскольку осенью начнется активный этап президентской кампании 2015 года и ей потребуется международная поддержка, если власть, конечно, не собирается уступать бразды правления оппозиции. 

Юрий ГАВРИЛЕЧКО, ОДНА РОДИНА

 

Комитет


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/104055/
© 2006-2008, komitet.net.ua