Украинское сельское хозяйство – это традиционно «остров невезения». Если не жарко, так холодно, если не бесснежная зима, так ледовая корка. Два года подряд ругали наших аграриев, что они выращивают зерно низкого качества, даже называли нас «страной большого комбикорма», а в этом году, если кто и поднапрягся с сортностью, так в мире оказался избыток пшеницы. Не повезло…
У сельского хозяйства Украины есть две главные проблемы: большой и маленький урожай. И то, и другое приносит хозяйствам убытки. В 2007 году Украина собрала лишь 29,3 млн. тонн зерна (с учетом кукурузы), что на 14,5% меньше по сравнению с урожаем 2006 года. С голоду не опухли, но пришлось ограничить экспорт, по поводу чего между органами власти и экспортерами шла длительная позиционная война.
В 2008 году все переменилось: страна вышла на рекорд. Собрали около 48 млн. тонн. Радовались в основном чиновники. Крестьянам было не до празднования: оказалось, что зерно, во-первых, не ахти (почти все сорта пшеницы, кроме элитных, оказались низкого класса); во-вторых, негде его хранить – элеваторных мощностей не хватает.
Но самое основное – это то, что на «острове невезения» к тому моменту перевелись потребители некачественного зерна – "рогато-копытные друзья человека". Поскольку в предыдущие годы урожай был низким, выращивание скота на мясо стало убыточным, и скот основательно вырезали. Потому кушать собранное в изобилии кормовое зерно в Украине было некому.
В прошлом кризисном году собрали 46 млн. тонн зерна. Урожай неплохой. Часть вывезли, часть заложили на хранение. Вроде бы как-то выкрутились. Хотя предыдущее правительство целенаправленно «зажало» НДС экспортерам. В результате крупные компании перешли на такую форму закупки зерна, когда проблемы с НДС падают на плечи аграрных предприятий и мелких отечественных посредников. И это ухудшило рентабельность последних.
В нынешнем году ожидают примерно столько же (плюс-минус миллион тонн ввиду погодных условий), сколько и в прошлом. Но зато прибавились новые проблемы, от которых зависит качество зерна: в стране исчезли пестициды.
Дело в том, что в конце прошлого года уходящее правительство Юлии Тимошенко издало постановление №1406 от 23.12.2009 «Об утверждении перечня товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию, и квот на 2010 год». Но начались выборы и связанные с этим разочарования для тогдашней команды, и о постановлении просто забыли.
В течение двух первых месяцев 2010 года не утверждена согласовательная процедура, и, соответственно, импортеры не имели возможности получить лицензии. При этом важно помнить, что сами мы пестициды практически не производим: 90% средств защиты растений – импорт. И его просто не завезли из-за бюрократического казуса.
Можно было бы позлорадствовать по поводу того, что транснациональные компании-поставщики остались без прибыли, если бы речь не шла об урожае. А он имеет шансы, только освободившись от ледовой корки, стать добычей всех видов вредителей, изголодавшихся за зиму. И если пестицидов и дальше не будет, то значительная часть урожая окажется в той или иной мере испорчено.
«Однозначно, если ситуация в самое ближайшее время – в течение двух-трех недель – не изменится, то фермеры не получат пестицидов в том объеме, который им необходим для нынешнего года. Соответственно, урожая в запланированных объемах не будет.
Минимальный прогноз падения урожайности – это минус 30%, при этом под большим вопросом оказывается качество. Согласно прогнозам метеорологов, на юге страны на этой и следующей неделе ожидается +8 – то есть урожай там уже нужно обрабатывать.
Ситуация касается абсолютно всех культур – и зерновых, и подсолнечника, и сахарной свеклы, и кукурузы. Ведь вопрос не в одном препарате или пестицидах – для нас это проблема глобальная. При таких условиях Украина рискует стать страной большого комбикорма», – считает руководитель отдела поставок копании Bayer Crop Science Светлана Слатина.
Не радует и погода. По данным Госкомстата, в Украине под урожай 2010 года засеяно озимыми культурами, включая рапс, 10,1 млн. га. Под озимой пшеницей площади составляют почти 6,7 млн. га, ячменем – почти 1,6 млн. га (на 25,4% больше, чем в прошлом году). При этом посевы озимого рапса сократились на 1,4% и составили 1,4 млн. га, под рожью – на 38,1%, до 300 тыс. га.
На 11 марта под ледяной коркой находилось почти 0,77 млн. га, или 9,1% посевов. В Министерстве аграрной политики отметили нехороший прогресс: неделей ранее под ледяной коркой находилось 7,2% посевов озимых. Правда, пока гибель озимых зафиксирована только на 1,6% площадей, но на 4 марта цифра была еще ниже – 0,3% площадей.
В то же время на 86,5% площадей, или почти на 7,3 млн. га, озимые зерновые остаются в хорошем и удовлетворительном состоянии, а на 1,1 млн. га, или на 13,5%, – слабые и изреженные. Одна из самых сложных ситуаций – на Луганщине. Здесь около 20% площадей озимых под угрозой вымерзания. 22,4% озимого рапса – в плохом состоянии.
Тем временем, согласно выводам иностранных аналитиков, в первую очередь – специалистов министерства сельского хозяйства США, в мире наблюдается снижение потребления пшеницы из-за кризиса и рост запасов из-за высокого производства.
Предполагается, например, что переходящие запасы пшеницы в 2010 году достигнут 196 млн. тонн – это почти на 20% больше, чем в 2009-м и на 60% – чем в 2008-м, когда украинские зернотрейдеры получали на продовольственном зерне суперприбыли.
Вопрос, куда продавать, тоже стоит перед Украиной достаточно остро. Операторы рынка считают, что из-за «астенической» реакции прежнего руководства МинАПК на претензии египетской стороны к качеству нашей продукции, мы фактически утратили этот рынок. А ведь Египет традиционно и в больших объемах закупал нашу пшеницу, причем, на государственном уровне.
Именно госзакупщики, предъявив претензии к качеству нашего экспорта, первыми отказались от украинской пшеницы. А «частники» только последовали их примеру. Теперь вернуться на освоенный ранее египетский рынок у нас шансов нет.
Так же «отвалились» и другие некогда активные покупатели. Например, Филиппины, которые охотно поглощали наш фураж и, можно считать, спасли аграриев от убытков. Или Индонезия. В Европе практически утрачен рынок Испании: там и вовсе потеряли бывалый интерес к нашему зерну.
Впрочем, операторы в частном порядке говорят, что плакать по поводу египетского и остальных рынков они бы не стали.
«Сейчас хорошо покупают зерно в Тунисе, который стал чуть ли не главным покупателем, заменив Египет», – поделились с нами инсайдерской информацией.
В целом же зерновые бизнесмены говорят, что выход для нас – это продвигаться дальше в Африку, причем, опережать на данном направлении основных конкурентов – Европу и Казахстан. В качестве перспективных покупателей называют Кению и Эфиопию. А на азиатском направлении – Вьетнам и Бангладеш. Это те регионы, куда, скорее всего, может ринуться зерно 2010 года, если его не «спугнут» по дороге.
Галина Акимова, Версии
Комитет