Государственные закупки
Механизм госзакупок во все времена и всеми использовался в качестве инструмента поддержки отечественного производителя или поставщика услуг. Самый яркий пример – страны, производящие автомобили представительского класса. Президент США ездит в авто американских марок, президент Франции – предпочитает французские, канцлер Германии – немецкие.
Даже в России, начавшей оправляться от экономического шока 1990-х, идут разработки собственного представительского кортежа. При этом в ряде стран такое положение вещей закреплено законодательно. Но Украина после вступления в силу Соглашения с ЕС не будет иметь права поддерживать отечественных поставщиков услуг и товаров.
Пункт 8 Статьи 151 Соглашения гласит: «Заключение контракта с предприятием не должно налагать условия, приводящие к прямой или косвенной дискриминации экономических операторов другой Стороны, таких как требование регистрации экономических операторов, заинтересованных контрактом, в той же самой стране, области или территории, как и предприятие заключающее контракт».
В Приложении XXI указан перечень тендеров с обязательным доступом к ним иностранных предприятий. Кроме закупок различных товаров, включая продовольственные, это относится к газу, теплу, электричеству, воде, транспортным услугам, услугам почты, добыче нефти, газа, угля, продаже и передаче в аренду портов и аэропортов, выполнению общественных работ. Снабжение силовых структур всем необходимым, включая вооружения, также входит в перечень тендеров с обязательным участием иностранцев.
Жёстко оговорена сумма тендеров, превышение которой без допуска к ним иностранцев различными органами не только центральной, но и местной власти чревато разбирательствами в европейских судах. Статья 149 Соглашения определяет эти пороговые суммы.
Например, для центральных органов власти 133.000 евро – поставки товаров и сервисное обслуживание, 206.000 евро – контракты по коммунальным услугам, 412.000 евро – поставки, касающиеся сферы услуг, 5.150.000 евро – при сдаче чего-либо в концессию.
«Эти пороги стоимости должны регулярно пересматриваться каждые два года, начиная с 2014, исходя из средней покупательной способности Евро».
Несомненно, изменения в порядке государственных закупок сделают тендеры на них более прозрачными, и мы первыми будем злорадно аплодировать, когда любители «откатов» предстанут перед европейскими судами за «покровительство» «своим».
Но есть у медали и обратная сторона: на основании данного Соглашения Украина теряет возможность путём государственных заказов и государственных закупок поддерживать собственную «оборонку» и государственные предприятия.
Поскольку пункт b) Статьи 257 Соглашения, регулирующей отношения государства и госпредприятий, указывает: «Стороны должны гарантировать, что такие предприятия подчиняются законам о конкуренции, упомянутым в Статье 253 (2) этого Соглашения, поскольку применение вышеупомянутых принципов и законов о конкуренции не затрудняет их работу».
Несложно представить, чем такая «конкуренция» чревата дышащей на ладан отечественной «оборонке». Сложно будет выиграть тендеры у зарубежных сельскохозяйственных монстров и украинским фермерам. Да и много ещё кому не поздоровится. Включая газо- и нефтедобывающие сектора украинской экономики, авиа- и морские компании, предприятия ЖКХ.
Кое-кто, вероятно, даже порадуется возможности смены оператора ЖКХ – своего на зарубежного в надежде получать коммунальные услуги европейского качества. До тех пор, пока не получит за них счета с европейским порядком сумм…
Газ, электричество, тепло
Уровень цен за газ, электричество, тепло для жителей и предприятий Украины является фактором не просто критическим, а зачастую вопросом жизни или смерти.
Но Европы это не касается. Статья 271 Соглашения с ЕС прямо и недвусмысленно запрещает использовать регулирование цен на энергетические товары на основании государственной политики и общественной безопасности: «Параграф 1 [этой Статьи] не должен устранять количественные ограничения или меры, имеющие эквивалентный эффект, оправдываемые на основании государственной политики или общественной безопасности; защите человека, животного или жизни растения, их здоровья или защиты промышленной собственности и коммерческой недвижимости. Такие ограничения или меры не должны, однако, составлять средство произвольной дискриминации или замаскированного ограничения на торговлю между Сторонами».
Соглашение существенно ухудшит нынешнее финансовое положение как рядовых граждан, так и практически всех предприятий. Как известно, Украина поддерживает невысокие цены на газ и электроэнергию для населения, поскольку их дальнейшее повышение приведёт к росту социальной напряжённости и снижению конкурентоспособности многих предприятий. При этом часть добываемого в Украине газа и производимой электроэнергии экспортируется в ту же Европу по мировым ценам.
После вступления в силу Соглашения с ЕС подобная игра на разнице внутренних и внешних цен станет невозможной из-за запрета продавать в Европу энергетические товары дороже, чем украинским потребителям.
Пункт 1 Статьи 270 Соглашения: «…ни одна из Сторон или контролирующий это орган не может принимать или поддерживать меры, приводящие к более высокой цене за экспорт энергетических товаров другой Стороне, чем цена, взимаемая за такие товары, предназначенные для внутреннего потребления».
Таким образом, правительство будет просто вынуждено поднять внутренние цены на энергетические товары до уровня европейских.
Конкретные товары
В том, что Украина рассматривается Евросоюзом как рынок сбыта залежавшихся товаров, становится ясно после прочтения пункта 1 Статьи 29 Соглашения: «Для поношенной одежды и других подержанных вещей, находящихся в пределах украинского таможенного кода 6309 00 00, Украина устранит таможенные пошлины на импорт в соответствии с условиями, изложенными в Приложении I-B к этому соглашению».
Что это даст Украине, кроме статуса бантустана, куда можно сплавить то, что в Европе принято выбрасывать? Полное уничтожение отечественной лёгкой промышленности: кто будет покупать отечественную одежду, более дорогую, чем поношенный и раздаваемый почти даром европейский секонд-хенд?
В различных частях Приложения I указываются пошлины, вступающие в силу после подписания Соглашения. По 24 группам сельскохозяйственных товаров Украина обязуется каждый год снижать экспортную пошлину на один процент, вплоть до нуля. То же самое оговорено и для 39 групп отходов металлургического производства. Этими мерами Европа обеспечит себя дешёвым сырьём для перерабатывающей и металлургической промышленности.
По другим видам сырья, включая продукцию первичной переработки металлов, Украина будет обязана сразу же после вступления в силу Соглашения установить экспортные пошлины вдвое ниже тех, что ей удалось отстоять на переговорах по вступлению в ВТО.
А в течение 7-10 лет и вовсе довести уровень этих пошлин до нуля. Всё это до боли напоминает совсем недавнее колониальное прошлое, когда «цивилизованные» европейцы беспошлинно вывозили ресурсы из своих заморских колоний.
Не суждено сбыться мечтам украинских сельхозпроизводителей о неограниченном доступе к европейским рынкам. То же самое Приложение I к Соглашению устанавливает жёсткие квоты на различные виды сельхозпродукции в Евросоюз. Так поставки пшеницы в ЕС будут ограничены объёмом 950.000 тонн в год (через пять лет – миллион тонн).
Притом, что с июня 2008 по февраль 2009 г. Украина экспортировала в Европу 3.000.000 пшеничного зерна. Из 200-300 тысяч тонн сахара, которые Украина способна продавать Евросоюзу, ей будет позволено поставлять всего 30 тысяч тонн.
Существенные ограничения на объёмы экспорта существуют практически на весь ассортимент сельскохозяйственной продукции, производимой в Украине. Что, в общем-то, далеко не новость: сельскохозяйственные войны за квоты не затихают даже между государствами, являющимися полноправными членами ЕС.
Сложности украинскому бизнесу принесут и, казалось бы, безобидные европейские подзаконные акты, которые в силу условий Соглашения станут законом на территории Украины. Например, касающаяся экодизайна «Директива 2005/32/EC по формированию структуры требований дизайна в соответствии с экологическими принципами регулирования энергии с использованием материалов, во исполнение дочерних Директив и Инструкций», упомянутая в Приложении XXVII.
То есть украинский кирпич ценой в 1 гривну при постройке здания или сооружения может оказаться несоответствующим европейским нормам экодизайна и потребуется вести строительство из импортного кирпича, стоимостью 5 евро.
За что боролись, на то и напоролись?
Ни для кого не секрет, что главными лоббистами заключения «Соглашения об ассоциации» являются украинские олигархи, контролирующие металлургическую, химическую, нефтяную отрасли и производство электроэнергии, включая теплоэлектростанции. Практически все их предприятия были построены десятилетия назад, когда экология мало кого беспокоила.
Однако в Европе с тех пор этот вопрос настолько обострился, что едва ли не каждый год принимаются всё более и более жёсткие требования к загрязнению окружающей среды. И после подписания Соглашения экологическое законодательство ЕС станет частью законодательной базы Украины.
Документом, отменяющим украинское законодательство в данном вопросе, станет упомянутая в Приложении XXIX «Директива 2010/75/EU по промышленным выбросам», подзаконный акт Евросоюза, предусматривающий «…подготовку программ уменьшения ежегодных выбросов существующих заводов (дополнение к регулированию предельных значений выбросов для существующих заводов)».
Не зря мудрецы утверждали, что дьявол кроется в деталях. В погоне за возможностью расширить рынки сбыта продукции собственных предприятий украинские олигархи упустили из виду деталь, разъяснение, каким образом будет решаться малозначащий для них вопрос экологической безопасности их предприятий.
«Совет Ассоциации должен также определить расписание по внедрению Украиной этих условий для существующих установок. Расписание должно быть без ущерба крайним срокам, определенным в Приложении к Меморандуму о присоединении Украины к энергетическому Соглашению [2005]».
Именно Совет Ассоциации, в который войдут 28 представителей Европы (27 от стран + 1 собственно от ЕС) и 1 (ОДИН) представитель Украины, и будет решать, закрывать или не закрывать «…в течение 5 лет после вступления в силу настоящего Соглашения» заводы на территории Украины, если их вредные выбросы превышают европейские нормативы.
И что-то нам подсказывает, что европейцы только недоумённо пожмут плечами в ответ на объяснения, что за пять лет невозможно оснастить все доменные и сталеплавильные печи, все ТЭЦ и химзаводы очистными фильтрами, соответствующими европейским нормам экологии. Вот уж воистину: за что боролись?! Может, они и не будут пожимать плечами, а производства закроют.
Дураки и дороги
Как бы ни пыжились отечественные патриоты, доказывая, что Украина это не Россия, их аргументы расшибаются о две общие главные беды. Речь не об автотрассах, ставших проблемой этой весной. Приложение XXXI к Соглашению предусматривает неукоснительное, на уровне законов, исполнение ряда Директив ЕС. Например, «Директивы 91/440/EEC от 29 июля 1991 по развитию железных дорог Сообщества». Директива предусматривает:
- разделение между управлением инфраструктурой и транспортными операциями;
- введение управленческой независимости и улучшение финансового положения.
Перевожу на русский язык: ликвидация государственного статуса «Укрзалызныци», повышение тарифов на пассажирские и грузовые перевозки за счёт прекращения финансирования из бюджета, разделение монополии на компании, занимающиеся обслуживанием путей, линий связи и сигнализации, ремонтом и обслуживанием подвижного состава, оформлением грузов и продажей билетов на поезда.
То есть уничтожение единого железнодорожного механизма вопреки практике, действующей даже в самом Евросоюзе, где принадлежащая государству Национальная компания французских железных дорог, несмотря на давление со стороны брюссельских бюрократов, сумела сохранить монополию.
Но если вы думаете, что евроинтеграторский зуд главного переговорщика по Соглашению Валерия Пятницкого на этом закончился и не перерос в полный маразм, то вы глубоко ошибаетесь.
Приложение XXXI определяет в качестве закона для Украины ещё одну Директиву – № 2008/57/EC от 17 июня 2008 года «о совместимости железнодорожных систем в рамках Сообщества».
За какие средства пан Валерий собирается в течение 8 лет обеспечить совместимость более 30 тысяч километров украинской 1520-мм железнодорожной колеи с западноевропейской 1435-мм, ему одному известно. Не говоря уже о замене колёсных пар на 139,5 тысячи вагонов и 6,1 тысячи тепловозов, электровозов, дизель-поездов и «электричек».
Вопросов, осложняющих жизнь Украине, в Соглашении осталось ещё много, но касаются они больше узких специалистов. Однако даже приведённого в статьях достаточно, чтобы убедиться: подписание данного Соглашения – политический выбор не в пользу страны и её народа.
Александр ГОРОХОВ, ОДНА РОДИНА