Версия для печати
БИЗНЕС
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ УКРАИНЫ: КОЛЕБАНИЯ НОВОЙ ВЛАСТИ
Из заявлений украинских официальных лиц следует, что позиция новой украинской власти на предмет возможностей и способов совмещения членства Украины в ВТО с выгодными для Украины формами и методами экономического сближения с РФ и Таможенным союзом в данный момент только вырабатывается...
Неотъемлемой частью предвыборной кампании регионалов было обсуждение темы участия Украины в экономических интеграционных структурах с участием России. Конкретно речь шла о возобновлении Украиной процесса вступления в Единое экономическое пространство, о чём часто и обоснованно говорил Николай Азаров – нынешний премьер-министр; о вступлении Украины по формуле «3+1» в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, к чему призывал Виктор Янукович. О том, как эти призывы соотносятся с членством Украины в ВТО, в период предвыборной кампании никто из регионалов не вспоминал. Проблема совмещения Украиной участия в двух разных экономических международных структурах была осознана лишь с началом реализации президентом Януковичем конкретной внутренней экономической политики. Особенно в ситуации, когда выяснилось, что эффективное решение наиболее критической для Украины проблемы – газоэнергетической – также возможно лишь в рамках Таможенного союза, о чём российские руководители открыто дали понять новому украинскому руководству.
В частности, премьер-министр России Владимир Путин призвал Украину вступить в Таможенный союз в рамках Единого экономического пространства, создаваемого Россией, Беларусью и Казахстаном.
В своё время, ещё при Викторе Ющенко, когда условия вступления Украины в ВТО только дебатировались, Партия регионов пыталась отстоять перед правительством и президентом более выгодные условия членства страны в ВТО. Но, будучи тогда в оппозиции, вероятно, не до конца смогла это сделать.
Мотивы Ющенко и поспешная сдача Украиной своих интересов на переговорах об условиях членства в ВТО были понятны. Для него, как американского ставленника на Украине, принципиальным было не столько добиться экономической выгоды для Украины от членства в этой организации, сколько предотвратить всякое возможное в будущем сближение (и экономическое в том числе) Украины с Россией и иными государствами бывшего Союза.
В результате общие условия членства Украины в ВТО, за исключением некоторых архаических и малозначимых для инновационного развития экономики отраслей, оказались невыгодны. Так, средняя таможенная ставка в Украине, которая после вступления в ВТО стала равняться приблизительно 5,5%, в России составляет более 10%, и именно эта величина рассматривается в Таможенном союзе как базовая.
Объективно такая ставка, будь она принята на Украине, защищала бы именно отечественного – украинского - производителя в критических с точки зрения высоких технологий и повышения производительности труда отраслях экономики так, как она защищает производителей стран Таможенного Союза.
Несовпадение таможенных ставок является наиболее показательным моментом несовместимости членства Украины в ВТО с полноценным членством в Таможенном союзе.
Далее ситуация здесь будет лишь обостряться. Развитие в странах Таможенного союза, особенно в РФ, в результате протекционистских барьеров сложных и наукоёмких производств с высокой добавленной стоимостью на фоне угасания аналогичных отраслей и производств на Украине из-за выполнения условий членства в ВТО экономически ослабит Украину и лишит её оснований претендовать на статус равноправного экономического партнёра Таможенного союза. Также проблемы будут появляться и в процессе экономических связей с отдельными странами этого союза.
Например, пока ещё России интересен украинский авиапром, в частности запорожское авиационное двигателестроение на предприятиях «Мотор-Сичь». В свою очередь, рынок сбыта «Мотор-Сичи» находится в основном на территории РФ. Если дальнейшая интеграция украинского авиапрома с российской авиакосмической промышленностью, которая необходима для спасения украинской отрасли, по причинам членства Украины в ВТО станет невозможна, падение отрасли неизбежно.
Совершенно очевидно, что страны ЕС также не станут поддерживать украинский авиапром, создавая конкурента имеющимся в Евросоюзе высокотехнологичным производствам в этой отрасли. Убедительным доказательством здесь является отказ европейцев от участия в создании и приобретении украинско-российского транспортного самолёта АН-70.
Ведущие страны ЕС до сих пор пытаются создать от начала и до конца собственный аналог самолёта такого класса, разрабатывая и накапливая соответствующие технологии.
Из парламентских партий лишь Компартия Украины чётко осталась на позициях защиты украинского производства. Лидер КПУ Петр Симоненко, полемизируя с вице-премьером Сергеем Тигипко 17 марта сего года, указал на риски дальнейшего сотрудничества Украины с известными мировыми экономическими организациями, в частности, на риски пребывания в ВТО на существующих условиях:
«Мы с вами, - подчеркнул Симоненко, - являемся свидетелями, как через МВФ, ВТО, Всемирный банк уничтожались и до сих пор уничтожаются мощные промышленные предприятия Украины, сельхозпроизводство, как отечественные производители “выдавливаются” с внутреннего рынка в угоду иностранным корпорациям и компаниям. И пока нет детальных экономических расчетов и прогнозов потерь и достижений, вести речь о новых кредитах - это значит сознательно набрасывать финансовую петлю на людей и страну».
Сейчас в Партии регионов идёт поиск вариантов решения сверхзадачи: как Украине реанимировать тесные взаимовыгодные экономические отношения с Россией, совместив их с обязательствами Украины перед иными мировыми и европейскими структурами, членом которых страна уже стала или собирается стать.
Речь идёт, главным образом, о членстве Украины в ВТО и стремлении создать с ЕС зону свободной торговли с перспективой вступления в Евросоюз.
