20 мая вице-премьер-министр Украины Александр Вилкул провёл встречу с представителями международных компаний, которые входят в Американскую торговую палату. На встрече обсуждались вопросы привлечения средств американских и других иностранных инвесторов в проекты государственно-частного партнерства по развитию транспортной системы Украины, сферы ЖКХ и строительства, внедрению электронных систем управления и развитию туристического кластера.
Александр Вилкул акцентировал внимание на основных ключевых направлениях Программы активизации экономики на 2013-2014 годы, которые входят в сферу его деятельности как вице-премьер-министра.
В частности, это развитие инфраструктуры, проведение финала Чемпионата Европы по баскетболу «Евробаскет-2015», развитие жилищно-коммунального хозяйства и строительной индустрии, а также внедрение электронного управления. Им было обращено внимание также на импортозамещение как важный элемент развития украинской экономики, на правительственную поддержку локализации производства на территории Украины. В частности, по вопросу предоставления земельных участков под строительство производств.
На встрече выступил президент Американской торговой палаты (АТП) в Украине Хорхе Зукоски. Отметив, что очередной отличной возможностью способствовать развитию туристической отрасли в Украине является проведение баскетбольного чемпионата «Евробаскет-2015», он подчеркнул: «Американская торговая палата в Украине готова стать платформой для диалога между государством и частным сектором для того, чтобы объединить усилия для повышения конкурентоспособности регионов Украины».
Представляется, что некоторые рекомендации и реальные последствия деятельности АТП на Украине носят отрицательный характер для украинской экономики и способствуют именно понижению конкурентоспособности Украины. Поэтому выбор Вилкулом данного партнёра для инвестиционного диалога является, скорее всего, крайне ошибочным.
Как явствует из слов Хорхе Зукоски, у АТП на Украине четыре приоритета деятельности – аграрный сектор, рынок продовольствия, дальнейшее развитие конкурентоспособности страны и рынок энергетики в части энергонезависимости Украины.
По его мнению, для привлечения масштабных иностранных капиталовложений, которые со временем могут дать экономический рост, необходимо реализовать три ключевые задачи: подписать Соглашение об ассоциации и ЗСТ с ЕС, воплотить в жизнь уже заявленные реформы, а также привести в порядок систему государственных финансов в тесном контакте с МВФ.
Именно наличие в этих рекомендациях двух внешних факторов – ЗСТ с ЕС и МВФ – исключает реализацию Украиной задач в области повышения экономической конкурентоспособности страны, а также развития более эффективного и конкурентоспособного агропромышленного комплекса, основываясь на принципах свободного рынка.
Почему? Непосредственная цель АТП – представление интересов иностранных компаний, инвестирующих в Украину, и содействие появлению на украинском рынке новых инвесторов. А это входит в прямое противоречие с интересами долгосрочного экономического роста страны, который может быть обеспечен только расширением внутреннего рынка сбыта и укреплением позиций отечественных производителей.
Как раз ЗСТ с ЕС и требования МВФ последовательно нейтрализуют условия долгосрочного экономического роста, делая устойчивый экономический рост невозможным. Зона свободной торговли с ЕС сделает продукцию украинских товаропроизводителей неконкурентоспособной с товарами из Европы, поступающими одновременно как на украинский внутренний, так и на европейский рынки.
Взаимное открытие рынков Украины и Евросоюза в условиях ЗСТ принесёт неравноценные выгоды сторонам. С украинской стороны относительную выгоду получат лишь сложившиеся крупные ПФГ, которые имеют активы в странах ЕС именно в ГМК и химической промышленности.
Евросоюз получает несоизмеримо большую выгоду, поскольку, обладая более высокой производительностью всей экономики и выпуская более качественную продукцию, полностью захватит украинский рынок практически по всей номенклатуре продукции высокого передела и сельского хозяйства.
Пребывание Украины за бортом Таможенного союза обернётся ударом с другой стороны – упразднением льготного доступа на рынки стран ТС по мере оформления этим объединением жёстких таможенных правил и введением техрегламентов.
В результате может случиться так, что к 2015 году Украина потеряет два критических для себя рынка сбыта, которые поддерживают её экономику: собственный рынок и рынок ТС, не приобретя в силу очевидных причин выгодного положения на рынке европейском.
Сказанное касается, прежде всего, как раз сельхозпроизводства. Зукоски заверяет о возможных масштабных инвестициях в сырьевой и обрабатывающий сектора сельскохозяйственной отрасли Украины. Но именно экспорт украинской сельскохозяйственной продукции в ЕС стал предметом длительных и упорных переговоров на этапе согласования Соглашения об ассоциации по части ЗСТ. Целый ряд серьёзных ограничений в торговле Украины с ЕС так и не был снят после её вступления в ВТО.
