МУДРОЕ ВСЕГДА
Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидуумов. Томас Карлейл.
Бедность - корень всех беспорядков в стране. Мо-цзы.
  ГЛАВНОЕ СЕГОДНЯ  
ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   ПОЛИТИКА   НАШ ИЗБИРАТЕЛЬ   СУД & ДЕЛО   СЛУХИ   ЗАБОРНЫЙ ЧАТ   ФОРУМ   ГАЛЕРЕЯ   БИЗНЕС  
NED: Имя им Легион

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
Чужие в Украине: Дети Грантов

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Евреи и создание третьего Рейха

Части: 1, 2
ОБЫКНОВЕННЫЙ СИОНИЗМ

Части: 1, 2, 3, 4, 5
ЕВРЕЙСКИЕ ДИВИЗИИ СТАЛИНА

Части: 1, 2
WIKILEAKS: США О КОМИТЕТЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ДОНБАССА

Части: 1
Новости@mail.ru:

АНДРЕЙ ЮЩЕНКО – ПЕРСОНАЖ И «ЛЕГЕНДА»
Часть 1 | Часть 2
ФСБ ОБЛИЧАЕТ: ОУН-УПА – ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ

Части: 1, 2, 3
ЙА – БЛОНДИНКО? НЕТ, Я СЕКРЕТАРЬ!

Часть 1 | Часть 2

ЦЕНТР политического прогнозирования UA-PRAVDA





Одесская  Общественная Организация 'Единое Отечество'






Версия для печати БИЗНЕС
УКРАИНА: БЮДЖЕТНАЯ ФИНИТА

Впервые за последние десять лет Украина вступает в новый год без госбюджета. Кабмин и оппозиция обвиняют друг друга в попытке срыва выборов — без главной финансовой сметы страны законно профинансировать избирательный процесс невозможно. Но, издав некое постановление, Кабмин умудряется перечислить первый транш ЦВК. Печатание бюллетеней началось.

Основная проблема провала бюджетного процесса, очевидно, в другом: принимать план казны невыгодно ни одной из противоборствующих сторон. Страну готовят к радикальному урезанию бюджета после выборов, кто бы ни стал их победителем. Крах национальной экономики властям уже будет нечем, да и незачем скрывать.

То, что Кабмин с самого начала не был настроен принять бюджет вовремя, стало понятно после постановления «О регулировании государственных трат в связи с отсутствием бюджета». Оно было принято более месяца назад.

Каждая из противостоящих команд — Партия регионов и БЮТ, рассчитывая на победу, наверное, все-таки понимает: до окончания кампании лучше не иметь бюджета вообще, чем принять документ с предвыборными обязательствами, выполнить которые заведомо невозможно.

А вот подвешенная ситуация, хоть и чреватая серьезными рисками для экономики, в целом выгодна обоим участникам гонки. В проблемах, с которыми, возможно, еще только столкнется страна до окончания второго тура, они могут успешно обвинять друг друга.

Дело в том, что, судя по положению дел в Госказначействе, где сосредоточены все бюджетные деньги, у государства, похоже, уже начались весьма серьезные трудности и кассовые разрывы. Бюджеты всех уровней впадают в ситуацию, когда власти уже не в состоянии вовремя осуществлять большинство обязательств, включая социальные.

Имитация устремления

В последний раз страна вступала в новый год без госбюджета в 2000-м, во время премьерства Виктора Ющенко и, кстати, вице-премьерства Юлии Тимошенко.
(До этого в аналогичной ситуации страна была несколько раз в лихие 90-е. Например, в бытность премьером Павла Лазаренко). Правда, тогда проблема была больше организационная — 17 февраля 2000 г. ВР принимала первый в истории Украины бездефицитный бюджет.

Жизнь без госбюджета оборачивалась, как правило, скверными последствиями: мало того, что финансирование социальных стандартов и прочих расходов осуществляется по принципу 1/12 на каждый месяц от параметров года предыдущего
(то есть без индексации зарплат и пенсий), но и все движение денег в государственной казне происходит не по строгой бюджетной росписи, а находится в ведении единственного распорядителя счетов Госказначейства — премьер-министра. Часто подобные прецеденты заканчивались громкими коррупционными скандалами.

Итак, в конце ноября Рада отказалась поддержать в первом чтении проект бюджета на 2010 г., поданный Кабмином. Та же участь постигла и госпрограмму экономического и социального развития страны на 2010 г., внесенную в пакете правительством.

С этого момента Кабмин не особо пытается договориться, хотя вплоть до последних дней 2009 г. оставался шанс принять хоть какой-то документ
(как правило, в последние дни года за истекшие 10 лет это депутатам все-таки удавалось).

Взяв проект госбюджета к рассмотрению, парламент вскоре принял решение вернуть его на доработку в Кабмин. Правительство в свою очередь формально сослалось на нормы Бюджетного кодекса, объявив, что принятый Радой проект Кабмину возвращать незаконно. Сам же парламент указывает на то, что проект разработан на основе норм Бюджетного кодекса, которые были ветированы президентом. И, стало быть, в силу не вступили.

