Из внутренних, определяющими являются территориальный раскол страны на русскую и галицкую Украину, неспособность и нежелание элит решить социально-экономические проблемы общества, раскол элит на два примерно равных по силе клана и потеря правящими и оппозиционными элитами легитимности в глазах населения…
Из внешнеполитических - обостряющийся мировой экономический кризис, ослабление давления Евросоюза и США на Украину и нежелание иметь дело с властью регионалов, усиление роли России на международной арене и стремление вернуть постсоветские страны в орбиту своего влияния.
Все это в совокупности, равно как и непонимание украинскими элитами сути происходящего, превращают Украину в объект для удовлетворения чужих национальных интересов, при которых будущее государства и его целостность будут решаться за пределами украинских границ.
Кризис общества и делегитимизация элит
Украинское общество с момента бунта "оранжевых" остается крайне нестабильным, так как ни одна из украинских проблем - территориальная, социальная и политическая, не находит своего разрешения.
Главной является территориальная нестабильность государства, случайно объединившего совершенно разные по населению, истории, вере и языку земли, что привело к непрекращающемуся противостоянию стремящейся под евроатлантический зонтик бандеровской Галиции и пророссийского Юго-Востока (Новороссии).
Противостояние можно было бы свести на нет, предоставив каждому региону жить своей жизнью, но необузданное стремление украинских элит навязать новороссам галицко–бандеровское мировоззрение не оставляет никаких шансов для сохранения единства.
В социальном плане вопиющее расслоение общества и стремление элит решать экономические проблемы за счет основной массы населения, усугубляется нарастающим недовольством большого бизнеса, обиженного "семьей" президента. Обостряющаяся внутривидовая борьба украинского олигархата может оказаться не менее разрушительной, чем межклассовая борьба за свои права.
Политическое противостояние отстаивающих интересы своих кланов регионалов и посторанжевой оппозиции достигло патовой ситуации, при которой ни одна из сторон не может добиться поставленных целей. Убийственной также является сделанная обоими кланами ставка на Запад и нежелание рассматривать вариант интеграции в евразийское пространство. Принятое решение просто абсурдно в связи с тем, что из-за экономических проблем Евросоюзу сейчас не до Украины.
К тому же отягощенная своими проблемами ЕС не желает видеть ее в своих рядах, а Россия, наоборот, начинает восстанавливать свое могущество. Все это привело к тому, что ни с властью, ни с оппозицией не желают серьезно разговаривать ни те, ни другие и все ждут, чем закончатся разборки внутри украинских элит.
Особенно неприглядна ситуация для Януковича и его окружения, которые никак не могут понять, что в Москве и Брюсселе его списали как международного игрока и вывели в тираж. Януковичу надо больше думать не о втором сроке, а о перспективах своего не совсем радужного будущего.
Проблемы Украины усугубляются и тем, что все украинские элиты продолжают стремительно терять авторитет и поддержку граждан. С учетом того, что легитимность любой власти определяется признанием обществом права элит управлять государством и выступать в качестве безусловного и безальтернативного носителя очень нужных обществу благ, у многих возникает вопрос - какие же такие блага несут сегодняшние элиты и почему именно они должны стоять у руля государства.
Ответ более чем прозрачен – никаких элиты не несут. Придя к власти под лозунгом "москали съели наше сало" и, получив богатейшее наследство, они использовали власть только для сохранения и приумножения своих капиталов. По этому поводу очень метко выразился один из блогеров: "…жлобы пришли к власти и пытаются объединить всех вокруг жлобской идеи наполнения собственной кубышки". Точнее не скажешь.
Два пытающихся перегрызть друг друга клана своими действиями полностью дискредитировали себя, давно исчерпали общественный кредит доверия и потеряли точку опоры в обществе. За неимением более достойных, за них еще голосуют и поддерживают, но практически все слои общества желают только одного, чтобы они как можно быстрее ушли с политической сцены. Кстати, и этим же отчасти объясняется успех радикальных нацистов "Свободы".
Правящий клан регионалов, являясь чужой и враждебной силой на западе и в центре страны, умудрился дискредитировать себя и в глазах населения Новороссии, потеряв поддержку той части населения, которая привела их к власти. Разочарование и неприятие Партии регионов в обществе уже перешло в ненависть к ней и момент, когда поддерживающий регионалов электорат откажет им в поддержке, уже наступил. Только делать ставку не на кого.
Посторанжевые не могут перехватить власть у регионалов, так как потеряли свою легитимность еще ранее в силу своей никчемности и отсутствия альтернативных идей развития общества. Они оказалась настолько ничтожны, что не только идей, даже достойных лидеров из своей среды не смогли выдвинуть и теперь в их среде правят бал откровенные фашисты.
Бездарные и непродуманные действия властных и оппозиционных элит носят разрушительный характер не только для общества, но и для них самих, ставя их на грань самоуничтожения. Для дискредитации друг друга они сделали столько, сколько не смогла бы сделать никакая другая противостоящая им политическая сила.
В такой ситуации политическая система становится неустойчивой и в любой момент могут начаться необратимые процессы распада системы и государства, которые может спровоцировать внутренний или внешний повод, не очень-то и зависящий от действия элит и власть может оказаться у совершено неожиданных сил, нашедших поддержку в обществе.
Распад или сохранение государственности
По накалу политических страстей и социально-экономических проблем Украина уже потенциально созрела для слома существующей политической системы и очень близко приблизилась к тому рубежу, при котором, выражаясь словами классика, "низы не могут, а верхи не хотят" жить по старому. Этого не происходит лишь потому, что экономика государства еще как-то держится на плаву, противоборствующие кланы не могут одолеть друг друга и готовят силы к схватке за президентский пост, а основные внешнеполитические игроки пока не вмешиваются и ждут, чем это закончится.
Но это кажущееся спокойствие. Социальный взрыв может произойти очень быстро, для этого достаточно только повода, который запустит механизм всеобщего распада. В этом смысле нагляден пример Румынии, когда в 1989 году организованный в поддержку Чаушеску митинг перерос в народное восстание, всего лишь за пять дней он был свергнут, предан суду военного трибунала и казнен. Все это говорит о том, что в случае народного гнева события развиваются стремительно и не оставляют никаких шансов ненавистному режиму.
В украинских реалиях поводом для паралича органов центральной власти могут стать как внутренние, так и внешние причины. Из внутренних можно назвать экономический крах с девальвацией гривны, задержкой и невыплатой зарплат и пенсий, переходящий в давление улицы и всеобщий стихийный бунт, провокации и бунт правых радикалов, переворот через роспуск парламента, организованный обиженными "семьей" олигархами.
Внешним поводом может послужить обострение мирового экономического кризиса, влекущее крах украинской экономики, отказ Запада от предоставления кредитов и/или "наезд" на власть регионалов под надуманным предлогом защиты демократии, экономическая блокада России при принятии Януковичем окончательного решения лечь под Запад.
Последнее практически неизбежно при подписании Украиной соглашения об ассоциации, составной частью которого является договор о зоне свободной торговле. Им открывается граница Украины для любых европейских товаров (или китайских, идущих из Европы). Мало того, что это смертельно для украинских производителей, так и Россия с Белоруссией и Казахстаном будут закрывать свои таможенные границы, защищая свой рынок и своих производителей.
При обостряющихся противоречиях на Украине, в случае коллапса государственной власти, неизбежно встанет вопрос о сохранении целостности государства, так как два сформировавшихся в Галиции и Новороссии непримиримых мировоззренческих взгляда на свое прошлое и будущее потребуют своего разрешения. Общество по этому вопросу раскололось примерно пополам, при этом интересы первых стали выражать посторанжевые, а вторых /по недоразумению/ регионалы.
В этой связи представляет интерес, кто и какие цели будет преследовать при таком развитии событий. По понятным причинам все украинские элиты стремятся сохранить целостность, так как в этом случае больше территория и население, шире возможности по их ограблению и больший авторитет на международном уровне.
Не в силах совладать с мировоззренческим противостоянием регионов они нашли себе покровителя в лице Запада и в благодарность способствуют его устремлениям по созданию из Украины антироссийского плацдарма и, одновременно, сырьевого придатка Европы с рынком потребления барахла.
Отношение населения различных регионов к территориальной целостности разное, в зависимости от того, что они получают от государства и что ему отдают. Галиция, одержимая маниакальной идеей осчастливить всех бандеризацией сознания и не способная сама обеспечить себе достойное существование, готова не только костьми лечь за существующие границы, но не прочь продлить их чуть ли не до Кавказа.
Гетманщина как обычно по-хозяйски готова прибрать все к своим рукам, считая, что если столица на ее территории, то все регионы должны молиться на нее и благодарить за то, что с барской руки от центральной власти им что-то перепадает.
