Не исключено, что в Киеве от коррекции двухсторонних отношений ожидают определенной гарантии того, что США не станет особо усердствовать в смене властной элиты в 2015 году. Возможно, украинские переговорщики делают ставку на экономизацию отношений, рассчитывая на то, что там, где вопрос будет касаться денег, сторонам удастся найти общую взаимовыгодную платформу… Активность украинских оппозиционеров и обилие выделяемых Западом грантов «на демократию» не оставляют сомнений в долгосрочных интересах США в отношении украинского руководства.
6-9 мая министр иностранных дел Украины Л. Кожара посетил США. Формально визит был осуществлен в рамках председательства Украины в ОБСЕ, и львиная доля сообщений официальной пресс-службы украинского МИД была связана именно с этим. В этой части визита достижения господина Кожары были весьма скромными.
Выступление в Совете Безопасности ООН было посвящено изложению приоритетов украинского председательства в ОБСЕ в 2013 году, сотрудничеству двух организаций при решении глобальных и региональных вызовов. Оно мало, чем отличалось от его выступления в Дипломатической академии МИД Российской Федерации.
Из информации о встрече с некими «представителями украинского сообщества в США» решительно непонятно, что же конкретно там говорил Л. Кожара и, что более важно, с кем же он встречался? Ни к чему не обязывающим было мероприятие с американскими семьями, которые усыновили украинских детей.
Наиболее интересные встречи Л. Кожары в США остались слабо освещенными. И пресс-службой внешнеполитического ведомства, и теми организациями, с представителями которых он встречался. 8 мая Л. Кожара встретился с главой Хельсинской комиссии США, членом Сената Б. Кардиным. 9 мая состоялся круглый стол при участии Л. Кожары по темам украинско-российских отношений, ЗСТ с ЕС и председательства в ОБСЕ.
Это мероприятие проходило в Национальном демократическом институте. В том самом, который в меру своих возможностей способствует «цветным» переворотам на постсоветском пространстве и «влил» уже не один миллион долларов в «демократизацию Украины». На сегодняшний день лишь в общих чертах можно составить мнение о том, что же говорилось на этом круглом столе. Особенно занятно выглядела встреча Л. Кожары и главы НДИ М. Олбрайт, которая поблагодарила министра за то, что МИД Украины способствует деятельности НДИ на Украине.
Встреча с «руководителями ведущих американских компаний» (упоминались только «Кока-Кола» и «Вестингхауз»), судя по имеющейся информации, свелась к разговорам в духе «надо продолжать сотрудничество». Пикантность мероприятию, очевидно, придал опубликованный в первых числах мая доклад Управления торговых представителей США, согласно которому Украина заняла первое место в мире по нарушениям в сфере авторского права, а также слухи о возможных санкциях и убытках от них украинской экономики. На таком фоне вести разговор с крупным американским бизнесом было, мягко говоря, бессмысленно.
Пожалуй, самой удивительной была встреча с представителями Национальной парковой службы США и компании Hartman-Cox Architects. Казалось бы, к чему тут участие целого министра иностранных дел?
Оказалось, что украинское руководство продолжает планомерную деятельность, начатую ещё Ющенко, по укоренению в мировом сознании идеи голода 1933-1934 гг. как «голодомора». Во время этой встречи Кожара обсуждал реализацию проекта постройки в Вашингтоне памятника жертвам… «голодомора».
Более того, по его словам, этот вопрос пребывает «на личном контроле президента Украины Виктора Януковича», а правительство Украины настроено приложить все усилия для его окончания. Устоявшаяся тенденция, особенно если вспомнить, как в разгар экономического кризиса 2008-2009 гг. Ющенко тоже выбрасывал миллионы гривен на монументальную деятельность.