Отвергнутые Виктором Ющенко нормы касались усиления централизации распределения бюджетных денег, а также предоставления правительству права сверхпланово осуществлять займы и вообще корректировать госдолг без разрешения на то Рады.

В кабминовском варианте госбюджета заложено серьезное повышение налогооблагаемой базы. Почти нет норм по поддержке малого и среднего бизнеса, зато есть планы поддержать банки новыми крупными вливаниями. Ряд статей проекта предлагают очень серьезно расширить полномочия Государственной налоговой администрации (ГНАУ).

Все виды задолженности юрлиц признаются налоговым долгом, и ГНАУ со следующего года предписывалось проводить массовые судебные разбирательства с должниками вплоть до рассмотрения дел в Верховном Суде. Наконец, ужесточены правила получения предпринимателями права работать по упрощенной системе налогообложения.

Расходы в проекте бюджета-2010 — 324 млрд. грн. При прогнозном росте ВВП на 3,7% доходная часть госбюджета предложена на уровне 285 млрд. грн., дефицит — 3,9% ВВП
(около 46 млрд. грн.). Тут, пожалуй, один из самых интересных пунктов кабминовского проекта.

Покрытие дефицита бюджета предлагается снова осуществлять за счет внешних займов (15,5 млрд. грн.), а также доходов от приватизации (10 млрд. грн.). Все остальное покрывать за счет внутренних займов. Их сумма выглядит астрономической — около 120 млрд. грн.

Парламентарии уловили нестыковку. Учитывая отказ МВФ сотрудничать с Украиной
(даже если фонд вернется, у него для нашей страны остался последний транш — $3,8 млрд.), высокую нагрузку по обслуживанию в следующем году уже полученных кредитов (это не менее 22—25 млрд. грн.), реальный дефицит госказны в правительственном варианте достигнет не 4% ВВП, а перешагнет далеко за 10%. Проще говоря, формальных поводов Кабмин представил депутатам предостаточно.

Тайна исполнения

О том, что страну ждет после выборов, стало понятно, когда в последние дни декабря раскрылись некоторые подробности общего положения дел в казне. О степени серьезности ситуации говорит, например, тот факт, что уже буквально на днях Кабмин впервые в существующей практике приказал на неопределенное время заморозить все средства местных органов самоуправления на счетах Госказначейства.

Десятки миллиардов гривен местных бюджетов правительство решило использовать для кредитования единого казначейского счета. То есть на централизованные нужды. Выходит, в казне уже было пусто?

Как ни странно, но приказ совпал с началом сильных снегопадов. Не имея возможности в течение последних недель снять со счетов хотя бы часть денег, когда разразилась снежная стихия, региональные коммунальные службы оказались просто парализованными. Они не смогли вовремя закупить горюче-смазочные материалы и элементарно вывести на дороги снегоочистительную технику.

Очевидно, по этой причине основные транспортные магистрали страны в период обильных снегопадов были впервые заблокированы. Причем в некоторых регионах — на несколько суток, пока снег сам не начал таять.

Еженедельные вояжи чиновников в штаб-квартиру МВФ в Вашингтоне, очевидно, пока не дают результатов. Вояжи не прекращаются. Но оставшуюся часть транша фонд пока отказывается давать. Однако в последние дни декабря стало известно, что ЮВТ пытается добиться разрешения фонда перераспределить средства предыдущих траншей.

То есть начать использовать на нужды бюджета ни много ни мало валютные ресурсы Национального банка — последнюю «заначку» государства, предназначенную на поддержание внешнеторгового баланса и национальной валюты.

Как известно, после того как МВФ осенью 2008 г. принял решение о выделении Украине кредита в размере около $17 млрд., из трех траншей на общую сумму около $11 млрд. первый
($4,5 млрд.) в ноябре 2008 г. получил только НБУ.

Однако уже второй ($2,8 млрд.) в мае 2009-го был поделен между НБУ и правительством пополам. Третий ($3,3 млрд.) в августе целиком попал на счета Кабмина — правительству предстояло как-то перекрывать растущие дыры в казне, рассчитываться за российский газ и т. д.

По мере того как чиновники НБУ и Госказначейства в последние недели стали понемногу выходить на публику, предупреждая о критичности ситуации в казне, секрет выполнения
(а иногда и перевыполнения) Кабмином плана поступлений в бюджет в этом году стал очевиден: в доходы зачислялись не только собранные наперед налоги, просроченный НДС или 800 млн. грн. залога от неудавшейся приватизации Одесского припортового завода (залог, оказывается, до сих пор не вернули), но и все заемные деньги, поступавшие от МВФ. Это идет вразрез с действующими нормами, но дело даже не в этом.

Например, в ноябре Кабмин отчитался о выполнении плана на сумму более чем 31,2 млрд. грн. Без учета зашедших в бюджет денег МВФ в месячной росписи реальная
«дыра» достигает 41% плана поступлений.

