Версия для печати
БИЗНЕС
КРИЗИС ТРАНША
Очередного приезда миссии МВФ в Киеве ждали с нетерпением. И не только потому, что премьер хотела привлечь иностранных специалистов к разработке бюджета Весенний вопрос «А точно ли будет новый транш?» снова стал актуальным.
Едва стороны достигают компромисса, как вновь оказывается, что официальный Киев то ли не смог, то ли забыл, то ли не успел выполнить заметную часть своих обязательств. И сентябрь 2009 года целиком и полностью вписывается в рамки установившейся традиции «кризиса транша».
Представители фонда же, в свою очередь, выказывали одобрение принятым и потенциально принимаемым мерам и не исключали вероятность того, что Фонд может пересмотреть зарезервированные за Украиной суммы в сторону увеличения. Но не прошло и полутора месяцев, как тональность общения кредитора с институтами украинской власти стала заметно жестче.
И главной причиной тому, похоже, является удивительная непоследовательность должников-«реформаторов», следующих принципу «миссия уехала - проблемы остались».
«Если не будут выполняться принятые показатели, мы будем анализировать причины такого невыполнения...Если такие отклонения будут результатом намеренной политики, которая будет противоречить духу и целям программы, мы прекратим сотрудничество», - допускал сотрудник международной финансовой организации.
И причин для опасений хватало - к концу лета Украина действительно заметно притормозила с выполнением взятых на себя обязательств.
Напомним, в июле НКРЭ успела принять (причем, похоже, дважды - под разными номерами) постановления, поднимающие тарифы на 20 процентов уже в сентябре (с дальнейшим повторением действия раз в квартал) как для населения, так и для тепловиков-коммунальщиков. Тем не менее, к концу лета упомянутые документы так и не «добрались» до Министерства юстиции, обязанного регистрировать те постановления Нацкомиссии, которые касаются «кармана» физических лиц.
Тем временем глава правительства в очередной раз публично заявила о том, что население не должно пострадать - впрочем, в канун выборов ожидать иного от Юлии Тимошенко не приходилось. Как ни странно, выход нашелся почти сразу - 26 августа министр топлива и энергетики Юрий Продан посетовал на то, что поднятие тарифов могут не одобрить профсоюзы.
Сказано - сделано: уже 31 августа Окружной административный суд Киева удовлетворил «тематический» иск Национального форума профсоюзов Украины. И, поскольку НКРЭ намерена судиться дальше, а МВФ не изменил своей точки зрения на тарифную политику - очередное отделение «марлезонского балета» еще впереди.
Приветствовать подобное несоответствие обещанного и реального было сложно, и руководство миссии МВФ делать этого не стало.
«...Создается впечатление, что в МВФ понимают, что выполнение требований тормозится приближением выборов президента. И у них нет уверенности в успешной работе над ошибками», - сообщал близкий к переговорам анонимный источник издания «Коммерсантъ-Украина» в начале непростого процесса общения. Но спустя несколько дней чередой официальных заявлений украинские чиновники поспешили заверить: все хорошо, сотрудничество продолжается.
«Я хотел бы прекратить спекуляции на том, что якобы МВФ угрожает прекратить сотрудничество с Украиной. Это неправда!», - поделился своей точкой зрения глава Совета НБУ Петр Порошенко.
Впрочем, в своем интервью Reuters глава миссии Джейла Пазарбазиолу была сдержанна, но все же не так критично настроена, как ожидалось. Представитель МВФ отметила успехи Украины в направлении оздоровления банковского рынка и посетовала на политические причины дестабилизации экономики. Возможно ли, что и в этот раз Украина отделается «легким испугом»?
«Мои разговоры с руководителем миссии позволяют сделать вывод об их колоссальном разочаровании тем, как ведет себя Украина, которая не только не выполняет взятые на себя обязательства, а и дезинформирует о выполнении их», - морально готовит страну к худшему заместитель главы СП Александр Шлапак.
