Начиная с весны 2009 года, со стороны Запада в адрес Ющенко и Тимошенко начались сыпаться обвинения в развале экономики страны. Так, в ведущем деловом еженедельнике "The Economist" был осуществлен обзор кризисной ситуации на Украине и сделаны многие критические замечания в адрес «оранжевых» руководителей Украины. В глазах Запада имидж Украины стал «кошмарным»: «Это страна в дефолтном состоянии, заваленная социальными протестами и политическим хаосом, распадающаяся на части. Это первая страна, которая попросила Международный валютный фонд о помощи, её валюта находится в свободном падении, темпы сокращения экономики составляют 9% в пересчёте на год».
СИТУАЦИЯ НА УКРАИНЕ НАКАНУНЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Западные покровители «оранжевого» правительства приложили немало усилий и затратили значительное количество финансовых и информационных ресурсов, чтобы привести к власти Ющенко и Тимошенко. Поддержка нового правительства Западом была беспрецедентно широкой и значительной.
К несчастью для украинского народа, это имело и свои отрицательные последствия. Активно развивающиеся тесные связи с Западом и следование Украины в фарватере западной политики привели к тому, что, начиная с осени 2008 года, мировой экономический кризис серьёзно задел и Украину.
Став во главе Украины, Ющенко и Тимошенко не сумели проявить высокие профессиональные качества руководителей, столь необходимые на таких ответственных постах. Знаний в экономике ни у них самих, ни у их команды не хватило не только на проведение реформ, но даже и на анализ ситуации в экономике Украины, чтобы правильно понять характер происходящих в экономике событий и господствующих тенденций.
Несмотря на все клятвы о приверженности рыночной экономике, Ющенко и Тимошенко продемонстрировали полное непонимание рыночных механизмов. По сути, экономика Украины и народ стали основной пострадавшей стороной во множестве конфликтов, авторами которых является оранжевый дуэт.
Несомненно, что экономика и население Украины стали заложниками ориентации «оранжевых» во всех вопросах исключительно на Запад, а также слепой их веры в неограниченную поддержку Западом своего политического курса. Ющенко и Тимошенко слишком рано и преждевременно стали считать Украину составной частью Запада, НАТО и западной экономики, подтверждением чему явились бесконечные конфликты и скандалы с Россией.
Однако для такой самоуверенности явно не было никаких оснований.
Вместо того, чтобы сформировать баланс гармоничных и взаимовыгодных отношений как со своим восточным соседом, так и западными партнёрами, и выгодно использовать удачное стратегическое положение Украины на пути потоков российских энергоресурсов в Европу, в угоду Западу «оранжевый дуэт» максимально осложнил экономические отношения с Россией.
У «оранжевого» правительства отсутствовал последовательный курс на поддержание долгосрочного экономического роста. Так и не были сформулированы задачи развития самостоятельного украинского экономического потенциала.
Впрочем, всё начиналось для них вполне мажорно. На протяжении нескольких лет, вплоть до осени 2008 года, украинская экономика демонстрировала уверенный рост по причине благоприятной конъюнктуры внешнего рынка и высокого внутреннего роста. Несмотря на то, что на Западе почти год развивался глобальный экономический кризис, Украина оставалась в стороне. Правительство надеялось, что собственные возможности и западная помощь сумеют быстро погасить первые кризисные явления уже в самом их начале.
Первые 9 месяцев 2008 года экономика демонстрировала устойчивый рос на уровне 6,3% в годовом исчислении, инфляция снижалась, а бюджет страны был профицитным. Объёмы экспорта росли быстрыми темпами, которые достигали 50% в год. Валютные резервы Украины осенью 2008 года составляли 37 млрд. долларов США.
Правительство было уверенно, что экономике Украины автоматически и уже на постоянной основе стали присущи высокие темпы роста всей мировой экономики. Массовая интервенция западных банков и международных спекулянтов на финансовый рынок привела к изобилию денег и получению кредитов большим количеством юридических и физических лиц. Население Украины стало радостно и стремительно брать кредиты и влезать в долги перед банками.
Такая ситуация создала иллюзию процветания Украины, что не соответствовало действительности. Жертвой этой иллюзии стало и правительство «оранжевых».
ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА УКРАИНЕ
Экономика Украины ориентирована на экспорт, но в условиях кризиса объёмы экспорта резко снизились. Как пишет ведущая британская газета "Financial Times" в своей недавней статье от 17 ноября 2009 года «Election fever threatens feeble Ukraine recovery (Предвыборная лихорадка угрожает пока еще слабому выздоровлению украинской экономики)» осенью 2008 года резко упал спрос и мировые цены на продукцию основной экспортной отрасли экономики Украины - черной металлургии, что привело к падению поступлений валюты и девальвации гривны на 40%.
Следом практически прекратил свою деятельность банковский сектор, что также дополнительно было вызвано кризисом банковской системы Западе (западные банки владеют 40% украинских банков).
Начался спад в промышленном производстве, торговле и строительстве.