Только Новороссия, способная и себя содержать и других подкармливать, вынуждена принудительно исполнять требования центральных властей стройными рядами влиться в "украинскую нацию", забывать свои русские корни и родной язык. Конечно, населению этого региона территориальная целостность как бельмо на глазу и оно бы с облегчением вздохнуло, избавившись от назойливых украинизаторов.
США с Евросоюзом и России, исходя из своих геополитических интересов, также далеко не безразлично будущее Украины. Для России это должно быть если не дружественное, то хоты бы нейтральное государство, отдаляющее как можно дальше границы геополитического конкурента в лице НАТО. Для последнего Украина нужна как инструмент ослабления позиций России во внешнеполитическом балансе сил и постоянный раздражитель для российского руководства.
То есть основным внешнеполитическим игрокам распад Украины не выгоден и они не предпринимают и не будут предпринимать шагов, направленных на расчленение этого искусственного образования. При этом каждая из сторон будет стремиться привести к власти дружественные ей политические силы.
Все это говорит о том, что внутри Украины и за ее пределами наиболее предпочтительно сохранение целостности государства, но его территориальная нестабильность провоцирует распад государства. Который, при определенных условиях, может стать не только вероятным, но и неизбежным. Со всеми вытекающими последствиями.
Спусковым крючком для запуска механизма распада послужит паралич органов государственной власти, по какому бы поводу он ни наступил. И тогда два враждующих клана сойдутся в смертельной схватке за право стать у руля. У каждого клана свое электоральное поле, привязанное к определенным территориям и на каждой территории сложилось жесткое неприятие "чужих" элит.
Так как ни одна из противоборствующих сторон будет не в состоянии одержать убедительную победу над противником и навязать свою волю всему обществу, они вынуждены будут в случае коллапса власти каждый уходить на "свою" территорию и мобилизовывать электорат на противостояние с "враждебной" силой. Все это и приведет к практически неизбежному территориальному противостоянию и расколу страны.
В этой ситуации уже не украинские элиты, а основные внешнеполитические игроки будут решать, что делать с Украиной. И происходить это будет не в Киеве. И не в пользу украинского общества. Решать будут в Москве, Брюсселе и Вашингтоне с учетом их геополитических интересов. Наглядным примером может послужить раздел Югославии.
Варианты могут быть разные. Отделение только Малороссии, например, в геополитическом плане мало, что дает России, так как практически на тех же границах из Гетманщины и Галиции будет образовано русофобское государство и интегрировано в евроатлантические структуры. Поэтому Россия не может оставить на откуп своим противникам Гетманщину и будет бороться за нее, Галиция же с прилегающими территориями не представляет для нее серьезного геополитического интереса.
Для Запада при разделе появляются дополнительные проблемы. Как поступать с осколками, которые никак не вписываются в сферу российского влияния и которые придется брать на свое содержание, что пришлось в свое время делать США с Грузией? Удержать под своим контролем с русским по менталитету населением Новороссию он не в силах и ее придется отдавать.
В качестве приза Запад получит мечтающую о "европейском рае" Галицию, а Гетманщина как обычно будет стремиться выбрать, куда бы повыгоднее пристроиться.
Так что при всеобщем распаде основная борьба развернется за Гетманщину. Именно здесь будут главные поля сражений. Что образуется на территории "украина" сейчас сказать сложно. Наиболее вероятно три образования - Новороссия с постепенной интеграцией в российское государство, собственно Украина в своих исторических границах под легким или жестким протекторатом России и Галиция в качестве заштатной европейской периферии и вечного кандидата в Евросоюз.
Движущие силы распада
При начавшихся процессах распада, силы у кланов будут далеко не равными. Явное преимущество у посторанжевых. Их безоговорочно массово поддержит Галиция и в значительной мере центральные регионы. Регионалам же опереться будет не на кого.
Из-за предательства интересов населения Новороссии, регионалов здесь подавляющее большинство населения просто презирает и вставать на их защиту не будет. Больше серьезным авторитетом они нигде не пользуются и власть Партии регионов серьезно зашатается. Они попытаются организовать в свою поддержку оставшихся "симпатиков", разбавив их криминальными и полукриминальными элементами, но это уже будет жалкая пародия на всенародную поддержку.
Наиболее организованной сегодня силой являются посторанжевые, делающие все возможное для раскачивания лодки государственной стабильности и стремящиеся показать, что они располагают необходимыми силами и средствами для свержения регионалов.
В действительности их действия больше смахивает на хорошо срежиссированную клоунаду и это хорошо видно по проводимой ими акции "Вставай Украина!". Собрать в одном городе на свои акции серьезное количество сторонников им не по силам и приходится организовывать и завозить массовку из других регионов и создавать видимость массового протеста.
Мне пришлось наблюдать за их акцией в Харькове и увидеть ее изнутри. Городские власти окружили это место трамваями, оставив узкий проход и их легко было пересчитать. Участников оказалось порядка четырех тысяч, хотя они громогласно объявили о десяти. Подавляющая часть из них не представляли харьковчан и были завезены из других мест. Под знаменами "Удара" массово стояли какие-то подростки и только в конце колонны я обнаружил человек двести харьковчан. Вокруг этого сборища стояли пять – семь сотен любопытствующих, пришедших поглазеть на шоу.
Прокричав около часа заготовленные речевки и выслушав своих лидеров, профессиональные посторанжевые разъехались, не вызвав никаких эмоций у полуторамиллионного города.
Внешне – серьезная акция, а по существу – пустышка. Массовой поддержкой населения эти маргиналы не пользуются, максимум на что способны – покричать и организовать провокацию, а поднять и повести за собой массы – это им явно не по зубам.
К сожалению, реальной "третьей силы", способной противостоять действующим элитам и готовой перехватить у них власть пока что не просматривается. Но это не значит, что она не может появиться. В обществе уже начинает созревать понимание, что надо не тасовать во властных структурах регионалов с посторанжевыми, у которых одни и те же цели, а кардинально ломать сложившуюся политическую систему управления государством и устоявшуюся социальную иерархию.
Практика таких общественно-политических преобразований показывает, что осуществляет их далеко не народ, а пассионарное меньшинство, способное овладеть умами пассивного большинства, поднять его и повести за собой. Для слома политической системы действующая элита должна быть заменена на новую, способную предложить и реализовать другой путь общественного и государственного развития.
Замена элит происходит разными путями, от эволюционных, в основном через выборы, до революционных через всевозможные бунты и перевороты. Заменить украинскую элиту с помощью выборов практически невозможно, так как она отработала действенные механизмы зачистки политического поля от возможных конкурентов и ставит всех перед фактом - выбирай только из нас, подсовывая обществу на каждые выборы одну и ту же засаленную и видоизмененную колоду политических партий, не выражающих ни в малейшей степени общественных интересов. Выборы относительно честные, только выбирать не из кого.
Наш народ, к глубокому сожалению, как ни хочется об этом говорить, оказался настолько глуп, что голосует за них и ведется на примитивную рекламу, жалкие подачки и пустые обещания.
Пассивное большинство способно подняться и самостоятельно, но, как правило, это выливается в социальный бунт, который останется "бессмысленным и беспощадным", пока его не возглавит сила, способная перенаправить социальный протест в нужное ей русло и в решающий момент оказать давление на правящую элиту с целью отстранения ее от властных рычагов. Так что во главе народного бунта лидеры неизбежно появляются и вопрос только в том, кого они будут представлять и куда будут его направлять.
По классической схеме во главе любого движения должны стоять партии и лидеры. Но если в среде элит нет авторитетов и идей, способных в критический момент отстоять интересы общества, оно само выдвигает идеи и лидеров и приводит их к власти.
В подтверждение можно вспомнить события после Февральской революции 1917 года, когда власть начала перетекать от теряющего легитимность Временного правительства к Советам, которые в итоге и стали властью. Также и польский независимый профсоюз "Солидарность", сумевшей в начале 80-х на основе экономических требований настолько расшатать правящий режим, что даже введение военного положения в стране не помогло ему удержать власть. Движущей силой "бархатных" революций в Восточной Европе в конце 80-х также стало массовое протестное движение народа, не оставившее никаких надежд правящим режимам.
Во всех этих случаях возглавляли протестные движения не конкретные партии, а спонтанно возникшие или заранее подготовленные общественно-политические движения, сумевшие объединить широкие народные массы и направить их на свержение потерявшей легитимность власти.
Особенно хотелось бы выделить наглядный пример народного единения во время смуты 1612 года, когда элита того времени предала интересы Руси и ее государственность стояла на грани исчезновения. И кто спас положение? Народное ополчение, поднятое не князьями и боярами в Москве, а нижегородским земским старостой Мининым, который воодушевил народ, организовал сбор денег на ополчение и пригласил князя Пожарского возглавить его. Народ поверил ему, встал на защиту земли русской, выбросил поляков и проходимцев за ее пределы и на общем вече определил свое будущее.