Пока же стороны сходятся, похоже, в одном - камнем преткновения (вернее, немалой их партией) является слишком вольное понимание правительством и НБУ взятых на себя обязательств. И судьба кредита во многом зависит о того, как будет проделана работа над ошибками.
Решение о предоставлении следующего транша должно быть принято в октябре. При наличии желания за этот срок можно успеть провести хотя бы ряд мероприятий (не зря же появилась очередная дата «газового» подорожания). Кроме поднятия тарифов за месяц правительству нужно попытаться избежать критического раздувания дефицита бюджета (особенно за счет милых сердцам «регионалов» социальных выплат) и чем-то прикрыть уже существующие «дыры» (например, приватизацией, на которую Кабмин по-прежнему возлагает большие надежды).
К тому же нужно успеть презентовать новую главную смету страны с дефицитом не более 4 процентов ВВП. В этом отношении оснований верить в успех Кабмина хватает - достаточно вспомнить историю с планомерным оттягиванием необходимости пересматривать макроэкономические показатели в 2009 году.
Наконец, неплохим дополнением к упомянутым мерам могли бы послужить реформы - если не проведенные, то хотя бы оформленные в виде законопроектов. С учетом работоспособности украинского парламента оттягивание принятия некоторых решений можно объяснить - не МВФ, так избирателям...
«Я не призываю людей, идущих на президентские выборы, стать друзьями. Но когда страна в кризисе, должно быть, как минимум, взаимопонимание, что необходимо сделать. Такого нет. Каждый пытается навредить другому», - отметила Джейла Пазарбазиолу.
Второй вариант - сделать скидку на выборы и «простить». Похоже, некоторые украинские политики на это действительно рассчитывают, иначе трудно интерпретировать их необоснованный оптимизм.
«Они (руководство Фонда) уже давно вычислили, с кем в этой стране иметь дело, они знают прекрасно, что президентом будет Тимошенко, они уже это просчитали, поэтому под нее и даются эти дешевые кредиты, чтобы в стране была стабильная финансовая ситуация, чтобы был стабильный курс гривны», - автору этих слов, «бютовцу» Ивану Кириленко простительна подобная апология премьера, но в отрыве от партийных интересов она выглядит не слишком убедительно.
После того, как необходимые законопроекты были приняты, а проект «Рекапитализация» сдвинулся с мертвой точки (хотя бы были определены базовые правила), финансирование Украины вернулось на круги своя... Вполне возможно, что так же руководство Фонда поступит и сейчас, если украинское правительство все же не найдет в себе моральные силы решиться на непривлекательные для избирателей шаги.
«Будут наращиваться задолженности по выплатам бюджетникам, часть защищенных расходов бюджета может быть профинансирована за счет включения печатного станка. Но до краха еще далеко», - считает директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин.
К тому же, на предвыборное «межсезонье» Украина может попытаться найти другие источники финансирования. Как всегда, в первую очередь вспомнилась Россия. Но соседи, по словам вице-премьера - министра финансов РФ Алексея Кудрина, обсуждать судьбы кредита не спешат, напротив - подчеркивают свой вклад в лояльность МВФ.
В случае же провала с привлечением внешних ресурсов, в распоряжении правительства окажутся внутренние. В лучшем случае - стандартные поступления и гипотетическая прибыль от приватизации. В худшем - допечатывание необходимого количества дензнаков со всеми вытекающими инфляционными последствиями.
Но даже под угрозой «кнута» - отлучения от «кормушки», актуальным остается «пряник» - покупка лояльности избирателей путем отказа от неприятных новаций. Вполне вероятно, что руководству страны окажется ближе именно этот вариант - дожить до выборов, поясняя проблемы коварством окружающего мира (включая парламентариев и, возможно, неуступчивый Фонд), а там - «хоть потоп».
Главное только, чтобы «хоть потоп» оказался все-таки необходимостью провести непопулярные реформы позже, а не критичным ударом по состоянию экономики страны. Ксения Сокульская, «Подробности»
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |