Версия для печати
БИЗНЕС
NABUCCO + NORD STREAM + SOUTH STREAM… А ГДЕ ГТС УКРАИНЫ?
Если в украино-российских взаимоотношениях возобладают нотки не только прагматические, но и гуманистические, этот союз может удивить мир своей стабильностью и эффективностью. Разве не имеет смысла попробовать?! Может, эта попытка станет нормальной задачей для нового президента Украины?.. Когда речь заходит о делах энергетических, нужно всем держать ухо востро. И это не просто «красное словцо», а жестокая реальность… Все помнят газовый кризис, разразившийся в начале 2009 г. Эксперты Европейского союза практически единодушно считали перебои с поставками газа в Европу результатом политического спора между Украиной и Россией. ЕС пытался активно участвовать в достижении договоренностей между Киевом и Москвой. Договоренности были достигнуты, и ЕС озаботился проблемами собственной энергетической безопасности, понимаемой как возможность независимости от поставок энергоресурсов из ограниченного круга источников и с помощью ограниченного количества «транзитеров». Так, после предварительных консультаций 23 марта 2009 г. в Брюсселе на конференции по вопросам модернизации украинской ГТС был подписан меморандум «О модернизации ГТС Украины». Меморандум был подписан между ЕС и Украиной, которая пообещала создать прозрачный газовый рынок, при этом Россия практически была исключена из обсуждения вопроса. И хотя меморандум является всего лишь декларацией о намерениях, сам факт его подписания вызвал негативную реакцию со стороны России. Тогда российские политики не заставили себя ждать с оценкой сложившейся ситуации. 31 марта 2009 г. на встрече с канцлером Германии Ангелой Меркель президент России Дмитрий Медведев заявил: «Если украинские партнеры посчитали правильным продолжить диалог без участия России, мы, конечно, тоже будем делать для себя определенные выводы, и они уже были сделаны. Речь идет о переносе межправительственных консультаций между Россией и Украиной и принятии иных решений, о которых просят украинские коллеги. А украинские коллеги просят о многом, денег просят, например. Но как же можно давать в такой ситуации деньги, когда мы не можем договориться по одному из самых существенных вопросов. Все это будем учитывать». 3 апреля 2009 г. на встрече с председателем Правительства России Владимиром Путиным глава РАО «Газпром» Алексей Миллер высказал свою точку зрения относительно подписанного меморандума: «У нас единая оценка - этот документ был разработан без участия самых главных игроков на газовом рынке Европы - России, как поставщика, и европейских компаний - крупнейших потребителей российского газа. Наша общая оценка, что такой подход делает данный документ абсолютно нерабочим, на практике его реализовать невозможно». Также глава Газпрома доложил российскому премьеру, что накануне провел встречу с руководителями европейских компаний, являющихся крупнейшими потребителями российского газа - Ruhrgas, Eni, Gas de France. Он отметил, что на встрече обсуждались вопросы прокладки новых газотранспортных маршрутов в Европу, в частности - проекты Северный поток и Южный поток. Алексей Миллер заявил: «Мы абсолютно едины во мнении с нашими европейскими партнерами в том, что эти проекты являются чрезвычайно актуальными для будущих поставок российского газа в Европу. Наши партнеры эти проекты полностью поддерживают». Также глава Газпрома сообщил, что участники встречи договорились «создать рабочую группу, которая соберется через месяц-полтора на таком же высоком уровне для обсуждения вопросов повышения надежности и стабильности транзита газа через территорию стран Европы». По его словам, стороны планируют разработать план мероприятий по повышению надежности поставок российского газа в Европу. Говоря о состоянии проектов Северный поток и Южный поток, Миллер сообщил Путину, что работа по Северному потоку находится на стадии согласования экологических параметров этого проекта с государствами, прилегающими к Балтийскому морю. А по Южному потоку к середине 2010 г. планируется закончить подготовку технико-экономических обоснований, в частности - по морскому участку и сухопутным участкам, пролегающим через территории государств – транзитеров. Уже 6 апреля 2009 г. СМИ сообщили, что РАО «Газпром» формирует собственный европейский альянс в ответ на «брюссельскую декларацию» Украины и ЕС о модернизации украинской ГТС. «Газпром» уже заручился поддержкой немецкого E.On и итальянской Eni - партнерами «Газпрома» по газопроводам Южный поток и Северный поток, по которым российский газ должен пойти в Европу в обход Украины. Также достоянием гласности стало заявление президента Украины Виктора Ющенко, заявившего, что проекты строительства новых газопроводов Южный поток и Северный поток являются «политическими», а Россия никогда не сможет отказаться от транзита газа через Украину. Вследствие всего произошедшего разгорелась полемика вокруг выделения ЕС денег на модернизацию украинской ГТС. Так, 16 июня 2009 г. во время визита в Люксембург премьер-министр Юлия Тимошенко озвучила еврокомиссарам желаемую сумму – $5 млрд. 29 июня 2009 г. на совещании в Брюсселе говорили уже о $4,2 млрд. После совещания в Брюсселе Всемирный банк, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк в совместном заявлении поставили условия предоставления кредита Украине. Кредиторы требуют провести коренное реформирование газового сектора, в частности «Нефтегаза». Часть требований дублирует пункты меморандума о модернизации ГТС Украины, подписанного в марте. При этом международные кредиторы отметили, что потребности Украины в дополнительном финансировании не превышают $2 млрд. Таким образом, при всей «европейской привязанности» к поддержке демократии на Украине, на поверку оказалось, что бесплатного сыра классически никто давать не собирается. Авторитетные европейские и американские печатные издания открыто стали обсуждать идею раздела ГТС Украины в обмен на европейские деньги и, по сути, в ущерб интересам России. Сегодня Европа высказывает те же предложения, которые Россия высказывала на протяжении 18 лет, а Украина ассоциировала потерю контроля над «трубой» с угрозой суверенитету. Таким образом, в подтверждение позиций пророссийских политиков и общественных деятелей, «освобождаясь» от «российской зависимости», Украина прямиком следует в объятия зависимости европейской. Соответствует ли это интересам украинского государства, и главное – граждан Украины? С другой стороны, насколько «европейские инициативы» будут способствовать «энергетической безопасности и целям экономического процветания Украины»? Вот в чём вопрос! Многочисленные совещания, консультации и переговоры пока не приносят результатов. Украина как не предпринимала никаких шагов в модернизации ГТС, так и не предпринимает, европейские финансовые институты как не выделяли Украине денег, так и не выделяют. Действия всех сторон носят сугубо декларативный характер. Вот и недавно (в октябре 2009 г.) новоназначенный Посол США на Украине Джон Теффт, выступая на слушаниях в сенате, заявил, что США и Европа готовы помочь Украине в реформировании энергетического сектора: «Экономическое благосостояние Украины зависит от реформы её энергетического сектора. Это область, где Соединенные Штаты и Европа готовы помочь». Но, похоже, заявление Теффта можно перефразировать другими словами: «Благосостояние Украины зависит от самой Украины (помните, спасение утопающих – дело рук самих утопающих), и мы готовы ей в этом помочь … морально…» И проблема здесь не только в «злокозненности» американцев и европейцев, но и, что немаловажно, в росте реального влияния российского фактора на процессы в мировой политике и экономике. И это влияние, оказывается, уже не могут игнорировать не только в Европе, но и в США. Наверное, это следует начать учитывать и представителям украинской правящей элиты. В то же время ЕС предпринял собственные действия в противовес газовым инициативам России. Так, Австрия, Венгрия, Румыния, Болгария и Турция еще в июле 2009 г. подписали соглашение о поставках в Евросоюз каспийского газа, выразив, таким образом, готовность начать финансирование строительства газопровода Nabucco уже в 2010 г., а первые поставки газа по нему планируются уже в 2015 – 2016 гг. Как отреагирует на это Россия? Аналитики констатируют, что основная цель строительства Nabucco – это прежде всего диверсификация поставок газа в Евросоюз. Nabucco позволит ЕС получать из азиатского региона до 10 % годовой потребности газа. Это, по мнению экспертов стран, лоббирующих проект Nabucco, естественно, ослабит позиции России как поставщика газа в Европу. Но и… позиции Украины как его транзитера! Планы по строительству Nabucco указывают на то, что в ЕС не довольны монопольным положением не только России как поставщика газа, но и Украины как транзитера. Очевидно, что ни Украина, ни Россия не смогут эффективно компенсировать негативные последствия от введения нового газопровода в эксплуатацию. Тем более, если не будут заранее совершены некие серьезные превентивные меры, сделаны соответствующие выводы из европейской политики, которая не учитывает интересов ни России, ни Украины, несмотря на все обещанные «кисельные берега и молочные реки». Каждый из планируемых к строительству альтернативных газопроводов (Nabucco, Nord Stream, South Stream) имеют свои недостатки и проблемы с реализацией проектов. Кроме того, Nabucco и South Stream являются прямыми конкурентами. Но в то же время любой из трех газопроводов является конкурентом украинской ГТС. Успешная реализация строительства любого из трех вышеперечисленных газопроводов несет для Украины серьезные угрозы, а именно: - Украина потеряет единственный козырь в переговорах не только с Европой, но и с Россией (сейчас Украина имеет монопольный статус транзитера российского газа в Европу); - она, скорее всего, получит отказ ЕС от инвестиций в модернизацию своей ГТС; - потеряет доход от транспортировки российского газа в Европу. Напрашивается один вывод: в результате из-за непрерывных «газовых конфликтов» и Киев, и Москва понесут огромные убытки (Россия в том числе расходы на строительство новых газопроводов) в противовес доходам, которые обе страны могли бы получить при проведении согласованной политики в газовой сфере. Представляется, что было бы куда более конструктивным, отбросив политические амбиции, вести газовые переговоры исключительно с точки зрения экономической выгоды для обеих стран. При этом, разумеется, учитывать и интересы промышленности, и рядовых потребителей энергоресурсов – граждан обоих государств, которые, слава богу, оказались умнее некоторых политиков и не дошли до состояния полного развода, до конфронтации, близкой к военному противостоянию. Если в украино-российских взаимоотношениях возобладают нотки не только прагматические, но и гуманистические, этот союз может удивить мир своей стабильностью и эффективностью. Разве не имеет смысла попробовать?! Может, эта попытка станет нормальной задачей для нового президента Украины? Справка: Газопровод Nabucco. Протяженность около 3,3 тыс. км. Проектная пропускная способность около 31 млрд. м куб. в год. Предварительная стоимость 8 млрд. евро. Планируемый ввод в эксплуатацию 2015 – 2016 г. По газопроводу Nabucco планируется поставка газа в Европу из Азербайджана, Туркмении, Ирака и Ирана. Газопровод Nord Stream (Северный поток). Протяженность около 1,2 тыс. км. Газопровод должен проходить из России в Европу по дну Каспийского моря. Проектная пропускная способность около 55 млрд. м куб. в год. Предварительная стоимость 8 млрд. евро. Планируемый ввод в эксплуатацию 2012 г. Газопровод South Stream (Южный поток). Протяженность около 1,2 тыс. км. Газопровод должен проходить из России в Европу по дну Черного моря. Проектная пропускная способность около 63 млрд. м куб. в год. Предварительная стоимость 20-25 млрд. евро. Планируемый ввод в эксплуатацию 2017 - 2020 гг. ГТС Украины. Протяженность около 37 тыс. км (протяженность транспортировки российского газа по территории Украины 1160 км). Пропускная способность на выходе с Украины 180 млрд. м куб. в год (в том числе в страны ЕС 140 млрд. м куб. в год). Игорь НЕЧАЕВ, ОДНА РОДИНА
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |