Почему, собственно говоря, ситуация геополитического выбора, стоящего перед различными группами белорусской элиты, проста: или Европа, или Евразия, почему нет непосредственно белорусского пути? Ответ на этот вопрос чрезвычайно прост.
Во-первых, отсутствуют исторические факторы, которые бы позволили Беларуси занять свое независимое место между евразийским блоком (евразийский блок в данном случае понятие далеко не идентичное Евразийскому союзу, оно в себя включает также и блок стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества) и европейским. Формирование в Беларуси основ государственности начало происходить только в советское время, а обретение независимости после распада СССР не было сознательным выбором национальной элиты и народа, которые хотели сохранения Советского Союза.
Во-вторых, отсутствуют национально-демографические факторы. Беларусь средняя по численности евразийская страна с преимущественно русским в плане языковой самоидентификации населением, которое нынешнюю «независимость» за счет России воспринимает вполне адекватно ситуации.
В-третьих, отсутствуют финансово-экономические основания для суверенитета аналогичного, например, швейцарскому. Да никто и не даст появиться второй Швейцарии или Северной Корее в центре Европы. Даже Прибалтике со своим, в принципе, населением не дали состояться второй Швейцарией, что говорить о православном русском населении «синеокой».
Если бы Беларусь сейчас находилась в условиях Версальского мира, который привел к разрушению европейских империй и появлению практически во всей Европе диктаторских режимов (Пилсудский и Бек в Польше, Сметона в Литве, Ульманис в Латвии, генерал Метасас в Греции, Муссолини в Италии, генерал Антониу Кармон и Салазар в Португалии, Франко в Испании, Дольфус в Австрии, режим маршала Петена во Франции, Ахмат Зогу в Албании, маршал Антонеску в Румынии, Пяст в Эстонии, маршал Маннергейм в Финляндии, адмирал Хорти в Венгрии, Цанков, а затем царь Борис в Болгарии, Квислинг в Норвегии, Анте Павелич в Хорватии, монсеньёр Тисо в Словакии, Гитлер в Германии), тогда, возможно, да, у Беларуси было бы свое место под солнцем.
Однако сегодня республика зажата между стремительно набирающей силу Россией и увядающей, но пока все еще очень мощной в военно-политическом и финансово-экономическом плане Европой.
Поэтому вариант «хаты с краю», которая стремится не примкнуть ни к одному из блоков, просто не прокатывает – с одной стороны, на это просто физически нет ни сил, ни ресурсов, с другой стороны – никто не даст. Поэтому собственно белорусский выбор ограничен только двумя, а не тремя вариантами – либо Европа, либо Евразия. Соответственно, либо Евросоюз, либо Евразийский союз.
Почему Евразийский союз
В основании принятого правящей группой элиты выбора в пользу Евразийского союза лежали две простые причины. Евразийский выбор, во-первых, позволял остаться правящей группе элиты у власти, во-вторых, оставлял шанс для сохранения и модернизации белорусской промышленности и сельского хозяйства.
Почему именно евразийский выбор позволял это сделать? Потому что опыт постсоветских республик и восточноевропейских стран, вошедших в ЕС, к 2010 году со всей однозначностью показал пагубность европейского выбора для экономик этих стран: исключительно формально существующие институты национальных государств, тотальная зависимость национальных элит от своих западных партнеров, тотальная коррупция, отсутствие суверенитета, военно-политический контроль блока НАТО, экономическая деградация, разрушение национальной промышленности и т.д. и т.п.
К тому же разворот на Запад, если бы он произошел, ставил бы вопрос и о смене управляющей страной группы, на что, естественно, никто, находясь в здравом уме, не пойдет. Те посулы, которыми Запад пытался заманить республику в антироссийский санитарный кордон (3 млрд. долларов), сработать не могли, т.к. от России республика получает каждый год сумму несравнимо большую.
В сумме скрытые дотации белорусской экономике со стороны России в 2012 году составили 10 млрд. долларов или 16% от ВВП. По подсчетам экспертов, за период с 2000 года скрытые субсидии белорусской экономике со стороны России составили порядка 80 млрд. долларов.
Кто за евразийскую интеграцию?
За евразийскую интеграцию выступают практически все слои белорусского народа, т.к. основной рынок сбыта белорусской продукции – Россия (около 48% от всего товарооборота). Простые люди прекрасно понимают, что их продукция востребована прежде всего на Востоке. Они своим кошельком чувствуют необходимость евразийской интеграции гораздо лучше многих столичных экспертов, живущих на американские гранты.
