В ноябре 2007 г. во время официального визита в Израиль Президент Украины Виктор Ющенко неожиданно заявил, что ОУН и УПА никоим образом не были причастны к антисемитским действиям и что уставные документы этих организаций не несут никаких антисемитских положений. 'Ни один архив не подтвердит сегодня ни одной акции карательного типа, в которой принимали бы участие бойцы УПА или другие подобные организации, - продолжил глава украинского государства. - Понимаю, что многое из пропаганды советского типа имеет силу стереотипов, но мы имеем право говорить, что есть другая правда'.
Причины столь категоричного утверждения украинского президента понятны. В Украине сегодня идет процесс конструирования новой национальной идентичности, в рамках которой члены ОУН и УПА объявлены национальными героями. А национальные герои не могут быть замешаны в преступлениях против человечности.
Неудивительно, что обвинения ОУН-УПА в уничтожении евреев гневно отвергаются пробандеровски настроенными украинскими историками. 'Рассматривая вопрос украинско-еврейских отношений в ХХ веке, любой исследователь сталкивается с проблемой отношения евреев к национально-освободительному движению украинцев. Обычно представления об этом строятся на основе стереотипов советской пропаганды: погромы, украинские националисты-юдофобы, участие украинских полицаев в Холокосте и т. д. Однако объективный исследователь не может не отметить неправомерность таких представлений', - утверждают, например, Александр Гогун и Александр Вовк.[1]
Заявление это достаточно сильное. Ну что ж, примем вызов и попробуем объективно рассмотреть вопрос об отношении украинских националистов к евреям и об участии евреев в Украинской повстанческой армии.
Пособники нацистов
Связи украинских националистов с германскими разведывательными органами ни для кого не секрет со времен Нюрнбергского процесса. Как минимум с 1938 г. спецслужбы Третьего рейха прикармливали украинские националистические группировки, надеясь использовать их для подрывной деятельности сначала против Польши, а затем - против СССР.
Перед польской кампанией абвер получил недвусмысленное указание: использовать украинских националистов 'для того, чтобы вызвать повстанческое движение в Польше, которое имело бы своим следствием истребление поляков [имелась в виду польская интеллигенция] и евреев в Польше. Об этом говорилось Риббентропом лично Канарису'.[2]
Как видим, нацистское руководство не испытывало никаких сомнений в способности подконтрольных им украинских националистов осуществлять еврейские погромы. И руководство Организации украинских националистов (ОУН), и рядовые ее члены исповедовали резко антисемитские взгляды.
В мае 1941 года, непосредственно перед германским вторжением в Советский Союз, ОУН(Б) разработала новый план восстания - инструкцию 'Борьба и деятельность ОУН во время войны'. Согласно пункту 16 раздела 'Указания на первые дни организации государственной жизни', принципы политики ОУН по отношению к национальным меньшинствам сводились к следующему:
'Национальные меньшинства подразделяются на:
а) дружественные нам, то есть члены всех порабощенных народов;
б) враждебные нам, москали, поляки, жиды.
в) имеют одинаковые права с украинцами, они могут возвратиться на свою родину.
г) уничтожаются в борьбе, кроме тех, кто защищает режим: переселение в их земли, уничтожать прежде всего интеллигенцию, которую нельзя допускать ни до каких правительственных учреждений, и вообще сделать невозможным появление интеллигенции, то есть доступ до школ и т. д. Например, так называемых польских селян необходимо ассимилировать, осведомляя их, тем более в это горячее, полное фанатизма время, что они украинцы, только латинского обряда, насильно ассимилированные. Руководителей уничтожать. Жидов изолировать, убрать из правительственных учреждений, чтобы избежать саботажа, тем более москалей и поляков. Если бы была непреодолимая необходимость оставить в хозяйственном аппарате жида, поставить над ним нашего милиционера и ликвидировать за малейшую провинность.
Руководителями отдельных областей жизни могут быть лишь украинцы, а не чужинцы-враги. Ассимиляция жидов исключается'.[3]
Следующий, 17-й пункт раздела пояснял: 'Наша власть должна быть страшна для ее противников. Террор для чужинцев-врагов и своих предателей'.[4]
Эти антиеврейские планы украинские националисты начали проводить в жизнь с первых же дней нападения Германии на Советский Союз.
Уже ранним утром 30 июня в оставленный советскими войсками Львов вошло сформированное абвером украинское подразделение - разведывательно-диверсионный батальон 'Нахтигаль'. Националисты устроили в городе жестокую резню еврейского и
'Смерть жидовским прихвостням - коммунобольшевикам!' |
польского населения. Сегодня украинские историки пытаются отрицать этот факт, обвиняя в организации погрома следовавшую за войсками айнзатцгруппу 'С'. Однако исследования германских специалистов показывают, что части айнзатцгруппы вошли во Львов лишь 2 июля.[5]
А в день резни, 30 июня, глава наиболее влиятельной фракции ОУН Степан Бандера обратился к своим сторонникам с не требующим никаких комментариев лозунгом: 'Народе! Знай! Москва, Польша, Мадяри, Жидова - це Твоi вороги. Нищ iх! Ляхiв, жидiв, комунiстiв знищуй без милосердя!'.[6] Несколькими днями позже однотипный призыв издал руководитель другой фракции ОУН - Андрей Мельник. 'Смерть жидовским прихвостням - коммунобольшевикам!' - говорилось в его воззвании.[7]
Как видим, руководство враждующих фракций украинских националистов было едино в одном: в деятельной поддержке проводившегося нацистами уничтожения евреев. Жестокие убийства украинскими националистами евреев и поляков уже летом 1941 г. происходили повсеместно; порою немцам даже приходилось останавливать своих 'союзников'. В селе Турбов националисты вырезали всех мужчин-евреев (чему немцы не препятствовали) и хотели сжечь заживо оставшихся женщин и детей (чему немцы, не выдержав, воспрепятствовали).[8]
Бежавших из городов евреев также уничтожали. Солдат разведроты 'Нахтигаля' записал в дневнике: 'Во время нашего перехода. . . в двух селах мы постреляли всех встречных евреев. . . Мы постреляли всех встретившихся там евреев'.[9]
Александр Гогун и Александр Вовк участие ОУН в Холокосте упрямо отрицают: 'В целом речь идет об отдельных инцидентах, а не о планомерном участии в геноциде'. Однако на самом деле все обстоит противоположным образом: примеры прямого участия украинских националистов в уничтожении евреев летом - осенью сорок первого года можно приводить очень долго.
Это были не инциденты - это был геноцид.
'Евреи - на гак!'
Очень скоро, однако, украинские националисты убедились, что нацисты не рассматривают их как союзников и не собираются передавать им власть над 'освобожденной Украиной'. И тогда лозунги ОУН изменились. Согласно немецким документам, новый лозунг националистов звучал так: 'Хай живе самостiйна Украiна без евреiв, полякiв и нiмцiв. Поляки за Сян, нiмцi до Берлiну, евреi на гак (крюк)!'[10]
Как видим, переход украинских националистов в оппозицию к немецким оккупантам не повлиял на их крайне негативное отношение к евреям. Методы решения еврейского вопроса в Украине, выдвигаемые националистами, были не менее радикальными, чем методы нацистов. Возможно, что методы ОУН даже более радикальны - ведь лозунг 'евреи на гак' был выдвинут раньше, чем состоялась Ванзейская конференция, утвердившая 'окончательное решение еврейского вопроса'.
Тем не менее, в начале 1942 года немецкие спецслужбы зафиксировали странное явление: украинские националисты свернули свою антисемитскую пропаганду.[11] Насколько можно понять, это наблюдение соответствовало действительности: в печатной пропаганде националистов за 1943 - 1945 гг. (журналы 'До зброi' и 'Повстанец') мы не найдем прямых антисемитских выпадов.
Произошедшее можно было бы истолковать как свидетельство того, что руководители ОУН все-таки отказались от своих взглядов на евреев как на основных врагов украинского национализма. Можно - если бы не масса свидетельств о том, что подходы националистов к еврейскому вопросу не изменились. Исчезнув из печатной
но условия жизни на протяжении нескольких месяцев в лесу, где по соседству располагались или проходили банды лжепартизан, грабителей и формирований ОУН-УПА, оказались гибельны почти для всех беглецов'. |
пропаганды, антиеврейская тема по-прежнему фигурировала в пропаганде устной. В 1943 году, во время печально известного украинско-польского конфликта на Волыни, пропагандисты ОУН-УПА призывали уничтожать не только местное польское население, но и евреев. 'Священник сказал: 'Братья и сестры, пришло время, когда мы сможем отомстить полякам, жидам и коммунистам', - вспоминал один из очевидцев. Те же лозунги мы находим в донесениях, направляемых в Украинский штаб партизанского движения (УШПД) советскими партизанами: 'На собраниях крестьян призывают уничтожать коммунистов, жидов и поляков'.[12]
Следует также вспомнить, что Украинская повстанческая армия в значительной степени была создана из командиров и солдат организованной немцами украинской вспомогательной полиции. Ранней весной 1943 года целые подразделения украинской полиции ушли в леса, став костяком УПА. Организованность этого события, а также его последствия, наводят на мысль о грандиозной и успешной операции германских спецслужб. Для нашей темы, однако, важно то, что костяк УПА составили люди, совсем недавно участвовавшие в антиеврейских акциях. И своего отношения к евреям они не изменили. Когда командир советского партизанского отряда Ян Налепка пытался вести переговоры с представителями УПА, ему был дан такой ответ: 'Если вы уберете у себя сначала всех евреев, тогда будем с вами вести переговоры'.[13]
Параллельно с резней поляков на Волыни шло уничтожение евреев, еще остававшихся на подконтрольных националистам территориях. Как отмечали в УШПД, 'по имеющимся в нашем распоряжении официальным документам СБ УПА (службы безпеки), националисты по прямым указаниям свыше уничтожают польское и еврейское население'.[14]
О справедливости этой информации можно судить, в частности, по судьбе тех немногих евреев, которым удалось бежать из расположенных на Западной Украине гетто. В лесах их ждало не спасение, а смерть. Так, бежавшие из Тучинского гетто несколько сотен евреев смогли пережить зиму, 'но условия жизни на протяжении нескольких месяцев в лесу, где по соседству располагались или проходили банды лжепартизан, грабителей и формирований ОУН-УПА, оказались гибельны почти для всех беглецов'.[15] В итоге на территории западных областей Украины выжило очень мало евреев - и причиной тому стали действия украинских националистов.