Более того, 10 мая Анна Герман не просто подтвердила эту информацию, но снабдила ее дополнительными подробностями. Она отметила, что это не просто фоновый проект, существующий в полуавтономном состоянии, а проект, в котором деятельное участие приняли президент страны и глава его администрации, сумевшие найти для его реализации 2 млн. долл. Особо она подчеркнула, что проект был начат еще Ющенко.
Однако вряд ли стоит обманываться насчет реальной цели визита Л. Кожары. Это, конечно же, встреча с вполне конкретным человеком – Госсекретарем США Д. Кэрри. Она была анонсирована еще во время мартовского визита в Киев замгоссекретаря В. Шерман. И встреча таки состоялась 10 мая, хотя в прессу так и не попала подробная информация о её содержании – лишь общие слова на тему стратегического партнерства и поддержки демократии.
Впрочем, интересной оказалась даже не сама встреча, а та ситуация, которая сложилась вокруг нее. В базовых заявлениях украинского МИД она анонсировалась на 8 мая. Перед визитом же выяснилось, что в эти дни Кэрри просто не будет в Вашингтоне – он будет встречаться с главой российского МИД С. Лавровым.
И хотя некоторые эксперты начали указывать на низкий профессионализм тех, кто готовил визит украинского министра, представляется, что причины здесь были совершенно иные. Ведь сообщили об этом украинским дипломатам буквально накануне, то есть так, чтобы сложилось впечатление о том, что встреча не состоится.
А вот дальше начались странные вещи. Официальный визит должен был закончиться 9 мая, однако Л. Кожара и не думал уезжать из США. В конце дня 9 мая появилось сообщение, что Д. Кэрри готов встретиться с украинским министром.
И вот по этому поводу напрашиваются некоторые мысли. Например, о том, с чем может быть связана такая «гибкость» Госдепа по отношению к украинскому министру (мы сейчас даже не рассматриваем совершенно унизительный для украинской дипломатии формат, когда министр государства как «бедный родственник» вынужден подкарауливать такого же министра иного государства и ждать под дверью его приемной).
Представляется, что причина такой чехарды со встречами связана с тем, что, пока Л. Кожара еще был в Вашингтоне, руководители более высокого уровня, отвечающие за украинско-американские отношения, заканчивали какие-то политические торги по «перезагрузке» отношения. И, исходя из того, что встреча таки состоялась, договоренности были достигнуты.
Что же было предметом этих договоренностей? Судя по последним тенденциям в украинско-американских двухсторонних отношениях, это были явно какие-то экономические преференции.
Не исключено, что они касаются судьбы украинской ГТС, участия американцев в добыче сланцевого газа, в деятельности украинского атомного энергетического комплекса, агрорынка. Они могут касаться и договоренностей в вопросах борьбы с нарушениями авторских прав и пересмотра условий присоединения Украины к ВТО.
Для президентской команды эта встреча, конечно, своего рода победа накануне грядущих выборов 2015 года. Как минимум она дает возможность уверенно говорить с теми, кто твердит о международной изоляции Киева.
Другой вопрос – какой ценой для украинского государства в стратегической перспективе она была достигнута? Что стало тем вопросом (группой вопросов), ради чего она проводилась?
Не исключено, что в Киеве от коррекции двухсторонних отношений ожидают определенной гарантии того, что США не станут особо усердствовать в смене властной элиты в 2015 году.
Возможно, украинские переговорщики делают ставку на экономизацию отношений, рассчитывая на то, что там, где вопрос будет касаться денег, сторонам удастся найти общую взаимовыгодную платформу. Однако в этом ключе сложно не вспомнить лидеров всех тех государств, которые еще недавно воспринимались как дружественные США, а потом происходили смены режимов. Скажем, тот же Мубарак мог бы немало рассказать про «экономизацию» отношений и «многолетнюю дружбу между египетским и американским народом».
Активность украинских оппозиционеров и обилие выделяемых Западом грантов «на демократию» не оставляют сомнений в долгосрочных интересах США в отношении украинского руководства.
Виктор КОСТЕНКО, ОДНА РОДИНА