Если у Виктора Андреевича Ющенко руки, по его словам, ничего не крали, то у Юлии Владимировны Тимошенко совсем другая проблема. Ее уши ничего не слышали. Нет, конечно, на бытовом уровне госпожа Тимошенко воспринимает звуки прекрасно. Особенно ей нравится слушать бескорыстных украинских эстрадных исполнителей, которые поют про «серце на білому-білому». А вот к призывам и критике со стороны обычных украинцев Юлия Тимошенко остается глухой.
Недавний случай в Харькове тому лишнее подтверждение. На прошлой неделе премьер-министр Украины Юлия Тимошенко поручила срочно ликвидировать задолженность по зарплате работникам Харьковского коммунального предприятия «Горэлектротранс».
Как сообщила в субботу пресс-служба Кабинета министров, премьер поручила министру труда и социальной политики, министру по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, исполняющему обязанности министра финансов, а также главе Харьковской областной госадминистрации и мэру Харькова предпринять неотложные меры для погашения задолженности по зарплате перед работниками КП «Горэлектротранс».
Казалось бы, благородное решение и проявление заботы о «маленьких украинцах» должно только приветствоваться. Получилось почти в стиле Владимира Путина: «Доложили о проблеме - вник - поехал разбираться - решил проблему».
Только в случае с харьковскими транспортниками привлечь внимание к проблеме удалось лишь с третьей попытки. И то с помощью бессрочной забастовки.
На прошлой неделе тысячам харьковчан пришлось изобретать новые способы добраться до работы. 9 и 10 октября в Харькове не вышли на маршруты трамваи и троллейбусы. Работники "Горэлектротранса" (два троллейбусных и два трамвайных депо) объявили бессрочную забастовку из-за пятимесячного долга по зарплате - на конец сентября около 30 млн. грн.
Работу приостановили 2421 из 3630 сотрудников предприятия, в основном, водители и кондукторы: зарплата водителя - около 2300 грн. в месяц, рабочего - 1800 грн., кондуктора - 950 грн.
ХКП "Горэлектротранс" осуществляет перевозку пассажиров на 17 трамвайных и 31 троллейбусном маршруте. Ежедневно предприятие перевозит более 0,4 млн. пассажиров. Только акция протеста смогла привлечь внимание Юлии Владимировны Тимошенко и заставить ее искать решение проблемы.
Все предшествующие попытки транспортников привлечь к себе внимание премьер-министр успешно игнорировала. Бессрочной забастовке предшествовали пикетирование Кабинета министров 7 октября (250 человек - дорога и питание оплачены областным объединением профсоюзов) и предупредительная забастовка 28 сентября: требования рабочих услышаны не были.
То есть Юлия Владимировна уже не сможет сказать, что не знала о проблеме. Сложно не заметить бастующих у парадного входа.
Акции протеста транспортников были поддержаны представителями таких же предприятий 7 регионов. Кроме того, на стороне харьковчан корпорация "Укрэлектротранс" и отраслевой ЦК профсоюзов. Поддерживают протестующих и городские власти.
30 сентября Харьковский горсовет обратился к премьеру с просьбой обеспечить в полном объеме компенсацию потерь доходов "Горэлектротранса" от перевозки категорий граждан, которым предоставлено право льготного проезда (около 50% всех пассажиров в электротранспорте города): долг государства по этой статье около 170 млн. грн.
А теперь зададим резонный вопрос. Почему в нашей стране нужно чуть ли не силой выбивать свои честно заработанные деньги? Разве это не унизительно, что люди, зависящие от государства, должны выпрашивать СВОИ же деньги у правительства?
Тем временем у самой Юлии Владимировны хватает денег на организацию музыкальных туров по регионам и выплаты щедрых гонораров неподкупным артистам.
И это в то время, когда общая сумма задолженности по выплате зарплаты в Украине в январе-августе увеличилась на 36,3% (в августе - на 3,9%), до 1,62 млрд. грн. А по подсчетам профсоюзов, реальный долг предприятий перед своими работниками составляет около 3 млрд. грн.
Работникам харьковского "Горэлектротранса" повезет, если власти все же найдут деньги для погашения долга перед ними по зарплате. Тем, кто будет добиваться той же цели путем забастовок в дальнейшем, повезет меньше, поскольку объем средств у Кабмина стремительно сокращается.
Недобор доходов госбюджета в 2009 году может составить свыше 50 млрд. грн. Это означает, что правительство уже ищет бюджетные статьи, финансирование которых можно проигнорировать на эту колоссальную сумму.
Пока Тимошенко пытается закрывать бюджетные «дыры» с помощью внешних займов. Но эти деньги нам никто не дарит, за них придется расплачиваться в будущем. Сейчас даже компьютеры в школы закупаются под госгарантии. Это значит, что Украина снова скатывается в долговую яму и выход из кризиса может отложиться на несколько лет или десятилетие.
Экономическая ситуация в нашей стране удручает. Улучшения не стоит ждать ни завтра, ни послезавтра. Но знаете, как не наступить на те же грабли в перспективе?
Украинцам стоит вспомнить, за кого они голосовали на последних выборах и сопоставить имеющиеся реалии со своими ожиданиями: проведение этого простого анализа позволит всем нам избежать повторения ошибок.
Андрей Орлов, From-UA
Комитет