Даже в тех странах Евросоюза, которые считаются относительно благополучными, на самом деле всё обстоит далеко не столь благостно, как представляется иным сторонникам «европейского выбора» и скорейшей «евроинтеграции». В этом смысле полезно присмотреться к Великобритании.
* * *
Последние данные Национального статистического управления показывают, что ВВП Великобритании за первые три месяца текущего года вырос на 0,3%, а по сравнению с первым кварталом 2012 года – на 0,6%. Это самый высокий показатель с конца 2011 года. Однако в ряде секторов по-прежнему продолжается спад. Объем строительной индустрии сократился на 2,5% и остается на 18% ниже, чем в начале финансового кризиса в 2008 году. В целом объем экономики снизился на 2,6% по сравнению с докризисным периодом.
На этом фоне в стране растут масштабы откровенной бедности, а в обществе стали появляться тревожные признаки деградации.
Группа из 50 британских профессоров, специалистов в области социальной политики, опубликовала на страницах The Guardian открытое письмо премьер-министру Дэвиду Кэмерону. Как установили ученые, запланированные его правительством новые меры по сокращению социальных расходов приведут к резкому увеличению уровня бедности в стране. В результате этих изменений 10% беднейших домохозяйств в Великобритании потеряют 38% и без того незначительных доходов, а 200 тысяч детей будут обречены на нищету.
Перемены в социальной политике не оставляют практически ничего от прежнего «государства всеобщего благосостояния». Ученые считают, что оптимистическая риторика правительства совершенно не отвечает быстро ухудшающейся экономической ситуации в Великобритании, где рост бедности и нехватка постоянных рабочих мест давно стали проблемой общенационального значения.
О том же говорится в подготовленном учеными шести британских университетов докладе общественной организации «Бедность и социальная изоляция» (PSE). По мнению ученых, нынешняя ситуация гораздо хуже, чем при Маргарет Тэтчер, которая, как известно, не особо пеклась о бедных.
Великобритания до сих пор остается одной из самых популярных стран для мигрантов, стремящихся попасть на территорию Европейского союза. Однако, как утверждают авторы доклада, 3 миллиона подданных Ее Величества не могут даже позволить себе приобрести, например, приличную одежду для собеседования при принятии на работу, а 4 миллиона граждан страдают от недоедания. Около 11 миллионов человек не могут позволить себе нормальное жилье, а 10% семей не в состоянии оплатить полноценное отопление своих жилищ в зимнее время.
Профессор Дэвид Гордон из Университета Бристоля считает, что запланированное консервативным правительством снижение социальных расходов не даст ничего, кроме снижения уровня и качества жизни граждан Великобритании.
С ним солидарна ведущий экономист компании Capital Economics Вики Редвуд, которая считает, что британскую экономику ждут серьезные трудности.
«Зарплаты в семьях в реальном отношении падают, и политики до сих пор не могут заставить банки давать кредиты», - говорит она.
Мы сказали «деградация» не ради красного словца. У многих еще в памяти лондонские погромы в начале августа 2011 года. Беспорядки, спровоцированные гибелью цветного жителя лондонского района Тоттенхэм в перестрелке с полицией, вылились в повсеместное мародерство, грабежи, поджоги магазинов и автомобилей. В основном в погромах участвовали жители бедных районов, но к грабежам подключилась и обеспеченная молодежь из хороших семей. В частности, за участие в беспорядках полиция арестовала представительницу британской олимпийской делегации-2012 спортсменку и певицу Челси Айвз.
Подводя итоги погромам, Дэвид Кэмерон заявил, что основной причиной беспорядков стала моральная деградация британского общества. Признаками «морального упадка» премьер назвал такие черты британской молодежи, как «безответственность, эгоизм, стремление вести себя так, как тебе угодно без оглядки на других».
«Дети без отцов. Школы без дисциплины. Награды без заслуг и преступления без наказания. Права без обязанностей. Бесконтрольные сообщества людей», - перечислил Кэмерон слабые места британского общества.
