Версия для печати
БИЗНЕС
ФИНАНСОВУЮ СИСТЕМУ НЕ СПАСТИ
Кризис столкнул интересы «национальной элиты» США и «мировой закулисы» Эйфория в связи с «выходом из кризиса» безосновательна. Желание лидеров стран Запада приблизить начало экономического роста понятно — у них из-за происходящих событий серьёзно стал падать рейтинг. Но нельзя же в самом деле «заговаривать» кризис, как доисторические (да и современные) колдуны заговаривают дождь или ураган.
Впрочем, территория безудержной радости по поводу окончания кризиса Соединенными Штатами не ограничивается — уже и некоторые страны Европы, прежде всего Франция и Германия, объявили о том же самом прекращении рецессии. Причём такое обстоятельство никак нельзя назвать случайным: Барак Обама во время визита в Россию летом этого года дал интервью одной из российских газет, в котором сказал, что «не нужно искать виновных в кризисе!». Однако если причины и пути развития кризиса понятны и прозрачны, то и виновные (во всех смыслах этого слова) тоже, в общем, не могут остаться в тени. Поэтому перевод слов Обамы с политического «новояза» на человеческий язык звучит однозначно: не нужно искать именно причин кризиса! Можно ли при этом эффективно с ним бороться — вот главный вопрос. Представители экономического истеблишмента, которые, прямо скажем, проспали начало кризиса (и тем самым поставили под серьёзное сомнение свою профессиональную компетенцию), активно пытаются найти «объективные» причины, которые помешали им сделать правильные выводы о состоянии экономики, но при этом от вопроса о реальных причинах кризиса также стараются незаметно отползти. И дело не только в прямом приказе политических элит, но и в личных интересах. Ну действительно, если есть причина, то они как профессионалы должны были её видеть. Поскольку этого не произошло, то, значит, что? Либо они НЕ профессионалы (чего с их точки зрения не может быть, потому что не может быть никогда), либо причины просто не было! А произошёл обычный традиционный циклический кризис. Именно поэтому они употребляют для нынешнего спада «циклический» термин «рецессия», а вовсе не «спад». В конце концов рецессия, по самому своему определению, достаточно быстро заканчивается (цикл-то продолжает развиваться) спад (или тем более депрессия) может длиться долго. Поскольку накачивание экономики деньгами (кредитная эмиссия) не может не вызвать инфляцию, она и случилась — в виде надувания финансовых пузырей на фондовом рынке, рынке недвижимости, рынке нефтяных фьючерсов и много ещё где. При этом высокий импорт США и глобальность финансовых рынков породили вторичные пузыри во многих странах мира, в том числе в Европе, Японии и Китае (да и в России), которые вызвали в этих странах и регионах ощущение бурного экономического роста. Все эти перевернутые пирамиды так или иначе были основаны на реальном спросе — просто основание их (т.е. отношение собственно конечного спроса к общему объёму пузырей) всё время уменьшалось. Хотя и доходы граждан росли, поскольку часть ресурсов от роста пузырей они всё-таки получали. И поэтому, как только механизм кредитного стимулирования оказался исчерпан (после того как стоимость кредита перестала падать, новые кредиты народ брать перестал, да и банки им давать перестали, опасаясь невозвратов), пузыри стали лопаться. Оценить объём необходимого падения спроса только в США несложно. Не будем перегружать читателя расчётами, просто назовем итоговую цифру наших оценок: на начало кризиса (лето 2007 года) спрос превышал реально располагаемые доходы населения США примерно на 3 триллиона долларов в год. Это без учёта падения этих самых доходов из-за разрушения финансовых пузырей. Поскольку пока спрос упал от силы на 0,5 триллиона в год, говорить о прекращении спада можно только в одном случае: если те, кто говорит о «конце рецессии», объяснят, как именно будет в ближайшее время стимулироваться совокупный спрос. Но ответа на этот вопрос мы пока не слышим. Настолько много, что это вызвало массу вопросов, а информационное агентство Bloomberg даже подало в суд на ФРС США из-за отказа последней предоставить информацию о масштабе и содержании программ поддержки банков. Суд оно при этом выиграло, но информацию не получило, поскольку при наличии денег в США можно судиться бесконечно, а денег у ФРС, которая их печатает, по определению достаточно. Разумеется, такая политика ФРС, разбалансировавшая финансовую систему, должна вызвать инфляцию и т.д., и т.