Все это к тому, что пассивное большинство очень легко вздымается и для объединения его в организованное массовое движение, способное отстранить действующие элиты от рычагов власти и решить судьбу государства, необходим катализатор гражданской активности, а также простая и понятная идея, воодушевляющая всех на борьбу. Большевики шли в массы не с "Капиталом", а тремя простыми лозунгами - мир народам, заводы рабочим, земля крестьянам (последний они просто украли у эсэров) поставили Россию на дыбы.
Таким катализатором может стать реальная возможность пришествия галицко-бандеровской власти, который в критической ситуации станет сигналом к немедленной мобилизации населения Новороссии против надвигающейся чумы. Что, собственно говоря, и произошло в 2004 году. Тогда в ответ на "оранжевый" бунт и отказ Галиции подчиняться центральной власти поднялась поставившая государство на грань распада народная волна в Новороссии, цинично погашенная и взятая регионалами под свой контроль. При сегодняшнем раскладе сил и жестком противостоянии регионов ситуация может повториться куда в большем масштабе.
Попытка всех без исключения элит делать ставку только на Запад ни к чему путному не привела и сейчас наступает время, когда надо делать другие ставки и предлагать другие идеи. В качестве такой идеи может быть концепция интеграции русского цивилизационного пространства, позволяющая при жесточайшей мировой конкуренции обрести большое (самое большое в мире) пространство с емким рынком и соответствующими ресурсами, что является условием выживания в современном мире.
Политическая сила, выдвинувшая такую концепцию, должна четко донести до граждан простую мысль, что это реальный шанс добиться лучших стандартов жизни, которые многие мечтают получить как манну небесную, покупаясь на мифы о "евроинтеграции".
Ставя целью изменение социально-политического строя в стране надо отдавать себе отчет, что простыми убеждениями укоренившуюся идеологию и отстаивающую ее власть изменить невозможно. Это идеологическая война, а в таких войнах победы без жертв бывают крайне редко. На заклание идут как убежденные сторонники, так и случайные люди.
Любую идею в жизнь претворяют конкретные люди и от того, что они будут из себя представлять, будет зависеть успех ее реализации. Эти люди должны быть готовы, в том числе, к силовому противостоянию и возможному кровопролитию, так как оппонентами у них будут галицкие неонацисты, без колебаний готовые проливать и свою и чужую кровь.
Противостоять им и победить могут только убежденные в своей правоте люди, также способные без боязни лить и их кровь. Хорошо известно, что покорность жертвы рождает ярость палача, поэтому антинацистская сила должны четко и однозначно дать посыл своим оппонентам, что не остановится и перед такой крайней мерой. Сам факт угрозы многих отрезвляет, а самых отмороженных только угроза применения силы и может остановить.
Такие люди в среде новороссов конечно же есть, но они не организованы и по привычке ждут того критического момента, когда терпеть уже будет невозможно. В обыденной жизни поднять их на серьезные свершения довольно сложно, но в критической ситуации их стимулятором станут трусливые свободовцы, по своему недомыслию призывающие своих сторонников "пойти за Днепр и поставить всех на ножи". Они слабо себе представляют, какой яростный удар последует в ответ и о единстве государства тогда можно забывать навсегда.
Политический накал страстей пока что выливается во взаимное уничтожение памятников на западе и востоке страны. Но в этих регионах подспудно уже готовы и к более решительным действиям. Галиция надеется, что своим напором поставят новороссов на колени. Но это ошибочное предположение. У южнорусского общества есть запрос на свою радикальную силу и эта сила неизбежно проявится.
Процесс будет, по всей видимости, стихийным, когда массы из своей среды будут выдвигать лидеров и формировать контрэлиту, готовую идеологически и физически на решительные действия в противостоянии с разваливающимся режимом. Ускорит его приближающийся паралич государственной власти и попытка галицко-бандеровских лидеров стать у руля государства в период президентской кампании 2015 года.
Любые результаты выборов не устроят противоборствующие кланы, каждый из них жаждет только победы. Они неизбежно пойдут на обострение ситуации с катастрофическими для себя последствиями. Тягнибоковские павианы, воспользовавшись этим, могут выйти из-под контроля и при удобном случае попытаются предпринять попытку государственного переворота, чем и положат конец существованию единого государства.
Юрий Апухтин, Источник – Война и Мир