В понедельник вся страна ожидала большого интервью Президента Украины Виктора Ющенко. К нему накопилось достаточно много вопросов, в частности из экономической сферы. Один из таких вопросов был посвящен газу. И, пожалуй, не случайно перед интервью Ющенко поговорил по телефону с президентом России Владимиром Путным. Судя по всему, президенты тоже обсуждали газовые отношения, а именно инициативу правительства Юлии Тимошенко повысить для РФ ставки на транспортировку топлива по украинской территории.
И, как это ни парадоксально, а возможно, вполне ожидаемо, Ющенко заявил, что категорически против того, чтобы РФ больше платила за транзит по нашей территории. Он сказал, что предупредил об этом Олега Дубину, главу НАК "Нефтегаз Украины".
"Я знаю, как модно вбрасывать в публичную дискуссию ревизию того или иного сектора рынка, в том числе и газового. На этом рынке у нас далеко не идеальные обстоятельства, он строится сложно. Но в системе координат формирования газового рынка должна быть характерная преемственность, чтобы мы получили твердую базу, с которой начинаем вести диалог", — сказал Ющенко в своем телеинтервью. И он призвал не пересматривать транзитные ставки.
Президент Украины привел вполне яркий пример украинской газовой специфики. По его словам, мы привязаны к туркменскому газу, 55 млрд. куб. м которого преодолевают 2500 км. И цена на этот транзит в итоге оказывается такой же, как и на транзит 127 млрд. куб. м российского газа на 1100 км.
"Поэтому, когда я наблюдаю дискуссии экспертов, как кто-то пытается в тарифной политике делать какую-то логистику по уровню тарифной политики Европы — это все от незнания особенностей. Наша тарифная политика имеет определенные якоря", — сказал Ющенко.
Основная проблема, по его мнению, — в отсутствии формулы цены на газ. Украина никогда не знает, сколько будет стоить газ в следующем году. С другой стороны, Ющенко отметил, что нынешняя цена — самая низкая в Европе. И это плюс. В конце концов, на 2008 год цена уже определена. Да, она выше, чем в прошлом году, однако вполне приемлема.
Но означают ли все эти заявления, что "конфликт" между странами исчерпан? Напротив. Эксперты и аналитики, желающие подыграть правительству, один за другим по-прежнему приходят к выводу, что повышать стоимость транзита можно и нужно. Такое ощущение, что идея так всем понравилась, что не обсуждать ее на полном серьезе — как-то не модно.
Итак, на самом деле транзит российского природного газа по территории Украины составляет примерно 115 млрд. кубометров при среднем расстоянии транзита 1090 км. Президент ошибся, но не существенно. Когда Россия повысила цену газа на 38% до $179,5, Украина "ответила" повышением стоимости транзита с $1,6 до 1,7. Ну, один цент — это не вопрос для джентльменов. И при новой ставке Украина будет зарабатывать $2,13 млрд. в год.
Откуда взялась ставка $9,32, толком не ясно. Якобы эта цена получается при использовании международной методики расчетов, вкратце сформулированной в Энергетической хартии в том числе. Хотя в самой Хартии сказано лишь, что страна-транзитер сама вправе решать, сколько должны стоить ее услуги. Новая ставка якобы могла бы дать Украине $11,68 миллиарда. Это хорошо. Настолько хорошо, что многим становится понятно: на эти деньги, а точнее даже на разницу между новым и старым тарифом — $9,5 млрд. — можно за пару лет проложить новую трубу от границы России до ключевой распределительной точки Европы.
Вопрос напрашивается вполне банальный: зачем платить за транзит, если можно самому быть транзитером? Ну это вроде как снимать квартиру или купить ее в свое владение: покупка, безусловно, это инвестиция, а аренда — расходы. Россия, всегда проявлявшая жесткость по отношению к Украине, уже так делает. Всякие сантименты о демократии, революции и братских отношениях ей неинтересны. В России вообще принято смешивать грешное с праведным: дружбу и коммерцию. Симбиоз получается странный.
Но оставим это в стороне и вспомним, что Украина не покупает газ у России. Она покупает его у "РосУкрЭнерго". Это признанный факт. И предлагать новую ставку на транзит России так же неуместно, как требовать скидок на жилье у соседа. И в Москве могут только потешаться над потугами Тимошенко поставить Россию на место.
