Юлия Тимошенко, премьер-министр Украины, неустанно продуцирует разные идеи насчет избавления от газового поставщика "РосУкрЭнерго" (РУЭ) и его работы. Причем многие ее заявления на сей счет удивляют буквально каждого. Свежий пример: 1 февраля состоялось заседание Совета национальной безопасности и обороны. После него Тимошенко сказала, что СНБО принял решение отказаться от услуг компании.
По словам Юлии Владимировны, Совбез принял решение "без стрессов для внутреннего рынка Украины" отойти от услуг компаний "РосУкрЭнерго", "УкрГаз-Энерго" и других посредников, перейдя на прямые контракты со странами — поставщиками газа.
Она на голубом глазу заявила, что этот процесс будет проходить "эволюционно, чтобы не дестабилизировать никаких процессов транспортировки газа через территорию Украины, а также не допустить каких-либо колебаний для внутреннего рынка Украины". По словам премьер-министра, СНБО на своем заседании решил, что НАК "Нефтегаз Украины" "возвращаются все права по реализации газа на внутреннем рынке Украины".
"Это означает, что после соответствующего указа президента будут пересмотрены лицензии на торговлю компанией "УкрГаз-Энерго" и другими метастазными организациями на территории Украины, НАК "Нефтегаз" возвратит себе былую мощь по управлению системой реализации газа, и от этого улучшится его финансовое состояние", — сказала Тимошенко. Также она отметила, что "Президент Украины в целом и полностью поддержал такие решения СНБО".
В стране самое время начаться переполоху. И он начался, потому что Совбез такого решения не принимал. Это, мягко говоря, неправда. То есть Тимошенко выдала
"Я знаю, как модно вбрасывать в публичную дискуссию ревизию сектора рынка. В том числе и газового. На этом рынке у нас далеко не идеальные обстоятельства. Я хочу откровенно вам сказать: он выстраивается очень сложно, но я хочу, чтобы в системе координат, относящихся к формированию газового рынка, у нас была какая-то характерная преемственность, чтобы мы получили какую-то твердую базу, с которой начинаем диалог" |
желаемое за действительное. Виктор Ющенко, который якобы поддержал все решения, ничего не подписал, и "РосУкрЭнерго" продолжает работать, несмотря на нападки.
Но это не все. Юлия Тимошенко объявила, что "РосУкрЭнерго" с ноября 2007 года не поставляет газ в Украину. В ответ компания заявила, что и это неправда: "Компания "РосУкрЭнерго" продолжает исполнять действующий контракт по поставкам газа в Украину четко, своевременно и в полном объеме. Это происходило в ноябре и в декабре 2007-го, а также в январе текущего года. Никакая другая компания не занимается поставками газа в Украину".
Однако эта странная дискуссия перекинулась и на более широкие просторы. Тимошенко во время своего визита в Брюссель тоже повторила, что "наши с президентом позиции в вопросах газовых поставок совпадают". Она сказала, что главное — устранить посредников. Избавление от "РосУкрЭнерго" — дело чести для Юлии Владимировны.
Олег Дубина, глава НАК "Нефтегаз Украины", попав в командную обойму Тимошенко, тоже раскритиковал существующие схемы поставок газа. У него были какие-то досье на руководство РУЭ — сплошные схемы и графики. Но там большей частью речь шла о хищениях в НАК, к которому РУЭ не имеет никакого отношения.
Еще раньше эта же тема возникла в Давосе на Всемирном экономическом форуме, где присутствовал Ющенко. По его мнению, главный вопрос, который сейчас стоит перед Украиной, — "как выйти из политической формулы цены на газ на формулу цены на газ, которая бы делала прогнозированными эти отношения, стабильными с точки зрения цены на газ".
Ющенко отметил, что когда будет установлена цена на газ, которая включает в себя все составляющие, в том числе и транзит, вопрос о повышении тарифов на транзит российского газа на украинском участке не возникнет.
"Я знаю, как модно вбрасывать в публичную дискуссию ревизию сектора рынка. В том числе и газового. На этом рынке у нас далеко не идеальные обстоятельства. Я хочу откровенно вам сказать: он выстраивается очень сложно, но я хочу, чтобы в системе координат, относящихся к формированию газового рынка, у нас была какая-то характерная преемственность, чтобы мы получили какую-то твердую базу, с которой начинаем диалог", — сказал президент.
Итак, из всего сказанного за последние дни и недели вовсе не следует, что Украина как государство уже отказывается от РУЭ. Более того, это государство, если учесть, что оно — не Тимошенко, еще не решило, что ему будет выгодно больше: оставить РУЭ или изгнать. Пока сложившееся мнение на этот счет имеет только премьер-министр, больше, похоже, никто. Президент еще ни разу не сказал, что РУЭ — это зло, хотя он реально понимает нюансы газового посредничества.
Ющенко отдает себе отчет в том, что "РосУкрЭнерго" действительно покупает дешевый газ у "Газпрома", у которого есть прямые контракты с Туркменистаном, Узбекистаном и Казахстаном на закупку газа и его транзит по их территории, а также полный контроль над трубой в России. Президент заявляет, что Россия, несмотря ни на что, поставляет в Украину дешевый газ. И нет никакой угрозы безопасности даже притом, что страна значительно зависит от импортного газа.
"Я новой "крышей" для этого позора и абсурда не буду", — заявляет Тимошенко. И если так, не исключено, что следующим ее заявлением будет сенсация о том, что Ющенко лично участвует в поставках газа. Так о каком же единстве позиций идет речь?
Сергей Николаенко, "Версии.com"