И это еще не все. Серьезнейшей проблемой Великобритании является пьянство, которое обходится британской системе медицинского страхования (NHS) в 2,7 млрд. фунтов стерлингов в год. Это только прямые потери бюджета. А реальная цена, которую британское общество платит за пьянство, по словам Дэвида Кэмерона, на порядок выше и находится где-то в пределах от 17 до 22 млрд. фунтов.
В феврале 2012 года Кэмерон назвал запойное пьянство соотечественников «скандальным» и пообещал обнародовать «алкогольную стратегию» правительства, одновременно призвав частный сектор — пабы, ночные клубы, супермаркеты и производителей алкоголя — внести свой вклад в «ответственное потребление спиртного».
Однако в марте 2013 года газета The Daily Telegraph сообщила, что правительство отказывается от прежних планов.
Видный консерватор Дэвид Дэвис считает, что проблему пьянства решить путем ограничений невозможно: «Это проблема социальной политики, и она не такая однозначная, чтобы можно было просто повысить цену и пресечь злоупотребления. Для алкоголиков пенсы не будут иметь значения. Среди тех, кто злоупотребляет спиртными напитками, растет процент представителей среднего класса, а на цену «Château Lafite» подобные меры никак не повлияют».
* * *
Однако не борьба с бедностью или пьянством занимают сейчас более всего британские власти. На повестке дня в числе первоочередных оказался вопрос легализации однополых браков.
В середине мая 34 действующих и бывших глав местных отделений Консервативной партии доставили в резиденцию премьер-министра на Даунинг-стрит письмо, в котором они заявляют, что считают политику правительства в области однополых браков порочной, противоречащей идеологии партии, способствующей расколу в обществе и утрате консерваторами голосов избирателей.
Однако в другом письме, подписанном более чем 100 активистами Консервативной партии, содержится призыв к ее парламентской фракции поддержать правительственный законопроект об однополых браках. В письме высказывается поддержка позиции премьер-министра Дэвида Кэмерона: указывается, что вопрос об однополых браках имеет особое значение для молодых избирателей и что члены парламента, выступая против него, рискуют, мол, потерять контакт с частью своего электората.
В свою очередь Лейбористская партия в лице своего лидера Эда Милибэнда и партнеры консерваторов по правящей коалиции - либерал-демократы - в лице председателя партии Ника Клегга также выступили в поддержку законопроекта о легализации однополых браков.
Прохладно отнеслась к законопроекту англиканская церковь, но к ее мнению мало кто прислушивается: известно, что среди ее служителей хватает и педерастов, и педофилов.
После долгих и острых споров Палата общин британского парламента 21 мая окончательно одобрила законопроект, легализующий однополые браки в Англии и Уэльсе. Преимущество сторонников гомосексуалистов оказалось внушительным: 366 депутатов проголосовали «за» и только 161 депутат высказался против.
Хотя свежеиспеченный закон может встретить серьезные возражения в палате лордов, Дэвид Кэмерон поспешил выразить надежду, что закон скоро вступит в силу и что первые брачные церемонии однополых пар состоятся уже в следующем году. О том, что, поощряя эту «мерзость перед Богом», общество встаёт на путь самоистребления без надежды на выживание, британцы задумываются, видимо, всё меньше.
В Шотландии местное правительство предлагает внести на рассмотрение парламента свой собственный законопроект по однополым бракам. В Северной Ирландии таких планов пока нет, и это понятно: появление здесь чего-то подобного почти автоматически приведет к новой вспышке гражданской войны между католиками и протестантами…
* * *
Спора нет: Великобритания – не худший и не самый тревожный пример в Евросоюзе. Однако и здесь многие общественные процессы всё больше сигнализируют о переходе европейской цивилизации в фазу нисходящего развития.
Владимир НЕСТЕРОВ, "Фонд стратегической культуры"