В 4-м квартале 2008 года совокупный ВВП Украины сократился на 8%, объём промышленного производства сократился на 25%. Наиболее глубокий спад наблюдался в экспортно-ориентированных отраслях - металлургии и химической промышленности. Спад составил соответственно 40% и 30% в годовом исчислении.
В 1-м квартале 2009 года негативные тенденции продолжились, а темпы спада увеличились. Только в течении 1-го квартала 2009 года в металлургии спад составил 43%, в химической промышленности - 39%. Как следствие падения реальных доходов населения, остановки деятельности банков, девальвации гривны стремительно снизился спрос населения на продукцию украинских производителей.
Положение населения также ухудшилось. Кризисный период отмечен высокими темпами снижения средней зарплаты. По данным аналитиков банка UniCredit, летом 2009 г. почти каждый третий украинец оказался не в состоянии оплатить свои кредиты.
Одновременно в такой же ситуации оказались ряд стран (среди них - Китай, Россия), но, в отличие от них, Украина была дополнительно обременена значительными государственными обязательствами перед Западом.
«Оранжевые» надеялись, что Запад будет продолжать нянчится с ними и постоянно приходить на выручку. Однако вскоре выяснилось, что в условиях собственной борьбы с кризисом Запад начал считать Украину своей экономической обузой. Отныне вместо улыбающихся западных политиков «оранжевым» пришлось иметь дело с западными финансистами и банкирами. И оказалось, что экономические просчёты правительства «оранжевых» никто на Западе вовсе не собирался прощать.
Чем тяжелее становилась экономическая ситуация на Украине, тем жестче становилась критика со стороны Запада. Для Ющенко и Тимошенко это стало полной и неприятной неожиданностью.
Начиная с весны 2009 года, со стороны Запада в адрес Ющенко и Тимошенко начались сыпаться обвинения в развале экономики страны. Так, в ведущем деловом еженедельнике "The Economist" от 23 апреля 2009 года в статье с ироничным названием «The Victor and Yulia show, continued (Шоу Виктора и Юлии, с продолжением)» был осуществлен обзор кризисной ситуации на Украине и сделаны многие критические замечания в адрес «оранжевых» руководителей Украины.
The Economist утверждает, что в глазах Запада имидж Украины стал «кошмарным»:
«Это страна в дефолтном состоянии, заваленная социальными протестами и политическим хаосом, распадающаяся на части. Это первая страна, которая попросила Международный валютный фонд о помощи, её валюта находится в свободном падении (девальвация составила 40%), темпы сокращения экономики составляют 9% в пересчёте на год.
...Однако население больше не выходит на демонстрации, потому что его доверие правительству находится на самом низком уровне.
...Путем насильственной отправки людей в отпуска и сокращения зарплаты удалось сдержать рост безработицы.
...Надежды на промышленность нет, остается надежда на то, что сельское хозяйство сможет компенсировать падение и обеспечить возможный рост».
В течение 2009 года произошло вливание нескольких миллиардов долларов США в экономику Украины за счёт средств МВФ. Это позволило стабилизировать экономическую ситуацию, но не помогло решить ни одну из проблем. Более того, правительство «оранжевых» оказалось заложником борьбы за власть, и было вынуждено выполнить ранее обещанные населению социальные льготы, хотя экономика Украины и не была рассчитана на такие нагрузки, отмечал тогда "The Economist".
Да никто в тот период всерьёз и не занимался борьбой с кризисом. «Мы были больше завязаны на тему выборов, чем на тему реформ», - процитировал журнал Анатолия Кинаха, видного политика и бывшего министра «оранжевых».
Поэтому осенью 2009 года в экономике Украины вновь начали доминировать негативные тенденции.
Как пишет "The Economist", в соответствии с требованиями и условиями МВФ, основные средства были направлены на укрепление банковской системы, а не реального сектора. Были спешно увеличены капиталы крупнейших банков. Правительство по требованию МВФ усилило фискальные меры, включая увеличение пошлин на алкоголь и табачные изделия, повышение цены на газ для обеспеченных слоев населения. Однако никакого улучшения ситуации в экономике Украины не произошло.
АКТУАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ НА УКРАИНЕ
По мнению западных обозревателей, Украина вошла в число тех стран мира, которые больше всех пострадали от экономического кризиса. Это, в частности, утверждает ведущая британская газета "Financial Times" в упомянутой выше статье от 17 ноября 2009 года «Election fever threatens feeble Ukraine recovery».
По мнению Запада, чем значительнее для Украины последствия экономического кризиса, тем сложнее придётся их преодолевать.
Последние данные свидетельствуют о едва наметившемся росте экономики Украины. В октябре 2009 года объём промышленного производства превысил уровень сентября на 5%. Стали более оптимистичными последние прогнозы о падении экономики Украины по итогам 2009 года. Так, прогнозируется снижение ВВП только на 15% вместо ранее озвученных 20,3%. Однако в целом показатели начала 2009 года пока не восстановлены.
Экономический кризис и неспособность действующей (номинально) высшей украинской власти предложить реальный план по выходу из последствий кризиса привёл уже к тому, что эта тема стала объектом политических спекуляций со стороны многочисленных политических сил на Украине, приводя к ещё большему расколу общества и государства.
Как стало известно в начале ноября 2009 года, за два месяца до намеченных президентских выборов, Международный валютный фонд приостановил сотрудничество с Украиной и заморозил дальнейшее предоставление средств. Директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан заявил, что возобновление программы возможно только после завершения президентских выборов. Страна осталась без 4 миллиардов долларов кредита МВФ, на которые очень рассчитывало правительство. Взять необходимые деньги негде, так как другие инвесторы последовали примеру МВФ.
Международный валютный фонд недоволен тем, что Украина не выполняет взятые на себя обязательства. Дело в том, что МВФ выступает против чрезмерного повышения на Украине минимальной зарплаты. Данное условие было зафиксировано в совместном протоколе Украины и МВФ. Отсрочка предоставления кредита вызвана вступлением в силу закона о повышении минимальной зарплаты и прожиточного минимума. Эксперты признают, что теперь будет остановлено финансирование ряда несоциальных статей бюджета, а давление на гривну усилится.
По словам главы миссии МВФ в Украине, принятие подобного закона вызовет ускорение инфляции, увеличение нагрузки на госбюджет и сокращение числа государственных служащих. Поскольку Виктор Ющенко уже подписал соответствующий закон, получается, что к мнению фонда не прислушались. Понимая всю подоплеку решений власти, глава МВФ заявил агентству Reuters, что фонд возобновит сотрудничество с Украиной только после президентских выборов.
Украина же смогла рассчитатся с Россией за октябрьский газ только с помощью SDR (специальные права заимствования), т.е. квоты Украины в МВФ. Это последняя возможность воспользоваться средствами МВФ, поскольку следующий транш кредита Украина до выборов не получит.
В свою очередь, в Национальном банке Украины встревожены тем, что власти прибегают к самым крайним мерам погашения долгов.
"Квота страны в МВФ - это средства на черный день. Кроме Украины, к конвертации своей квоты в твердую валюту прибегало только одно африканское государство",- сообщил СМИ источник в НБУ.
Впрочем, специальные права заимствования - это тоже кредит, и по нему Украине также необходимо будет уплатить проценты МВФ.
"The Economist" признает: Запад сделал вывод, что «никто из украинских политиков так и не дошёл до выполнения обещаний «оранжевой» революции. В действиях Тимошенко чувствуется популизм. Она мало что сделала в поддержку долгосрочных реформ...
...Ющенко же клялся в своей приверженности к либерализму. На деле же он накладывал вето на многие проекты законов, в частности, по приватизации.
...Это привело к разочарованию избирателей, 20% которых намерены голосовать «против всех».
О грандиозном разочаровании среди некогда ярых сторонников Ющенко на Западной Украине пишет ведущее издание США "The New York Times" 19 ноября 2009 года в статье «На Украине эйфория 2004 года превратилась в отчаяние (In Ukraine, '04 Euphoria Has Turned to Despair)».
«Они совершили «оранжевую» революцию, но ничего не решили. Мы были бедны тогда, и всё ещё остаёмся бедными. Единственная причина, по которой мы пойдём голосовать - это чтобы никто не проголосовал вместо нас», - сказал корреспонденту житель Ивано-Франковска, которому задерживают зарплату уже три месяца.
Вместе с тем, отсутствие доверия населения означает одно, а именно: что Ющенко и Тимошенко сумели создать в своём лице мощное препятствие на пути столь необходимых Украине экономических реформ.
МВФ уже сделал вывод, что его политика на Украине подвергается чрезмерному политическому риску.
22 августа 2009 г. глава Всемирного банка Мартин Райзер заявил, что ситуация в экономике Украины оказалась хуже прогнозов. Проблемы в реальной экономике Украины оказались значительно серьезнее, чем прогнозировалось в январе 2009 года.
Райзер подчеркнул, что, в связи с проблемами в реальной экономике Украины, велика вероятность того, что потребность в дополнительном капитале банков будет еще большей.
«Придется увеличивать отчисления в резервы, уровень плохих кредитов, очевидно, будет выражаться двузначными цифрами. Поэтому банкам понадобится дополнительный капитал. И здесь предстоит очень много поработать как банкирам, так и регуляторам», - подчеркнул он.
По его словам, в связи с этим специалисты ВБ и Международной финансовой корпорации (IFC) серьезно работают над пересмотром условий реструктуризации корпоративных долгов, над упрощением процедур банкротства в корпоративном секторе, улучшением корпоративного управления в учреждениях.
Глава экономического форума украинцев А.Новак заявил, что за последний год правительство набрало в 22 раза больше долгов, чем все предыдущие правительства.
«Мы с очень высокой динамикой берем кредиты, в то время как в стране экономический спад. Это означает, что в последующих годах реальное состояние экономики не сможет обеспечить в достаточной степени возвращение этих долгов».
Ющенко уже заявил о приближении Украины к дефолту.
Эдуард Семенов, Русский обозреватель
Комитет