п. Эффект от впрыскивания денег краткосрочный — завтра придется давать снова. Но сегодня-то все показатели улучшились. А завтра — оно и будет завтра, тогда ещё что-нибудь придумают! Международный терроризм, свиной грипп или ещё что-нибудь. Например, на тему о том, закончила ли она свое действие. Может получиться интересный разговор. Представляя себе реальную модель кризиса, к активной пропагандистской кампании, ведущейся под лозунгом «Рецессия закончилась!», к кампании, в которую включили даже нашу страну, несмотря на её, мягко говоря, не самый большой вес в мировой экономике, нельзя относиться без иронии. Да, существует шанс, что следующая дефляционная волна начнется не быстро, может быть, несколько месяцев удастся сохранять нынешнюю псевдооптимистическую «картинку». Но дальше?.. Да, пирамиды способствовали увеличению этого спроса, но много-много медленнее, чем росли сами, то есть все время увеличивали, мультиплицировали надстройку над этим спросом. Поскольку, как отметил ещё Ломоносов, «если где чего прибудет, то в другом месте убудет», то сделать это можно было только за чей-то счёт. И понятно за чей: рост финансовых пирамид сегодня означает, что в него включён всё более и более удалённый спрос завтра. Грубо говоря, финансовые институты получали прибыль за счёт того, что учитывали ваш спрос и в этом году, и в следующем, и ещё на много десятилетий. А некоторые компании забрались даже в следующее тысячелетие... И этот спрос, пусть не тысячелетия, а всего лишь следующего десятилетия, лежит в активах практически всех финансовых институтов современности. А его спад делает совершенно бессмысленным их спасение: они всё равно не смогут оплатить свои долги, поскольку залогами под них выступает то, что уже не существует. Но финансовые институты — это не просто отдельные институты, это инфраструктура всей экономики. И если финансовая инфраструктура не в состоянии поддерживать свое положение, если потребитель не в состоянии её оплачивать, то делать это должно государство; причём платить каждый год, каждый месяц, каждый день. Что оно, собственно, и делает, хотя пока крайне неэффективно. А ведь есть ещё и другая инфраструктура, не только финансовая, которая тоже требует в условиях кризиса денег от государства. Если последние лопнут, точнее, когда они лопнут, потери увеличатся ещё где-то на 1,5—2 триллиона, итого от совокупного спроса домохозяйств останется максимум 4,5 триллиона долларов. А что с ВВП? Сокращение пузырей даст падение ВВП примерно на треть, то есть на 4 триллиона долларов, падение основного, базового, уровня экономики — ещё где-то 2 триллиона. То есть в остатке мы получим экономику США, ВВП которой будет составлять около 6 триллионов долларов (все равно немало!), а спрос домохозяйств в ней будет где-то на уровне 4,5 триллиона долларов в год. И вот половина этих участников должны исчезнуть. Это значит, что больше половины тех денег, которые сегодня идут на содержание инфраструктуры, исчезнет. Можно вспомнить про знаменитые фотографии нынешнего Детройта, которые легко найти в Интернете, — шикарные кварталы 1920—1950-х годов, ставшие руинами. Однако далеко не все города можно таким образом ликвидировать: как быть, например, с линиями электропередачи, количество потребителей которых делает их содержание нерентабельным? Отметим, что мы с этой ситуацией уже в некотором смысле столкнулись: часть социалистической инфраструктуры (например, жилищно-коммунальное хозяйство в ряде городов) стала нерентабельной, и это приносит жителям массу неудобств. А теперь представьте себе такую же ситуацию в США, в которых никто не будет поддерживать нерентабельное хозяйство просто потому, что «так надо». Что будет в этой ситуации? На одной из пресс-конференций президент Обама объяснил, что США стояли на краю финансовой пропасти, но властям (читай: самому Обаме) удалось от нее отойти. Там же он отметил, что произошло это из-за «фундаментально несостоятельных» действий банков Уолл-стрит. Причём, как это ни странно, он считает, что если бы правительство США не предприняло экстренных мер стимулирования экономики и оказания государственной финансовой помощи ряду крупнейших банков и кредитно-инвестиционных компаний, оказавшихся фактически банкротами, то экономику США, по общему мнению экспертов, ждал бы период «глубокой депрессии». Тут явно какое-то непонимание. Либо это не неприятности, а просто тонкая игра по легализации механизмов выколачивания денег из государства, либо есть ещё какие-то причины кризиса, более фундаментальные, чем «действия Уолл-стрит». На самом деле, как это обычно и бывает, верно и то, и другое. Первым этот вопрос поднял губернатор штата Нью-Йорк Элиот Спитцер ещё в марте 2008 года, но тогда Уолл-стрит ещё не готов был обсуждать вопрос — и Спитцер был вынужден в течение недели покинуть свой пост... Но за полгода финансисты подготовились, и осенью на них вылился буквально «золотой дождь» бюджетных денег и денег, напечатанных ФРС. Речь шла о триллионах долларов, которые, конечно, в нормальной ситуации частные компании из бюджета получить не могли ни при каких условиях. Эти деньги тут же разошлись по тем компаниям, которым крупнейшие финансовые институты были должны, и вряд ли я сильно ошибусь, если предположу, что значительная часть получателей этих денег были, по большому счёту, те самые воротилы, которые и затеяли всю эту операцию. Разумеется, они совершенно не в восторге от того, что приходится разрушать созданную веками финансовую инфраструктуру. Но зато они получили практически одномоментно прибыль, которую иначе можно было бы получить лет за сто, а то и больше. В общем, «баш на баш», и, с учётом того, что контроль над государственными институтами США у них остался, всё бы было у них хорошо. Вот и Обама в детали не вдаётся, а крупнейшую в истории операцию по «приватизации» казённых денег называет «успехом»! Но есть одна тонкость. Дело в том, что, вопреки мнению Обамы, кризис на этом не заканчивается... Спрос, накачанный за почти три десятилетия, по-прежнему существенно выше реально располагаемых доходов населения, а значит, кризис будет продолжаться. Более того, он только начинается, поскольку пока сокращение общего объёма «разрыва» между реальными доходами населения и его расходами составило от силы 12—15%. И это ещё без учёта падения этих самых доходов в условиях кризиса. А списания финансовых институтов, которые уже поставили на грань коллапса даже не американскую, а всю мировую финансовую систему, пока тоже ещё далеко не закончились: реальный объём «плохих» активов в США больше, чем уже признано, раз в восемь. Ещё раз повторю, не НА 8%, а В 8 раз! Фактически это означает, что воротилы Уолл-стрит просчитались: потери от разрушения финансовой инфраструктуры не компенсируются теми триллионами, которые они выкачали из бюджета США. И будут выкачивать дальше, поскольку представители Уолл-стрит по-прежнему контролируют экономическую политику американского государства, и масштабы их поддержки со стороны бюджета и ФРС будут только нарастать по мере углубления кризиса. До недавнего времени их интересы вполне себе сосуществовали (хотя в XIX и начале XX века несколько президентов США поплатились жизнью за попытки отстаивать интересы именно США против элиты «Западного» проекта, которая тогда по большей части находилась в Старом Свете), но в последнее время ситуация стала меняться. Теоретически хорошо бы ещё спросить, в чьих интересах она оказывается, но до таких степеней обобщения публичная американская мысль пока (именно что пока!) доходит редко. В этом смысле упомянутый выше процесс агентства Bloomberg против ФРС очень показателен. Суд США, как понятно, инструмент принципиально национальный. И решение принял в рамках национальных интересов. Но и ФРС — организация серьёзная, даже очень, а главное, наднациональная. И это значит, что у неё есть очень серьёзные политические аргументы о нецелесообразности раскрытия информации. Аргументы, которые, конечно, в суде озвучивать невозможно, но которые зато вполне могут прозвучать на разного рода закрытых элитных «посиделках». С точки зрения интересов США, ФРС должна исполнять решения суда. С точки зрения интересов «Западного» проекта, американский суд должен заткнуться. Это не банальность, это принципиальный вопрос: чьи интересы важнее? Но даже если ФРС всё-таки поставят перед необходимостью выполнять решение американского суда, то и это ещё не гарантия, что она его выполнит. Может, и раскроет информацию, а может, просто напомнит, что уровень потребления американских граждан превышает масштаб производства в этой стране раза в два. И такая весьма приятная для американских граждан разница достигается как раз за счёт существования ФРС. Так что кто кого должен слушать — ФРС американский суд или наоборот? Это ещё большой вопрос. Ну и наконец, из всего вышесказанного следует, что кризис будет и дальше идти по максимально «жёсткой» для общества траектории, поскольку, не обсуждая причин болезни, бороться с ней абсолютно невозможно. Разумеется, и тут будут отдельные «ремиссии», но в целом человечество прочно и надолго стало на путь самого тяжёлого кризиса в его истории. Михаил Хазин, КПЕ
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |