МУДРОЕ ВСЕГДА
Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидуумов. Томас Карлейл.
Бедность - корень всех беспорядков в стране. Мо-цзы.
  ГЛАВНОЕ СЕГОДНЯ  
ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   ПОЛИТИКА   НАШ ИЗБИРАТЕЛЬ   СУД & ДЕЛО   СЛУХИ   ЗАБОРНЫЙ ЧАТ   ФОРУМ   ГАЛЕРЕЯ   БИЗНЕС  
NED: Имя им Легион

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
Чужие в Украине: Дети Грантов

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Евреи и создание третьего Рейха

Части: 1, 2
ОБЫКНОВЕННЫЙ СИОНИЗМ

Части: 1, 2, 3, 4, 5
ЕВРЕЙСКИЕ ДИВИЗИИ СТАЛИНА

Части: 1, 2
WIKILEAKS: США О КОМИТЕТЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ДОНБАССА

Части: 1
Новости@mail.ru:

АНДРЕЙ ЮЩЕНКО – ПЕРСОНАЖ И «ЛЕГЕНДА»
Часть 1 | Часть 2
ФСБ ОБЛИЧАЕТ: ОУН-УПА – ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ

Части: 1, 2, 3
ЙА – БЛОНДИНКО? НЕТ, Я СЕКРЕТАРЬ!

Часть 1 | Часть 2

ЦЕНТР политического прогнозирования UA-PRAVDA





Одесская  Общественная Организация 'Единое Отечество'






Версия для печати НОВОСТИ
В Донецке презентовали книгу о том, как учебники для школьников учат «Великой Отечественной Войне»

Руководитель Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья Российского института стратегических исследований Тамара Гузенкова презентовала сегодня, четвертого февраля, в Донецке книгу «Расскажу вам о войне... Вторая мировая и Великая Отечественная Войны в учебниках и сознании у школьников славянских стран».



Как передает корреспондент «Комитета», автор книги, доктор исторических наук Тамара Гузенкова рассказала, что работа над книгой длилась несколько лет, а издание  появилось на свет 22 июня прошлого года в Росиии тиражом в 750 экземпляров. Книгу уже презентовали в Польше и Киеве.

«Объектом нашего внимания стали страны: Россия, Украина, Белоруссия, Чехия, Словакия, Польша, Сербия, Хорватия и Болгария. Это — научный труд близкий по своей стилистике к академическим трудам. В каждой из этих стран изучали образовательную систему и Вторую мировую Отечественную Войну специалисты-страноведы, которые изучаю эти страны и знают эти языки», - заявила Гузенкова.

Автор отмечает, что занимается изучением украинских учебников по истории более пятнадцати лет. Именно эти исследования и вошли в раздел, повествующий о тенденциях изложения истории украинскими специалистами в школьных учебниках по истории.

«Было очень серьезное исследование и в качестве источников мы использовали десятки и сотни учебников различных стран, чтобы действительно объективно посмотреть, что происходит с нашим историческим образованием в самое последнее время», - рассказала она.

В ходе исследования специалисты разделили учебники славянских стран на три группы, хотя и не равные по своему весу и значению. Первая — реликтовая группа, - это малочисленные учебники с традиционной позднесовестской концепцией. К этой группе относится образование Белоруссии, Приднестровья и отчасти Армения.

Вторая — группа трансформированной концепции, более значительная по количеству учебников с резкой критикой советского руководства и организации военного дела на первых этапах войны, с обсуждением темы коллаборационизма и темы сопротивления, историческими очерками репрессий в СССР, обсуждением ранее запретных тем — холокоста, военного быта, гендерных аспектов, взаимоотношений народа и власти, обсуждением пакта «Молотова-Риббентропа». В эту часть группы вошли страны: Россия, Чехия, Словакия, Сербия, Хорватия, Венгрия, Украина (с 2011 года), Азербайджан, Болгария, Таджикистан.

Третья - группа учебников с радикально пересмотренной концепцией войны с положением полного тождества фигур Иосифа Сталина и Адольфа Гитлера, равной ответственности СССР и Германии за развязывание войны. Страны этой группы — Польша, Грузия, Латвия Литва, Молдова, Украина (до 2010г.).

«Во многих учебниках: в польских, чешских, украинских есть положения о том, что во Второй мировой войне Советский Союз выиграл благодаря русскому «Генералу Морозу» (Климатический фактор в истории воин России, русская зима - ред.), что, по сути дела, Сталин забросал своего противника трупами советских солдат, т.е. гипериспользование человеческого материала во многих случаях помогло победить во время войны», - отмечает Гузенкова.

При этом, трактовка действий СССР в военное время на страницах школьных учебников, тоже отличается. Альтернативные движения сопротивления и коллаборанты расцениваются не просто в нейтральном духе, а как национальные герои, а иногда представлены главной силой, сопротивлявшейся фашизму и впоследствии победившей.

«Если говорить о различии российской, украинской и белорусской концепций и векторов, то здесь хотелось обратить внимание на трактовку пакта «Молотова-Риббентропа». В частности, в Белоруссии он рассматривается, как правильный, вынужденный и необходимый. В России оценка этого документа очень неоднозначна, здесь оговариваются как «за», так и «против» позиции и в разных учебниках это трактуется по-разному. А вот в украинских учебниках пакт «Молотова-Риббентропа» расценивается как несправедливый, который ускорил начало второй мировой войны», - заявила Руководитель Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья РИСИ.

Отказ от понятия «Великая Отечественная Война» в учебниках по истори до 2011 года, эксперты также назвали тревожным сигналом. В учебниках после 2011г. этот термин уже используется наряду с такими как: «Вторая мировая война» и «Германо-советская война».

По словам автора Тамары Гузенковой, в Донецке книга появится в ближайшее время, предположительно  -  в библиотеках им.Крупской или ДонНУ.

 

Cправка:

В аннотации к книге ""Расскажу вам о войне..." Вторая мировая и ВОВ в учебниках и сознании школьников славянских стран" сказано:

Монография посвящена процессам формирования исторической памяти о Второй мировой и Великой Отечественной войнах у молодежи славянских стран Восточной Европы. Авторы анализируют современные учебники истории России, Белоруссии. Украины, Польши, Болгарии, Чехии. Словакии. Сербии и Хорватии, выделяют общее и особенное в повествованиях о событиях 1939-1945 гг., выявляют обусловленность подходов и интерпретаций истории в школьных учебниках отдельных стран конъюнктурой международных отношений.

Специальный раздел посвящен знаниям и представлениям школьников о Второй мировой войне, которые исследуются на основе тестов и сочинений. Такой подход позволил авторам показать степень воздействия разнообразных факторов на историческое сознание подрастающего поколения.


Книга адресована работникам системы образования, историкам, политологам, культурологам, дипломатам и всем тем, кого интересует история Второй мировой войны и ее интерпретация, кому небезразличны проблемы патриотического воспитания.

 

Комитет

 


Версия для печати Обсудить на форуме (0)
Nick: Сообщение:
НОВОСТИ
Понедельник, 18.03
Воскресенье, 17.03
Среда, 06.03
Четверг, 29.02
Среда, 28.02
Вторник, 27.02
Суббота, 24.02
Вторник, 20.02
Понедельник, 19.02
Среда, 14.02
Среда, 29.11
Вторник, 21.11
Понедельник, 20.11
Пятница, 17.11
Среда, 15.11
Вторник, 14.11
НАШ ОПРОС
КАКОЕ ВТОРОЕ ГРАЖДАНСТВО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ?
Российское
Израильское
Американское
Не хочу получать
Я гражданин только своей страны
Не скажу
Ваш вариант
Любое, только не украинское

©komitet.net.ua, 2006