За евразийскую интеграцию выступает значительная часть управляющей элиты (чиновники и директорский корпус) республики, т.к. союз с Россией решает те задачи, которые на них возложены государством – кому в плане производства, а кому в плане обеспечения социальной стабильности и т.д.
За евразийскую интеграцию выступают силовики – т.к. они плоть от плоти советской системы и действительно лучше всего воспринимают запад в перекрестье прицела, неважно, пистолета-автомата или комплекса С-300.
За евразийскую интеграцию выступает значительная часть интеллигенции. Причина проста – происходящая на Западе сатанинская и антихристианская в своих основаниях революция в области межличностых, половых, социальных отношениях глубоко чужда как советским атеистам, так и православным, которые руководствуются весьма строгими морально-нравственными категориями и нормами поведения, как частного, так и общественного.
Тот поток сатанизма, который хлынул с Запада в последние 2-3 года и ударил даже по некоторым знаковым представителям западных идолопоклонников, (достаточно вспомнить про отъем шведскими властями ребенка у известной белорусской оппозиционной журналистки), весьма жестко настроил против себя основную часть белорусской интеллигенции, включая ту ее часть, которая и против евразийского выбора – эта часть интеллигенции также считает, что пока такие дела творятся в Европе, идти туже не стоит.
Т.е. евразийский выбор белорусской элиты – не волюнтаристское решение, а осознанный выбор, диктуемый очень жесткой политической (угроза потери власти) и экономической (развал промышленности и сельского хозяйства) необходимостью. Принимается ли он всей элитой? Конечно, нет, и этому тоже есть свои причины. Остановимся на них подробнее.
Таким образом, можно говорить о том, что у большинства белорусского народа из всех классов, слоев и страт существует ценностный консенсус относительно выбора евразийской интеграции в качестве одного из основных приоритетов национально-государственного развития.
Кто и почему против Евразийского выбора
Если уйти от частностей и попытаться дать групповой портрет тех, кто выступает против Евразийского союза, то можно выделить две основные группы. Во-первых, это жесткие националисты-русофобы, давно и плотно идентифицирующие себя как прозападная колонна. Эта часть белорусской элиты давно находится не у руля власти, поэтому никакого влияния на принимаемые решения не оказывает.
Во-вторых, это незначительная часть государственной элиты, которая пытается расширить и углубить белорусско-западный внешнеполитический диалог и вывести республику из интеграционных процессов с Россией и в Евразийском пространстве.
Несомненно, в их рядах также есть люди, ненавидящие Россию. Однако основную их массу составляют те, кого можно было бы назвать политическими временщиками. Они прекрасно понимают, что если будет происходить интеграция с Россией и в рамках Евразийского союза, то им ничего не светит в плане урвать в процессе приватизации государственной собственности.
Однако если будет происходить «интеграция» республики в европейские структуры, то как распорядители собственности они вполне смогут договориться с западниками о своей «скромной доле» в процессе разгосударствления. По крайней мере, они так думают. После чего, отщипнув от процесса приватизации свою долю они вполне могут сменить место жительства на гораздо более привлекательные и респектабельные страны Западной Европы и США.
Эта часть элиты, в отличие от радикальной оппозиции, не планирует править республикой в жестком антироссийском ключе со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ее основная цель - спилить «бабла по легкому» и отвалить, оставив как раз жесткую оппозицию на национально-государственном пепелище.
Это политические циники, которые прекрасно понимают существующий расклад сил, и которые озабочены исключительно вопросами своей собственной выгоды.
Возможно, это прозвучит цинично, но если бы в ходе евразийской интеграции эти люди увидели свои имущественные плюсы, то они также бы стали весьма ревностными ее сторонниками. И тогда в госаппарате фактически бы не осталось тех, кто против евразийского выбора нашей республики.
По сути, единственное, чего хочет эта часть элиты – это возможности зарабатывать на уровне российской элиты и возможности легализовать свои нынешние и будущие капиталы, аналогично тому, как это произошло на всем постсоветском пространстве и, прежде всего, в России, где министры вполне на законных основаниях являются собственниками многомиллионных состояний.
Поэтому при грамотной кадровой и имущественной политике в отношении правящей элиты руководство республики вполне легко может реализовать евразийский выбор белорусского народа, втянув в этот процесс весьма многих из тех, кто по каким-то причинам еще выступает против этого процесса, т.к. евразийская интеграция должна принести всем гораздо больше вполне осязаемых мировоззренческих, социальных и имущественных благ, чем разлагающаяся цивилизация воинственного Запада.
Юрий Баранчик, СТОЛЕТИЕ