Месяц назад Кабмину каким-то чудом удалось уговорить НБУ конвертировать полученные SDR 1,3 млрд.
($2,1 млрд.) и перевести их на казначейский счет. Но в декабре с плановыми поступлениями в 31,8 млрд. грн. аналогичную «оборудку» уже вряд ли удастся повторить. Новых свободных кредитных денег просто нет. И так почти каждая вторая гривня в госбюджете — заемная.

Поэтому сейчас на встречах в Вашингтоне посланники ЮВТ, по данным издания
«Коммерсант-Украина», заняты одним: они уговаривают фонд дать добро хотя бы на перераспределение предыдущих траншей, остающихся в резервах НБУ (там пока около $27 млрд.). Если это и вправду так, положение аховое.

Близкий финал

По разным оценкам, озвученным в последнее время, за вычетом авансовой уплаты налогов, невозмещенного НДС и записанных в доходы кредитов МВФ реальная «дыра» в госбюджете, то есть дефицит казны, который непонятно чем перекрывать, может перевалить в этом году за 15%.

Кстати, из-за изъятия колоссальных сумм из экономики
(НБУ это делает через ужесточение нормативов к банкам, а Кабмин — собирая наперед налоги и удерживая НДС) в последние месяцы и случилось укрепление гривни. Правда, цена этого укрепления непомерно велика: собирая деньги авансом и задерживая НДС, правительство лишает бизнес оборотных средств. А нынешний денежный голод закладывает проблемы для всей экономики уже на среднесрочный период.



Таким образом, выполнение бюджета в этом году по большей части происходило на бумаге. А если учесть, что по сравнению с прошлым годом реальных доходов меньше даже в абсолютных цифрах (хотя в плане — больше), в последнем месяце 2009 г. и первые месяцы 2010-го (многие налоги собраны, уже включая весенние месяцы) дефицит казны, очевидно, начинает зашкаливать.

Кабмину, как видим, приходится кардинально сокращать расходы по многим бюджетным программам, в том числе идти на неслыханные меры, никаким законом не прописанные, — перекрывать движение денег региональным властям. Если до сих пор проблемы бюджета и экономики в целом можно было маскировать кредитами МВФ, отныне они одна за другой начинают всплывать на поверхность.

Потратив львиную долю средств фонда, Украина в следующем году может столкнуться с ситуацией, когда деньги будут нужны вновь, но взять их будет негде. За последние два года работы действующего правительства госдолг и так вырос в долларовом эквиваленте более чем в два раза — до $35 млрд., а в пересчете на гривню — втрое, до 279 млрд. грн.

Нынешний Кабмин набрал кредитов больше, чем все предыдущие правительства вместе взятые. А с учетом корпоративных долгов страна давно за пределами безопасного лимита обязательств. При этом многие, особенно внутренние государственные долги (ОВГЗ), взяты на очень краткие сроки и под крайне высокие проценты (около 20—30%). Погашать их нужно уже к концу весны.

Патовая ситуация складывается во многих отраслях, которые так или иначе касаются сферы государственных финансов — от Пенсионного фонда до
НАК «Нафтогаз Украины». Действующее правительство в любом случае оставляет преемникам новые цены на газ, значительно превышающие нынешние. Если в 2009 г. средняя цена топлива для Украины составила $240 за 1 тыс. куб. м, то в 2010-м она вырастет до $320—330.

Уже в первом квартале страна столкнется со скачком цен на газ сразу почти на $100. С учетом выросшей разницы между доходами от транзита и расходами на закупку газа для
НАК «Нафтогаз Украины» придется изыскивать дополнительно $4 млрд. Либо разрабатывать некую кардинально новую энергетическую стратегию и пытаться передоговориться с Россией.

Ибо в условиях кризиса «европейские цены» будут не по силам ни для отечественной металлургии, ни тем более для химии — до недавнего времени главных двигателей украинской экономики.

Так или иначе, но сейчас страна оказывается в состоянии не просто бюджетного кризиса, при котором ее финансовую смету не могут принять по каким-то чисто политическим причинам.

Ситуация больше похожа на крушение всей системы государственных финансов, в результате которого новой власти придется неминуемо идти на самые непопулярные меры. Страна только вступает в эпоху похмелья — выживания после кредита.

Юрий ЛУКАШИН, «2000»

Комитет

 


Версия для печати Обсудить на форуме (0)
Nick: Сообщение:
НОВОСТИ
Понедельник, 18.03
Воскресенье, 17.03
Среда, 06.03
Четверг, 29.02
Среда, 28.02
Вторник, 27.02
Суббота, 24.02
Вторник, 20.02
Понедельник, 19.02
Среда, 14.02
Среда, 29.11
Вторник, 21.11
Понедельник, 20.11
Пятница, 17.11
Среда, 15.11
Вторник, 14.11
НАШ ОПРОС
КАКОЕ ВТОРОЕ ГРАЖДАНСТВО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ?
Российское
Израильское
Американское
Не хочу получать
Я гражданин только своей страны
Не скажу
Ваш вариант
Любое, только не украинское

©komitet.net.ua, 2006