По имеющейся скудной информации, Евросоюз настаивал на сохранении целого ряда защитных мер, касающихся импорта украинской сельскохозяйственной продукции, на уровне, зафиксированном во время вступления Украины в ВТО.
В то же время украинская сторона требовала снижения пошлин и повышения экспортных квот для украинской сельхозпродукции, а также отмены экспортных субсидий ЕС и уменьшения других форм поддержки местного производителя. Больше всего украинскую сторону беспокоила позиция ЕС относительно квотного принципа поставок украинской аграрной продукции на рынок Евросоюза.
Премьер-министр Украины Николай Азаров в феврале 2011 года на встрече с депутатами Европарламента даже высказался по этому вопросу: «Эта позиция [введение квот] нам непонятна, поскольку для нас экспорт сельскохозяйственной продукции, такой как пшеница, ячмень, мясо и другие товары, – это важная составляющая украинского экспорта, которая могла бы хотя б частично компенсировать отрицательное сальдо нашего торгового баланса между ЕС и Украиной».
В своё время Николай Азаров информировал также о том, что участники переговоров со стороны ЕС хотят предусмотреть для Украины довольно жесткие квоты.
«Я могу назвать размеры этих квот. Они, по сути, носят запретительный характер. Например, квота на пшеницу установлена в объеме 20 тыс. тонн. Это при том, что Украина экспортирует около 10-15 млн. тонн ежегодно. Квота на мясо, птицу – 1 тыс. тонн. Если перевести на долю такой продукции на рынке ЕС, то это незначительная часть процента».
На этом фоне анекдотично (или издевательски) звучат слова президента АТП на Украине, что в случае введения ЗСТ с ЕС на Украину пойдут инвестиции. А Украина «получит прямой доступ к крупнейшему рынку мира – рынку Евросоюза, и это станет ключевым фактором для инвесторов, которые сегодня не видят оснований для развития производственных мощностей здесь. Пока всем всего хватает – существующий рынок сбыта покрыт. Как только появится рынок ЕС – не сомневайтесь, начнем инвестировать в аграрное производство, как сумасшедшие. Причем, повторюсь, как в сырьевое производство, так и в переработку».
Очевидно, что в условиях перепроизводства всех видов сельхозпродукции в ЕС и в ситуации жёсткой сложившейся сельхозспециализации производителей Евросоюза ни о каком европейском рынке для готовой украинской сельхозпродукции не может быть и речи. Если бы ЕС был заинтересован в украинской сельхозпродукции и в инвестициях в агропроизводство, то, очевидно, уже на этапе согласования ЗСТ были бы предприняты соответствующие шаги навстречу Украине. Но ничего подобного нет.
Режим свободной торговли с ЕС предполагает ещё большую либерализацию торговли, чем вступление в ВТО, – полное устранение большинства пошлин и других защитных препятствий на пути «свободного» обмена. При этом для украинской стороны важно не столько обнуление пошлин (для сырьевого и полусырьевого украинского экспорта в ЕС – а это главная статья экспортных доходов Украины – такие пошлины и сейчас практически отсутствуют), сколько устранение нетарифных торговых ограничений ЕС. А это – стандарты, правила определения происхождения товаров, таможенные процедуры, законодательные нормы.
В последние годы нетарифное регулирование (особенно техническое) в ЕС лишь усиливалось. В отдельные годы на Евросоюз приходилось от 20 до 55% общего количества сообщений о новых технических нормах и стандартах, вводимых в рамках Всемирной торговой организации (ВТО).
Ярким примером лоббирования интересов компаний, поставляющих на Украину продукцию в ущерб развитию украинского производителя, является оценка Зукоски норм закона № 5038/4 – о лицензировании импорта лекарственных средств. АТП негативно оценивает этот закон, объясняя это тем, что нормы закона в свое время не обсуждались с представителями отрасли, т.е. читай: с АТП и лично с г-ном Зукоски.
Интерес компаний, работающих под прикрытием АТП понятен: пролоббировать такую экономическую политику украинских властей, которая бы способствовала развитию разного рода примитивных сырьевых производств как в сельском хозяйстве, так и в промышленности.
Устранить для себя возможного конкурента в обрабатывающих отраслях экономики и обеспечить бесперебойные поставки разнообразного сырья для собственных высокотехнологичных производств – вот реальная цель АТП.
Ещё более масштабные задачи американского лобби на Украине, очевидно, связаны с началом в июне текущего года переговоров США и ЕС «о всестороннем трансатлантическом торговом партнерстве в области торговли и инвестиций», а также ролью Украины в «преодолении глобального продовольственного кризиса и решении проблемы истощения мировых аграрных ресурсов». Ролью, которую отводят Украине «трансграничные торговые партнеры».
Виктор ПИРОЖЕНКО, ОДНА РОДИНА