МУДРОЕ ВСЕГДА
Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидуумов. Томас Карлейл.
Бедность - корень всех беспорядков в стране. Мо-цзы.
  ГЛАВНОЕ СЕГОДНЯ  
ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   ПОЛИТИКА   НАШ ИЗБИРАТЕЛЬ   СУД & ДЕЛО   СЛУХИ   ЗАБОРНЫЙ ЧАТ   ФОРУМ   ГАЛЕРЕЯ   БИЗНЕС  
NED: Имя им Легион

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
Чужие в Украине: Дети Грантов

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Евреи и создание третьего Рейха

Части: 1, 2
ОБЫКНОВЕННЫЙ СИОНИЗМ

Части: 1, 2, 3, 4, 5
ЕВРЕЙСКИЕ ДИВИЗИИ СТАЛИНА

Части: 1, 2
WIKILEAKS: США О КОМИТЕТЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ДОНБАССА

Части: 1
Новости@mail.ru:

АНДРЕЙ ЮЩЕНКО – ПЕРСОНАЖ И «ЛЕГЕНДА»
Часть 1 | Часть 2
ФСБ ОБЛИЧАЕТ: ОУН-УПА – ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ

Части: 1, 2, 3
ЙА – БЛОНДИНКО? НЕТ, Я СЕКРЕТАРЬ!

Часть 1 | Часть 2

ЦЕНТР политического прогнозирования UA-PRAVDA





Одесская  Общественная Организация 'Единое Отечество'






Версия для печати БИЗНЕС
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ УКРАИНЫ: КОЛЕБАНИЯ НОВОЙ ВЛАСТИ

Из заявлений украинских официальных лиц следует, что позиция новой украинской власти на предмет возможностей и способов совмещения членства Украины в ВТО с выгодными для Украины формами и методами экономического сближения с РФ и Таможенным союзом в данный момент только вырабатывается...

 

Неотъемлемой частью предвыборной кампании регионалов было обсуждение темы участия Украины в экономических интеграционных структурах с участием России. Конкретно речь шла о возобновлении Украиной процесса вступления в Единое экономическое пространство, о чём часто и обоснованно говорил Николай Азаров – нынешний премьер-министр; о вступлении Украины по формуле «3+1» в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, к чему призывал Виктор Янукович.

О том, как эти призывы соотносятся с членством Украины в ВТО, в период предвыборной кампании никто из регионалов не вспоминал.

Проблема совмещения Украиной участия в двух разных экономических международных структурах была осознана лишь с началом реализации президентом Януковичем конкретной внутренней экономической политики. Особенно в ситуации, когда выяснилось, что эффективное решение наиболее критической для Украины проблемы – газоэнергетической – также возможно лишь в рамках Таможенного союза, о чём российские руководители открыто дали понять новому украинскому руководству.

 

В частности, премьер-министр России Владимир Путин призвал Украину вступить в Таможенный союз в рамках Единого экономического пространства, создаваемого Россией, Беларусью и Казахстаном.

 

В своё время, ещё при Викторе Ющенко, когда условия вступления Украины в ВТО только дебатировались, Партия регионов пыталась отстоять перед правительством и президентом более выгодные условия членства страны в ВТО. Но, будучи тогда в оппозиции, вероятно, не до конца смогла это сделать.

 

Мотивы Ющенко и поспешная сдача Украиной своих интересов на переговорах об условиях членства в ВТО были понятны. Для него, как американского ставленника на Украине, принципиальным было не столько добиться экономической выгоды для Украины от членства в этой организации, сколько предотвратить всякое возможное в будущем сближение (и экономическое в том числе) Украины с Россией и иными государствами бывшего Союза.

 

В результате общие условия членства Украины в ВТО, за исключением некоторых архаических и малозначимых для инновационного развития экономики отраслей, оказались невыгодны. Так, средняя таможенная ставка в Украине, которая после вступления в ВТО стала равняться приблизительно 5,5%, в России составляет более 10%, и именно эта величина рассматривается в Таможенном союзе как базовая.

 

Объективно такая ставка, будь она принята на Украине, защищала бы именно отечественного – украинского -  производителя в критических с точки зрения высоких технологий и повышения производительности труда отраслях экономики так, как она защищает производителей стран Таможенного Союза.

 

Несовпадение таможенных ставок является наиболее показательным моментом несовместимости членства Украины в ВТО с полноценным членством в Таможенном союзе.

 

Далее ситуация здесь будет лишь обостряться. Развитие в странах Таможенного союза, особенно в РФ, в результате протекционистских барьеров сложных и наукоёмких производств с высокой добавленной стоимостью на фоне угасания аналогичных отраслей и производств на Украине из-за выполнения условий членства в ВТО экономически ослабит Украину и лишит её оснований претендовать на статус равноправного экономического партнёра Таможенного союза. Также проблемы будут появляться и в процессе экономических связей с отдельными странами этого союза.

 

Например, пока ещё России интересен украинский авиапром, в частности запорожское авиационное двигателестроение на предприятиях «Мотор-Сичь». В свою очередь, рынок сбыта «Мотор-Сичи» находится в основном на территории РФ. Если дальнейшая интеграция украинского авиапрома с российской авиакосмической промышленностью, которая необходима для спасения украинской отрасли, по причинам членства Украины в ВТО станет невозможна, падение отрасли неизбежно.

 

Совершенно очевидно, что страны ЕС также не станут поддерживать украинский авиапром, создавая конкурента имеющимся в Евросоюзе высокотехнологичным производствам в этой отрасли. Убедительным доказательством здесь является отказ европейцев от участия в создании и приобретении украинско-российского транспортного самолёта АН-70.

 

Ведущие страны ЕС до сих пор пытаются создать от начала и до конца собственный аналог самолёта такого класса, разрабатывая и накапливая соответствующие технологии.

 

Из парламентских партий лишь Компартия Украины чётко осталась на позициях защиты украинского производства. Лидер КПУ Петр Симоненко, полемизируя с вице-премьером Сергеем Тигипко 17 марта сего года, указал на риски дальнейшего сотрудничества Украины с известными мировыми экономическими организациями, в частности, на риски пребывания в ВТО на существующих условиях:

 

«Мы с вами, - подчеркнул Симоненко, - являемся свидетелями, как через МВФ, ВТО, Всемирный банк уничтожались и до сих пор уничтожаются мощные промышленные предприятия Украины, сельхозпроизводство, как отечественные производители “выдавливаются” с внутреннего рынка в угоду иностранным корпорациям и компаниям. И пока нет детальных экономических расчетов и прогнозов потерь и достижений, вести речь о новых кредитах - это значит сознательно набрасывать финансовую петлю на людей и страну».

 

Сейчас в Партии регионов идёт поиск вариантов решения сверхзадачи: как Украине реанимировать тесные взаимовыгодные экономические отношения с Россией, совместив их с обязательствами Украины перед иными мировыми и европейскими структурами, членом которых страна уже стала или собирается стать.

 

Речь идёт, главным образом, о членстве Украины в ВТО и стремлении создать с ЕС зону свободной торговли с перспективой вступления в Евросоюз.

 

Президент Украины Янукович также полностью осознаёт необходимость теснейшего сотрудничества с Россией во многих важнейших отраслях экономики. Собственно, возрождение экономического взаимодействия по широкому кругу вопросов между Украиной и Россией, полное избавление их от всякого рода идеологических нагрузок является принципиальной позицией как президента Украины, так и Партии регионов.

 

Так, по итогам встреч с российскими официальными лицами в Москве 5 марта сего года Янукович заявил: «Создание по целому ряду направлений концепции совместных действий, например в аграрном секторе экономики, на зерновом рынке, в атомной энергетике и так далее, даст нам необходимые условия развития и четкое понимание того, что наше партнерство – взаимовыгодно и развивать его, вне всяких сомнений, следует очень активно».

 

Первый заместитель главы Администрации Президента Украины Ирина Акимова обозначила один из вариантов её решения: одновременные шаги на сближение, которые Украина делает в рамках ВТО, пересматривая условия членства в организации, видимо, в сторону большей совместимости обязательств Украины с интересами сотрудничества с Россией. А Российская Федерация и члены Таможенного Союза активизируют вступление в ВТО, в чём Украина, по мысли Акимовой, должна им помочь.

 

В эфире телеканала ICTV в начале марта, перед визитом Януковича в Москву она отметила, что Украина как член ВТО должна оказать помощь при вступлении в эту организацию другим странам – членам Союза Независимых Государств (Россия, Беларусь, Казахстан). Членство этих стран в ВТО облегчит, по её мнению, условия налаживания Украиной экономического сотрудничества с ними.

 

Одновременно с этим Украине необходимо сделать некоторые шаги навстречу России и иным членам Таможенного Союза. Вероятно, так следует понимать высказывание Акимовой относительно пересмотра условий членства Украины в ВТО.

 

«Сейчас, по мнению многих экспертов, путь по пересмотру отдельных условий не закрыт. Я не могу дать полную гарантию, что Украина сможет их пересмотреть – это вопрос переговоров, но я уверена, что такие попытки обязательно нужно делать», - сказала первый заместитель главы Администрации Президента Украины, не уточнив, какого рода корректировку условий необходимо проводить.

 

В то же время высокие должностные лица в украинском руководстве периодически повторяют, что членство Украины в ВТО является объективным препятствием для полной и всесторонней экономической интеграции Украины в единое экономическое пространство с членами Таможенного союза.

 

И хоть членство Украины в ВТО и является препятствием для интеграционных процессов в рамках ЕЭП, но…глава украинского МИД Константин Грищенко 19 марта сего года в программе «Большая политика» на телеканале «Интер» констатировал, что принципы Всемирной торговой организации являются определяющими для Украины при заключении экономических союзов: «У нас есть определенная планка - мы уже члены той организации, которая устанавливает правила торговли, и от них мы отходить не будем».

 

При этом Грищенко подчеркнул, что следует детально изучить перспективы таможенного союза, в который вошли Россия, Беларусь и Казахстан, и создания зоны свободной торговли с Европейским союзом.

 

«Мы должны более четко, более углубленно понять, в чем же все-таки баланс, и я не собираюсь заранее определять, что что-то нам изучать не надо. Вот после того, как мы все изучим, поймем, мы будем принимать решение», - сказал он.

 

Таким образом, из заявлений украинских официальных лиц следует, что позиция новой украинской власти на предмет возможностей и способов совмещения членства Украины в ВТО с выгодными для Украины формами и методами экономического сближения с РФ и Таможенным союзом в данный момент только вырабатывается.

 

Предварительно она сводится к таким тезисам:

 

1. Экономическое сближение с Россией в виде увеличения товарооборота, совместных отраслевых и производственных проектов для Украины необходимо.

 

2. Особенно необходимо такое сближение из-за его позитивного влияния на развитие топливно-энергетического комплекса Украины и укрепления её транзитных функций по поставкам углеводородов в Европу.

 

3. Такое сближение необходимо вести так далеко, как это могут позволить условия членства Украины в ВТО.

 

4. В случае невозможности совмещать два направления экономического взаимодействия в рамках ВТО и евроинтеграции - с одной стороны, и в направлении Таможенного союза – с другой, следует, не выходя из ВТО, постараться или обойти нормы ВТО, или/и провести одновременные переговоры в рамках ВТО по частичному пересмотру условий членства. Кроме того, инициировать скорейшее вступление в ВТО стран Таможенного союза.

 

Последний пункт, видимо, является пока крайним звеном в цепи допущений: «Если не это, то…»

 

Что делать Украине, если окажется невозможным выполнить и этот последний пункт, пока неизвестно, так как по открытым высказываниям представителей украинской власти реконструировать позицию политического руководства на этот случай пока невозможно.

 

И все же определенно ясно следующее. Украина вошла в ВТО при Ющенко и перекладывание новым руководством ответственности за этот шаг на ушедшего президента, без постановки вопроса о замораживании членства в ВТО, видимо, является для представителей некоторых бизнес-структур в правительстве и в Партии регионов формой ухода от принципиального выбора окончательного направления экономической интеграции.

 

Описанная стратегия предполагает некоторый запас для экономического сближения Украины с РФ и Таможенным союзом. Она позволит Украине в ближайшей перспективе, не вступая в Таможенный союз, эффективно развивать взаимодействие с РФ в важнейших отраслях.

 

Однако попытки Украины наладить взаимовыгодное экономическое сотрудничество с РФ даже в среднесрочной перспективе, оставаясь членом ВТО, могут привести к тому, что цена пребывания Украины во Всемирной торговой организации может оказаться чрезмерно высокой.

 

Виктор ПИРОЖЕНКО, ОДНА РОДИНА

 

Комитет


Версия для печати Обсудить на форуме (0)
Nick: Сообщение:
НОВОСТИ
Понедельник, 18.03
Воскресенье, 17.03
Среда, 06.03
Четверг, 29.02
Среда, 28.02
Вторник, 27.02
Суббота, 24.02
Вторник, 20.02
Понедельник, 19.02
Среда, 14.02
Среда, 29.11
Вторник, 21.11
Понедельник, 20.11
Пятница, 17.11
Среда, 15.11
Вторник, 14.11
НАШ ОПРОС
КАКОЕ ВТОРОЕ ГРАЖДАНСТВО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ?
Российское
Израильское
Американское
Не хочу получать
Я гражданин только своей страны
Не скажу
Ваш вариант
Любое, только не украинское

©komitet.net.ua, 2006