Самое главное, о чем украинское правительство как инициатор пересмотра газовых отношений умалчивает, — что повышение стоимости транспортировки автоматически бьет по той самой украинской промышленности, которую все дружно якобы спасают, медленно хороня ее. Дело в том, что транспортировка оплачивается потребителями в том числе.
В ситуации, когда Россия стоит перед фактом желания Украины нести дополнительные расходы, она обязательно поднимет цены на газ. Чтобы такая операция была экономически оправданной — раз и, чтобы Украине мало не показалось, два. Поэтому в тот же понедельник Сергей Лавров, глава МИД РФ, еще раз повторил тезис о том, что цена и для Украины будет рыночной.
Кстати, в вопросе "рыночности" Украина бьет себя своей же лопатой: сначала Ющенко, едва придя к власти, заявил, что хочет рыночных отношений, и РФ сказала — ок, извольте. И вот теперь рыночных отношений требует Юлия Тимошенко: она говорит, что ставка на транзит должна быть рыночной, и Москва отвечает — безусловно, но тогда и цена на топливо будет рыночной. Россия, не питающая к Украине никаких добрых чувств, не церемонится, но при этом понимает, что без нее поставлять газ в Европу будет очень сложно и дорого.
Казалось бы — замкнутый круг. Однако есть один момент, который, впрочем, и объясняет все.
Бывший глава "Нефтегаза" Алексей Ивченко, несмотря на свою одиозность и славу маленького борца с Россией, вдруг заявил, что Тимошенко готова назначить в руководство НАК Игоря Диденко. Этот господин известен тем, что был советником Игоря Бакая, главы Госуправделами Леонида Кучмы. Бакай до сих пор в бегах в "братской" России, но его дело живет и побеждает.
И само появление в НАК Дубины, а также Виталия Гайдука, совладельца Индустриального союза Донбасса — это странный симптом. Ивченко даже предположил, что, борясь с "РосУкрЭнерго", Тимошенко на самом деле преследует свою цель — привести на освободившееся место компанию "Итера".
"Все может быть в нашей жизни. Я этого не исключаю, но и подтвердить не могу", — сказал Ивченко про Тимошенко и "Итеру". Но такие фразы произносят тогда, когда абсолютно уверены в своей правоте, иначе зачем сотрясать воздух.
Так вот: оказывается, Тимошенко таки ведет за собой "Итеру". Тимошенко клялась, что добьется сотрудничества в газовой сфере на основе договоров между странами, а не компаниями. Но вот вопрос — почему на переговоры в Москву Дубина летал самолетом "Итеры"?
А ведь эти люди должны были понимать, что этот современный и безумно дорогой лайнер с логотипом "Итеры" на борту может не заметить механик или заправщик, но вот люди сведущие этого лого не только не пропустят, но еще и раструбят на весь мир. И раструбили. Думаете, кто-то опроверг? Да нет же!
На своем официальном сайте Тимошенко утверждает, что с "Итерой" ее ничего не связывало и не связывает. Но почему Дубина по ее поручению летал в Москву на самолете "Итеры"?
Парадокс, но именно этим рейсом Дубина привез в Москву весточку о том, что Украину не устраивают нынешние ставки транзита — $1,7 за 1000 кубометров на 100 км, Украина хочет за эти услуги $9,32. Встреча Дубины и Миллера длилась 10 минут. И самолет быстро и с комфортом для пассажира вернулся в Киев.
Примечательно, что несколько месяцев назад Россия как совладелец 50% "РосУкрЭнерго" заявила: мы можем отказаться от услуг этой компании, нет проблем. Но отказ от этого посредника означал бы исключение посредничества как такового, а не замену одного на другого. А вот об этом Россию никто не предупреждал. И о новых транзитных ставках, спасибо, что сообщили, но как-то не вовремя. В итоге Украина снова подошла к краю пропасти.
Действия властей могут быть снова истолкованы в Москве как агрессия. РФ наверняка найдет еще какой-нибудь долг Украины, найдет и ворованный газ, и начнет предъявлять претензии, чего при иных обстоятельствах могла бы и не делать, но будет вынуждена быть бякой. Ей не привыкать. И мы вполне можем получить газ по $250—350, который к тому же будет еще дороже с учетом подорожавшей доставки. Кому это нужно?
Лавров сделал знаковое заявление. По итогам встречи с польским коллегой Радославом Сикорским он сказал, что РФ намерена перейти на рыночные взаимоотношения в сфере энергетики со всеми странами без исключения. То есть это следует понимать и как сигнал Украине — в Москве не хотят договариваться как партнер с партнером, там хотят быть хозяевами положения.
"Мы этим занимаемся. Никому скидок не будет, а будет рыночная цена", — сказал министр. В Украине этот сигнал поняли: "все без исключения" страны — это, прежде всего, она — Украина. Ведь, пожалуй, только она единственная из всех потребителей российского газа не может принять условия соседа в вопросах поставок топлива, а Россия не может их навязать, хотя ей так этого хочется. Спор между Москвой и Киевом постепенно привел к тому, что россияне разрабатывают не один, а как минимум два варианта пустить газ в Европу в обход нашей территории. И при этом еще говорят о рынке и партнерстве.
Пока Лавров заявляет, что европейцам не следует опасаться ни новых газопроводов, ни тех, которые сейчас задействованы в поставках. "Никто не собирается закрывать или сокращать объемы поставок, которые идут по этому трубопроводу (по тому, по которому газ поступает сейчас — Авт.)", — сказал министр. Хотя в этих словах правды не так уж много — если это так, как говорит Лавров, зачем же демонстрировать силу, договариваясь с другими странами о строительстве обходных путей?
Как заявил директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский, украинская химическая промышленность не сможет выдержать роста цены на газ даже до $180.
"Подобные проблемы могут ускорить консолидацию украинской химической промышленности за счет более активного вхождения российских компаний", — сказал он. По его мнению, такую цену вполне могут выдержать металлурги, но химическая отрасль остается наиболее уязвимой. И вот у РФ еще один козырь в руках — кто не купит лотерейный билет, тому отключим воду, то есть тому, кто не примет наши условия, перекроем газ и скупим вас по дешевке.
А что же с остальными предприятиями Украины?
Депутат от фракции "НУНС", которая входит совместно с БЮТ в большинство, Давид Жвания отмечает, что вследствие повышения цены на российский газ для Украины самые негативные последствия будут для химической промышленности. "При таких обстоятельствах власти надо смотреть на структуру промышленности и решать, насколько необходимо развивать сферу, в которой 90% продукции идет на экспорт, и при этом используется довольно дорогой импортированный газ", — сказал он.
Однако председатель правления ОАО "ММК им. Ильича" Владимир Бойко убежден, что объявленное "Газпромом" повышение цены на газ для Украины в 2008 году ставит украинских металлургов в сложное положение. Не говоря уже о новом витке цен.
"При цене на украинско-российской границе в $179,5 за тысячу кубометров предприятия получат его по $220—230", — отметил Бойко. Он имел в виду, что приходится платить и за доставку. И если она подорожает в пять раз для России, то это неминуемо приведет к подорожанию газа и для промышленности.
А тем временем Тимошенко готова нанести еще один удар по промышленности — отобрать лицензию на поставки газа по нерегулируемому тарифу у СП "Укргазэнерго". Это уже вообще не укладывается в голове, потому что хотя 50% этой компании принадлежит ненавистной "РосУкрЭнерго", вторая половина находится в собственности "Нефтегаза". То есть поручено забрать лицензию у себя же.
Теперь министр топлива и энергетики Юрий Продан, глава НАК "Нефтегаз Украины" Олег Дубина и глава Нацкомиссии регулирования рынка электроэнергетики ломают голову над тем, как и на основании чего лишить СП лицензии. А главное — зачем и каковы будут последствия?
Заместитель главы парламентского комитета по вопросам ТЭК и бывший министр топлива и энергетики Юрий Бойко был краток в прогнозах: "Это прямой путь к увеличению цены на рынке".
Бойко считает, что без СП газ придется продавать с помощью услуг трейдеров. Может быть, "Итеры"?
Николай Сергеенко, "Версии.сом"