Зная все вышесказанное, нетрудно понять, что отказ от печатной антиеврейской пропаганды был вызван исключительно желанием украинских националистов выглядеть более прилично в глазах мировой общественности. Антисоветская деятельность ОУН-УПА велась под громким лозунгом 'Воля народам, воля человеку', а информация о массовом уничтожении ими евреев немедленно разоблачала лживость подобных лозунгов. Именно поэтому пропаганда УПА упорно опровергала участие националистов в холокосте. Так, во время рейда в Словакию пропагандисты принимавших участие подразделений заявляли: 'Во всей нашей политической литературе, подпольных газетах и прокламациях ни теперь, ни во время немецкой оккупации напрасно вы будете искать хоть одно слово против жидов. Такие обвинения - это чистая выдумка и брехня'.[16] Однако как раз подобные заявления пропагандистов УПА и были откровенной ложью.
Различие между словами и делами украинских националистов хорошо отражено в сообщении, направленном в УШПД командиром действовавшего на Волыни крупного советского партизанского соединения Федорова: 'Националисты в своей печати пишут и обвиняют русский народ в дикости и темноте. Одновременно в своих многочисленных листовках обращаются ко всем народам запада и востока с призывом строить свои независимые национальные государства. Вместе с тем ведут дикую необузданную кровавую расправу, уничтожая целиком все польское и еврейское население, а также всех других, независимо от национальности, сочувствующих советской власти и помогающих партизанам. Жгут, убивают, рубят топорами'.[17]
Очень жаль, что сегодня этой очевидной для современников принципиальной разницы между пропагандистскими заявлениями украинских националистов и их кровавыми деяниями не желают видеть некоторые политически ангажированные историки.
Евреи в УПА
На фоне приведенных выше фактов парадоксальным может показаться то, что информация об участии евреев в УПА не является откровенной неправдой. В своих воспоминаниях начальник СБ ОУН Николай Лебедь пишет: 'Большинство врачей УПА были евреями, которых УПА спасала от уничтожения гитлеровцами. Врачей-евреев считали равноправными гражданами Украины и командирами украинской армии. Здесь необходимо подчеркнуть, что все они честно исполняли свой тяжкий долг, помогали не только бойцам, но и всему населению, объезжали территории, организовывали полевые больницы и больницы в населенных пунктах. Не покидали боевых рядов в тяжелых ситуациях также тогда, когда имели возможность перейти к красным. Многие из них погибли воинской смертью в борьбе за те идеалы, за которые боролся весь украинский народ'.[18]
Эти слова можно было бы счесть обыкновенной ложью, если бы они не находили подтверждение в советских документах. 30 октября 1943 г. комиссар и командир действовавшего на Волыни партизанского соединения Бегма сообщил в УШПД: 'Националисты в Домбровице мобилизовали всех портных для изготовления теплой одежды на зиму. По последнему распоряжению штаба националисты сейчас принимают к себе всех, кроме поляков. В данное время среди националистов много евреев, особенно врачей'.[19]
Причины, по которым украинские националисты стали принимать у себя евреев, были сугубо прагматичными и никогда не скрывались руководителями УПА. Волынь была
'Убийства носили самый зверский характер, - пишет историк Арон Шнеер. - Только в одном Гощанском районе Ровенской области было замучено и убито около 100 пленных. Трупы погибших, а в ряде случаев и живых людей с привязанным на шею камнем, бандеровцы бросали в реку Горынь. Так были уничтожены тысячи пленных бойцов и командиров Красной Армии, в том числе и из украинцев восточных районов'. |
отсталой аграрной областью, большинство населения которой составляли крестьяне. Вплоть до войны около трети населения этой земли были элементарно неграмотными, а ремесленников и врачей имелось крайне мало.[20] Этот-то дефицит необходимых специалистов и заставил командование УПА принимать к себе евреев.
Однако не следует думать, что националисты, пусть даже и вынужденно, наступили на горло собственной песне. В отчете референта Службы безопасности ОУН, захваченном советскими партизанами, исчерпывающе характеризуется реальная политика националистов: 'Ранее СБ издала приказ - всех жидов неспециалистов конспиративно уничтожить, чтобы жиды и даже наши люди не знали, а пускали пропаганду, что ушел к большевикам'.[21]
Таким образом, евреи-неспециалисты тайно уничтожались сразу. Специалисты жили дольше, но при приближении Красной Армии их также убивали. В пользу этого предположения свидетельствует следующее обстоятельство. В 1944 году, в ожидании прихода Красной Армии бандеровцы устроили в подконтрольных им районах чистку, уничтожая подозрительных. Первой жертвой украинских националистов стали бывшие военнопленные, осевшие в селах. Некоторые из них были отпущены из лагерей в сорок первом, некоторые бежали - но в любом случае эти люди могли хорошо знать систему и методы действий бандеровских организаций. Поэтому краевой провод приказал уничтожить всех. 'Убийства носили самый зверский характер, - пишет историк Арон Шнеер. - Только в одном Гощанском районе Ровенской области было замучено и убито около 100 пленных. Трупы погибших, а в ряде случаев и живых людей с привязанным на шею камнем, бандеровцы бросали в реку Горынь. Так были уничтожены тысячи пленных бойцов и командиров Красной Армии, в том числе и из украинцев восточных районов'.[22]
Трудно представить, что, уничтожая своих соотечественников-украинцев по одному лишь подозрению в будущем сотрудничестве с 'советами', националисты могли пощадить столь ненавидимых ими евреев. Исчерпывающим описанием судьбы состоявших в УПА евреев является следующая история, рассказанная одним из чудом уцелевших в Западной Украине беглецов из гетто.
'Во время побега в лес и уничтожения лагеря Куровице некоторые 'свободные' евреи установили связь с украинским подпольем, бандеровцами, и начали с ними сотрудничать. Эта инициатива была поддержана бандеровцами, которые были заинтересованы в еврейских специалистах. Многим врачам и техникам лагеря Куровице бандеровцы предлагали помочь освободиться.
Доктор Старопольский и доктор Кальфус согласились и пошли к бандеровцам. Старопольский, честный и наивный человек, верил представителям украинских националистов, что ему не причинят вреда. Он был долгое время при них и оказывал раненым и больным медицинскую помощь.
К доктору Старопольскому и доктору Кальфусу украинские националисты присовокупили также одного стоматолога. Ему удалось бежать в день большого русского наступления - 22 июня 1944 г. он ушел в поля и, когда приблизился отряд русских, вышел из своего укрытия с поднятыми руками и стал перед ними. Он рассказал нам позже, что украинские националисты еще перед приходом русских убили доктора Старопольского и доктора Кальфуса, так как последние слишком много знали'.[23]
Мифы и реальность
Завершая рассмотрение темы 'евреи в УПА', можно сделать следующие выводы.
1. С самого начала войны украинские националисты придерживались резко антисемитских взглядов и принимали прямое участие в Холокосте.
2. Создание нелегальной Украинской повстанческой армии и нужда в квалифицированных ремесленниках и медиках заставили руководство националистов использовать на этих должностях евреев.
3. Одновременно продолжалось массовое уничтожение евреев-неспециалистов, в том числе вступивших в УПА. В преддверии прихода Красной Армии евреи-специалисты также уничтожались.
Таким образом, участие евреев в УПА носило вынужденный и локальный характер. Что же касается украинских националистов, то приходится еще раз напомнить, что и руководство ОУН-УПА, и рядовые участники этих формирований были антисемитами и принимали активное участие в Холокосте. Это не 'стереотипы советской пропаганды', на которые гневно ссылаются Александр Гогун и Александр Вовк. Это факты, которые не может не отметить ни один объективный исследователь, пишет сайт «Иносми».
Александр Дюков - российский историк, автор книг 'За что сражались советские люди' (2007) и 'Миф о геноциде: Репрессии советских властей в Эстонии' (2007).
Источник ("Газета 2000", Украина)
Александр Дюков, 09 февраля 2008