МУДРОЕ ВСЕГДА
Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидуумов. Томас Карлейл.
Бедность - корень всех беспорядков в стране. Мо-цзы.
  ГЛАВНОЕ СЕГОДНЯ  
ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   ПОЛИТИКА   НАШ ИЗБИРАТЕЛЬ   СУД & ДЕЛО   СЛУХИ   ЗАБОРНЫЙ ЧАТ   ФОРУМ   ГАЛЕРЕЯ   БИЗНЕС  
NED: Имя им Легион

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
Чужие в Украине: Дети Грантов

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Евреи и создание третьего Рейха

Части: 1, 2
ОБЫКНОВЕННЫЙ СИОНИЗМ

Части: 1, 2, 3, 4, 5
ЕВРЕЙСКИЕ ДИВИЗИИ СТАЛИНА

Части: 1, 2
WIKILEAKS: США О КОМИТЕТЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ДОНБАССА

Части: 1
Новости@mail.ru:

АНДРЕЙ ЮЩЕНКО – ПЕРСОНАЖ И «ЛЕГЕНДА»
Часть 1 | Часть 2
ФСБ ОБЛИЧАЕТ: ОУН-УПА – ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ

Части: 1, 2, 3
ЙА – БЛОНДИНКО? НЕТ, Я СЕКРЕТАРЬ!

Часть 1 | Часть 2

ЦЕНТР политического прогнозирования UA-PRAVDA





Одесская  Общественная Организация 'Единое Отечество'






Версия для печати СУД & ДЕЛО
ОПАСНАЯ «ТАРАСОМАНИЯ»

Все окружающее нас пространство утрамбовано именем Великого Кобзаря. Улицы, площади, библиотеки, учебки от ПТУ до университетов, акционерные объединения, как очень открытые, так и наглухо закрытые, театры: академические, полуакадемические, народные, кружки самодеятельного творчества, просветительные общества, фабрики и заводы (чтоб меня не уличили в брехне – Харьковский приборостроительный завод им. Шевченко) – всё освящено именем «батька Тараса». Честно говоря, сложно представить скобяной заводик имени Пушкина в той же России.

Не сомневаюсь, что если когда-нибудь доведется Украине (а чего только на свете не бывает) построить морскую посудину с одной
«гарматой» и парой «кулеметiв», то и эту канонерскую лодку нарекут «Кобзарём».

Всё это в русле совдеповского культа Ленина –
«родного и близкого». Вместо фигуры с протянутой рукой теперь везде воздвигаются постаменты угрюмо-набычившегося гения украинской словесности.

В России без ущерба для здоровья можно судачить о личной жизни великих русских деятелей, к слову, далекой от праведной. Почему-то о Льве Толстом не преступно писать, что граф был далеко не страстотерпец и знал толк в масштабных загулах с цыганами и кокотками. Нет проблем с изучением алкоголизма Есенина; не менее безвредное занятие смаковать эпизоды жизни Федора Достоевского, связанные с проигрышами дотла в рулетку в Баден-Бадене.

А уж своего величайшего поэта Александра Сергеевича Пушкина истерли до дыр орды

 «… я так люблю
Мою Україну убогу,
Що проклену Святого Бога…»

пушкиноведов. Каждый шаг пиита изучен и взят на заметку. И никто не тащит в ФСБ пушкиниста, увлекшегося изучением походов горячего русского литератора по дворовым девкам и подсчетом количества пушкинских байстрюков.

В России глубоко чтят и гордятся своими мировыми гениями, однако никому в голову не приходит делать из них идолов, ставя знак равенства между двумя существами-антиподами, теснящимися в душах великих: вдохновенным служителем музы и ничтожнейшим из ничтожных детей мира. Выражаясь пушкинским штилем: поэт
«и меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он».

С Тарасом Шевченко все гораздо серьезней и откровенней. Шевченкомания плавно переросла в иконопись и идолопоклонство. А ведь многажды написано в Ветхом и Новом Заветах по этому случаю.
«Не делай себе кумира и никакого изображения того…не поклоняйся им и не служи им». (Исход 20:4,5). «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос… и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос». (Матф.23:8-10).

Волны панегириков захлестывают. За ними не видно и самого Шевченко – человека, когда-то жившего на земле. На его страстишки, низкие поступки, которых, как и у всякого жившего и живущего всегда в избытке, наложена тяжелая длань
«свiдомой» цензуры.

От читки опусов шевченкоманов не оставляет ощущение, что Тарас Григорьевич сошел к нам прямиком с небес обетованных или произведен на свет от непорочного зачатия, и все земные страсти обминали его стороной. Пророк, однако. Он не ел, не пил, не отправлял естественных надобностей, ибо питался Святым Духом, а калории от Святой гастрономии потреблял сугубо для сочинительства «нетленок».

Культ Шевченко родился не при его жизни – это работа потомков. Современники украинского поэта, видные деятели культуры XIX века, в том числе его земляки и идейные товарищи, относились скептически и к его творчеству, и к первым застенчивым попыткам слепить из него откровение нации.

В. Белинский: «Если господа Кобзари думают своими поэмами принести пользу низшему классу своих соотчичей, то в этом они ошибаются; их поэмы, не смотря на обилие самых вульгарных и площадных слов и выражений, лишены простоты вымысла и рассказа, наполнены вычурами и замашками, свойственными всем плохим пиитам». Могут возразить, что «неистовый Виссарион», от которого, бывало, припадало даже таким мировым глыбам как Пушкин и Гоголь, намеренно творит несправедливость. Извольте, оценки земляков и идейных друзей.

Пантелеймон Кулиш: «если само общество явилось бы на току критики с лопатою в руках, оно собрало бы небольшое, весьма небольшое количество стихов Шевченко в житницу свою; остальное…не лучше сору, его возметает ветр от лица земли».

Иван Франко в письме известному шевченковеду Василию Доманицкому писал: «Вы, сударь, глупости делаете – носитесь с этим Шевченко, как не ведомо с кем, а тем временем это просто средний поэт, которого незаслуженно пытаются посадить на пьедестал мирового гения».

Михаил Драгоманов: «Кобзарь» не может стать книгою ни вполне народною, ни такой, которая бы вполне служила проповеди «новой правды» среди народов».

Гоголь вообще с раздражением относился к творениям Тараса Григорьевича и был краток в их оценке: «Много дёгтя!».

Михаил Максимович, ученый этнограф, близкий друг Шевченко: «в жизни поэта и художника было столько грязного и безнравственного, что изображение этой стороны затмит все хорошее».

Мыкола Хвыльовый: «Разве это не Шевченко – этот, возможно, неплохой поэт и на удивление малокультурный и безвольный человек, — разве это не он научил нас ругать пана, как говорится, за глаза и пить с ним водку и холуйствовать перед ним? Именно этот иконописный «батько Тарас» и задержал культурное развитие нашей нации».

Чего-то похожего на большое почтение к поэту не наблюдалось. Даже могила Шевченко пришла в полное запустение.
«Высокамогила» по-над кручей, где «реве ревучий», сильно поосыпалась, то есть дерновая ее облицовка и булыжные камни пообивались, и большой крест, срубленный из цельного рослого дерева, поддался влиянию сырости и ветров. Могилу давно следовало бы поправить, и деревянный крест (далеко видимый с Днепра) давно надо бы возобновить», – из воспоминаний прозаика Лескова Н. С. (конец XIX века).

Да и сам Шевченко, надо отдать ему должное, весьма критически относился к своему поэтическому и художественному дарованию. При жизни уж точно не мыслил про себя строкой:
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Небольшой тест, который может каждый провести на себе, ответив на вопрос: вы своим деткам что предпочтете читать –
«Сказку о царе Салтане» или «Якби ви знали паничi...» или чего-нибудь более «светлое» из Кобзаря, если таковое обнаружите? То-то и оно.

Шевченко стал великим уже при советской власти. В 20-х годах прошлого века с подачи властей стартовала шевченкомания, с каждым десятилетием набирая обороты. А уж после 1991 года официальное обожание выходит на уровень идолопоклонства, лишенного и намека на здравый смысл.

Но игрища в идолов чреваты тяжелыми разочарованиям и срывами в откровенный цинизм. В эпоху Всемирной паутины нестойкий ум молодого человека, начитавшегося о святости кумира, может легко разувериться в нем, наткнувшись в Инете, например, на информацию, что Тараса Григорьевича преждевременно уложил в гроб бытовой алкоголизм, а не тяжкая солдатская служба, которая совершено не была для него обременительной.

Да и солдатский срок Шевченко схлопотал не за вольнодумство, а за пасквиль, написанный по адресу императрицы – женщины, принявшей личное участие в освобождении будущего пророка из холопства: «Цариця небога, мов опеньок засушений, тонка довгонога, та ще на лихо, сердешнее, хита головою…».

Впоследствии хамство и неблагодарность Шевченко большевики и националисты истолковали как борьбу с ненавистным самодержавием. А рисовать ему запрещали еще и потому, что при обыске в его вещах обнаружили альбом со срамными рисунками, явно не эротического содержания: «рисовал неблагопристойные картинки» (из справки III отделения).

Да и делать икону из человека с явным отрицательным мироощущением
(«кругом мене, де не гляну не люди, а змії»), чем не богохульство?

К слову, православная церковь критически, если не сказать откровенней, оценивала Шевченко. Право, поводов для этого поэт давал предостаточно. В своих стихах Шевченко то молил Бога о милосердии к народу и Украине, то накидывался с претензиями к Создателю, выказывая себя откровенно богоборческой личностью.

«… я так люблю
Мою Україну убогу,
Що проклену Святого Бога…»


Такое
«творческое» отношение к религии коробило церковь, и она отвечала поэту взаимностью. РПЦ до сих пор долбонит Тараса Григорьевича. В 2002 году долгогривые служители культа воспроизвели антишевченковскую брошюрку довоенного издания протоиерея «зарубежной» РПЦ Иоанна Чернавина и поставили весь тираж в «аффилированное предприятие» – УПЦ. И униаты в семинариях проходят Шевченко с большими изъятиями.

Мы отлично помним, чем закончился культ Ленина и Сталина – такой параноидально-разнузданной критикой, что объективное восприятие этих исторических личностей затрудненно в течение ближайших 100 лет.

Повторюсь, в наш прагматичный, насыщенный информацией век опасно создавать себе идолов, ставя знак равенства между художником и человеком. Ибо
«идолотворчество», при технической невозможности скрыть неприглядную информацию о кумире, неизбывно воспроизводит «нездоровый» цинизм, скепсис и безверие.

Антон Дальский, From-UA

Комитет

 


Версия для печати Обсудить на форуме (0)
Nick: Сообщение:
НОВОСТИ
Понедельник, 18.03
Воскресенье, 17.03
Среда, 06.03
Четверг, 29.02
Среда, 28.02
Вторник, 27.02
Суббота, 24.02
Вторник, 20.02
Понедельник, 19.02
Среда, 14.02
Среда, 29.11
Вторник, 21.11
Понедельник, 20.11
Пятница, 17.11
Среда, 15.11
Вторник, 14.11
НАШ ОПРОС
КАКОЕ ВТОРОЕ ГРАЖДАНСТВО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ?
Российское
Израильское
Американское
Не хочу получать
Я гражданин только своей страны
Не скажу
Ваш вариант
Любое, только не украинское

©komitet.net.ua, 2006