УКРАИНА: ДОЛГОВОЙ КРИЗИС КАК ФИЛОСОФИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ?


30.05.2013 11:25

В мае общий госдолг Украины достиг почти 70 млрд. долл. Перед Украиной сегодня открыты два пути. Либо, принимая принципы и нормы ЕС, сделать долговой кризис базой собственного существования (а точнее – деградации), без намека на оздоровление экономики в обозримом будущем. Именно этот сценарий навязывается Западом Украине. Либо же избрать путь стран ТС, где установленные рамки партнерства «подтягивают» партнеров до высокой экономической планки. А взаимовыгодное сотрудничество, позволяющее эффективно развивать национальные экономики, идет на благо и государствам, и гражданам. Выбор за Киевом. 

В мае общий госдолг Украины достиг почти 70 млрд. долл. Министерство финансов сообщило, что государственный и гарантированный государством внешний долг составил 313,029 млрд. гривен (39,162 млрд. долл.), государственный и гарантированный государством внутренний долг – 240,36 млрд. гривен (30,071 млрд. долл.). С начала 2013 года общий госдолг вырос на 4,739 млрд. долл. (на 7,3%).

В Кабмине и Партии регионов в ответ на упреки в мощном наращивании госдолга выдвигают аргумент – мол, все страны живут в долг. К примеру, если взять для сравнения показатели разных, в том числе самых развитых, стран, то тогда картина якобы выравнивается. Так, у США внешний долг – более 16 триллионов долларов, у Великобритании – около 10 триллионов, у Германии – 6 триллионов, столько же и у Франции, даже у небольшой Голландии долгов накопилось на 4 триллиона долл.

Казалось бы, на этом фоне Украине можно не волноваться: весь Запад (и ЕС, куда так стремится Украина) погряз по уши в долгах, и намного больших, чем Киев. Однако подобная оговорка, хоть в целом и соответствует действительности, все же едва ли является поводом гражданам страны успокаиваться. Причин к тому несколько.

Едва ли стоит так смело брать за ориентир долговые проблемы европейских стран. Хотя бы потому, что, как известно, именно долговой кризис стал причиной нынешней волны финансово-экономического кризиса в Европе. Начинался он в конце 2009 года и усилился на протяжении 2011-2012 гг. – именно как кризис государственных заимствований. При этом попытки стран ЕС спасти экономики погрязших в долгах Греции, Ирландии, Италии, Португалии закончились тем, что и данные страны (пожалуй, кроме Германии с ее мощнейшей экономикой) скатились в долговую яму.

Долговой кризис оказался настолько жестким, что распространился на европейские державы вне зоны евро. И только те из этих держав, которые пошли на самые крайние меры (которые, кстати, не очень-то вяжутся с основными принципами либерализма), смогли решить свои проблемы. Например, Исландия решила попросту не выплачивать долги иностранным банкам. Кипр недавно пошел по тому же пути, фактически ограбив многие тысячи вкладчиков.  

Спасают еврозону, как известно, все тем же методом – новыми долгами. Так, в 2010 году ЕС и МВФ не придумали ничего лучшего, чем посадить Грецию на новую, более мощную «кредитную иглу»  в 110 млрд. евро, для Ирландии эта сумма составила 85 млрд., для Португалии – 78 млрд.

Образовался замкнутый круг: возникнув из-за долгов, кризис лечится новыми долгами. Хотя лечением этот процесс назвать все же трудно. Ведь, по сути, из-за такого «спасения» экономик этих стран они становятся вечными должниками.

Бравурные реляции европейских руководств о том, что ЕС с конца прошлого-начала нынешнего года начал выходить из кризиса, мягко говоря, не соответствуют действительности. Как оказалось, в апреле страны Евросоюза имели гораздо больше долгов, чем об этом заявлялось ранее.

В Европе вполне осознают печальные перспективы «должников» – если говорить не о популистах-политиках, а о специалистах и чиновниках высокого уровня. Так, недавно министр финансов Германии Вольфганг Шойбле предостерег от чрезмерных надежд на рост экономической конъюнктуры в Европе. Его точку зрения разделяет глава Федерального банка Германии Йенс Вайдеман, который считает, что в обозримой перспективе темпы экономического роста в Европе будут ниже, чем в других регионах мира. А сам кризис, по его мнению, растянется как минимум на десятилетие!

Стоит заметить, что любые государственные кредиты имеют смысл только тогда, когда они идут на развитие национальной экономики, когда на эти средства модернизируется производство, закупаются новейшие зарубежные и развиваются собственные технологии.

Но европейские страны, как видим, пошли по другому, тупиковому пути – набираемые ими кредиты просто «проедаются», новые займы идут на латание финансовых и социальных «дыр». И именно этот сценарий навязывается Западом Украине.

Не секрет, что 70-80% так щедро предоставляемых Киеву кредитов МВФ идут на погашение дефицита бюджета, а остальное оседает в Нацбанке в виде валютного резерва (для затыкания «слабых мест» в текущей бюджетной политике).

В качестве альтернативы мы видим процессы в Таможенном союзе. Даже поверхностный анализ дает понимание, что те болезни, которые грозят нынче похоронить Европейский союз, для ТС просто неактуальны.

Например, внешний государственный долг России существенно меньше, чем у Украины (на апрель 2013 года он составил 46,4 млрд. долл.), несмотря на несоизмеримость объемов экономики (территории, населения) наших стран. Он к тому же уменьшается. Так, с начала года по апрель обязательства государства уменьшились на 1,4 млрд. долл.  Та же картина и у остальных стран ТС. У Казахстана внешний государственный долг на апрель 2013 года составил всего 5,5 млрд. долл., Белоруссии – 12 млрд. долл. Картина просто несопоставима с Украиной, а тем более – со странами ЕС.

Эта картина – следствие продуманной и взвешенной общей экономической политики. В частности, благодаря слаженным действиям страны ТС, согласно прогнозам, будут опережать по темпам роста мировую экономику до 2030 года. Если увеличение глобальной экономики будет составлять в среднем лишь 3,3% годовых, то Россия, Казахстан и Беларусь продемонстрируют свыше 4%.

При этом средние темпы роста мировой экономики никак не отражают тенденции в ЕС: здесь рост не превысит 1-1,5% в год (до 2030 года). Более высокий показатель имеют «азиатские тигры» (Китай и Индии), где рост составит 4-5%. Как видим, показатели ТС, в отличие от Европы, весьма близки к параметрам роста этих бурно развивающихся экономик.

Перед Украиной сегодня открываются два пути. Либо, принимая принципы и нормы ЕС, сделать долговой кризис базой собственного существования (а точнее – деградации) без намека на оздоровление экономики в обозримом будущем. Либо же избрать путь стран ТС, где установленные рамки партнерства «подтягивают» партнеров до высокой экономической планки. А взаимовыгодное сотрудничество, позволяющее эффективно развивать национальные экономики, идет на благо и государствам, и гражданам. Выбор за Киевом. 

 

Виктор ЛОГВИНЕЦ, ОДНА РОДИНА

 

Комитет


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/103912/
© 2006-2008, komitet.net.ua