Президент Украины Янукович также полностью осознаёт необходимость теснейшего сотрудничества с Россией во многих важнейших отраслях экономики. Собственно, возрождение экономического взаимодействия по широкому кругу вопросов между Украиной и Россией, полное избавление их от всякого рода идеологических нагрузок является принципиальной позицией как президента Украины, так и Партии регионов.
Так, по итогам встреч с российскими официальными лицами в Москве 5 марта сего года Янукович заявил: «Создание по целому ряду направлений концепции совместных действий, например в аграрном секторе экономики, на зерновом рынке, в атомной энергетике и так далее, даст нам необходимые условия развития и четкое понимание того, что наше партнерство – взаимовыгодно и развивать его, вне всяких сомнений, следует очень активно».
Первый заместитель главы Администрации Президента Украины Ирина Акимова обозначила один из вариантов её решения: одновременные шаги на сближение, которые Украина делает в рамках ВТО, пересматривая условия членства в организации, видимо, в сторону большей совместимости обязательств Украины с интересами сотрудничества с Россией. А Российская Федерация и члены Таможенного Союза активизируют вступление в ВТО, в чём Украина, по мысли Акимовой, должна им помочь.
В эфире телеканала ICTV в начале марта, перед визитом Януковича в Москву она отметила, что Украина как член ВТО должна оказать помощь при вступлении в эту организацию другим странам – членам Союза Независимых Государств (Россия, Беларусь, Казахстан). Членство этих стран в ВТО облегчит, по её мнению, условия налаживания Украиной экономического сотрудничества с ними.
Одновременно с этим Украине необходимо сделать некоторые шаги навстречу России и иным членам Таможенного Союза. Вероятно, так следует понимать высказывание Акимовой относительно пересмотра условий членства Украины в ВТО.
«Сейчас, по мнению многих экспертов, путь по пересмотру отдельных условий не закрыт. Я не могу дать полную гарантию, что Украина сможет их пересмотреть – это вопрос переговоров, но я уверена, что такие попытки обязательно нужно делать», - сказала первый заместитель главы Администрации Президента Украины, не уточнив, какого рода корректировку условий необходимо проводить.
В то же время высокие должностные лица в украинском руководстве периодически повторяют, что членство Украины в ВТО является объективным препятствием для полной и всесторонней экономической интеграции Украины в единое экономическое пространство с членами Таможенного союза.
И хоть членство Украины в ВТО и является препятствием для интеграционных процессов в рамках ЕЭП, но…глава украинского МИД Константин Грищенко 19 марта сего года в программе «Большая политика» на телеканале «Интер» констатировал, что принципы Всемирной торговой организации являются определяющими для Украины при заключении экономических союзов: «У нас есть определенная планка - мы уже члены той организации, которая устанавливает правила торговли, и от них мы отходить не будем».
При этом Грищенко подчеркнул, что следует детально изучить перспективы таможенного союза, в который вошли Россия, Беларусь и Казахстан, и создания зоны свободной торговли с Европейским союзом.
«Мы должны более четко, более углубленно понять, в чем же все-таки баланс, и я не собираюсь заранее определять, что что-то нам изучать не надо. Вот после того, как мы все изучим, поймем, мы будем принимать решение», - сказал он.
Таким образом, из заявлений украинских официальных лиц следует, что позиция новой украинской власти на предмет возможностей и способов совмещения членства Украины в ВТО с выгодными для Украины формами и методами экономического сближения с РФ и Таможенным союзом в данный момент только вырабатывается.
Предварительно она сводится к таким тезисам:
1. Экономическое сближение с Россией в виде увеличения товарооборота, совместных отраслевых и производственных проектов для Украины необходимо.
2. Особенно необходимо такое сближение из-за его позитивного влияния на развитие топливно-энергетического комплекса Украины и укрепления её транзитных функций по поставкам углеводородов в Европу.
3. Такое сближение необходимо вести так далеко, как это могут позволить условия членства Украины в ВТО.
4. В случае невозможности совмещать два направления экономического взаимодействия в рамках ВТО и евроинтеграции - с одной стороны, и в направлении Таможенного союза – с другой, следует, не выходя из ВТО, постараться или обойти нормы ВТО, или/и провести одновременные переговоры в рамках ВТО по частичному пересмотру условий членства. Кроме того, инициировать скорейшее вступление в ВТО стран Таможенного союза.
Последний пункт, видимо, является пока крайним звеном в цепи допущений: «Если не это, то…»
Что делать Украине, если окажется невозможным выполнить и этот последний пункт, пока неизвестно, так как по открытым высказываниям представителей украинской власти реконструировать позицию политического руководства на этот случай пока невозможно.
И все же определенно ясно следующее. Украина вошла в ВТО при Ющенко и перекладывание новым руководством ответственности за этот шаг на ушедшего президента, без постановки вопроса о замораживании членства в ВТО, видимо, является для представителей некоторых бизнес-структур в правительстве и в Партии регионов формой ухода от принципиального выбора окончательного направления экономической интеграции.
Описанная стратегия предполагает некоторый запас для экономического сближения Украины с РФ и Таможенным союзом. Она позволит Украине в ближайшей перспективе, не вступая в Таможенный союз, эффективно развивать взаимодействие с РФ в важнейших отраслях.
Однако попытки Украины наладить взаимовыгодное экономическое сотрудничество с РФ даже в среднесрочной перспективе, оставаясь членом ВТО, могут привести к тому, что цена пребывания Украины во Всемирной торговой организации может оказаться чрезмерно высокой.
Виктор ПИРОЖЕНКО, ОДНА РОДИНА
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |