Версия для печати
НАШ ИЗБИРАТЕЛЬ
ПРАЗДНОВАНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ
Владимирская икона Пресвятой Богородицы – одна из самых почитаемых в Русском Православии. Три раза в году совершается празднество в честь “Владимирской” иконы Пресвятой Богородицы в благодарность за троекратное избавление Ее помощью нашего отечества от врагов: 3 июня (21 мая) — празднество в память спасения Москвы от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея в 1521 году 6 июля (23 июня) — празднество в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году 8 сентября (26 августа) — Сретение Владимирской иконы Божией Матери празднуется в память об избавлении от нашествия Тамерлана в 1395 году. По преданию, Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: "Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет". И эта благодать постоянно пребывает с Её иконой, проявляясь в бесчисленных чудотворениях, одно из которых Русская Православная Церковь вспоминает 6 июля в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата. В Россию икона принесена из Византии в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Там она впервые и прославила себя многочисленными чудесами. Слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север. Он в 1155 году против воли отца, тайно от него ушел из Вышгорода во Владимир, взяв с собою оттуда высокочтимую святыню, икону Божьей Матери. Во Владимире икона прославилась многими чудесами. Князь Андрей, как гласит летопись, был преданным почитателем Богородицы. При нем же и свершилось великое чудо: однажды икона оказалась повисшей в воздухе посреди храма, именно в то время, когда князь собирался ехать на север, в землю Суздальскую, где хотел независимо от Киева основать новые свои владения. Чудо с иконою он растолковал как ниспосланное свыше одобрение плана и знак обязательного участия в нем святого образа. По дороге князь постоянно служил пред иконою молебны. Во Владимире свершилось еще одно чудо: когда отряд князя собрался ехать в Ростов, взяв с собой икону, отъехав верст десять, то лошади, запряженные в повозку с иконой, встали. Не помогали ни понукания, ни кнут. Лошадей заменили. Но и новая упряжка стояла, будто вкопанная в землю. Князь Андрей молился перед иконой и получил повеление от Богоматери оставить икону во Владимире. Князь Андрей заложил во Владимире собор для святыни в честь Успения Богородицы. Великолепный храм был сооружен всего лишь за два года, в 1160 году его освятили, а на икону Богородицы возложили великолепную ризу с драгоценностями. А на том месте, где кони встали – в 11 верстах от Владимира – князь Андрей построил две каменные церкви и основал село Боголюбово, которое сделалось любимым его местопребыванием и дало ему в истории прозвание Боголюбского. Отсюда он распоряжался Русской землей; сюда приходили к нему союзные и подвластные ему князья со своими полками, которые он направлял по своему усмотрению. Икону Богородицы князь поместил в Успенский собор г. Владимира. С того времени икона получила именование Владимирской. Икона помогла русским воинам одолеть волжских болгар. В сражение повел воинов князь Андрей Боголюбский (От иконы снова начались чудесные знамения для нашего отечества. Она участвовала во многих походах русского воинства. А во время мятежа в 1173 году в городах Боголюбове и Владимире, эта икона была пронесена по улицам города и прекратила братоубийственную “бурю”. Летопись вещает нам о том, что по Владимирской земле прокатилась большая смута. Бояре убили князя Андрея Боголюбского, во Владимире начались грабежи и разбой. Преступные корыстолюбцы - племянники князя - Ярополк и Мстислав, присвоившие власть и богатства, решили отдать великую святыню рязанскому князю Глебу. Тогда владимирцы в ярости прогнали новоявленных властителей со своей земли, те побросали оружие и позорно бежали. Икона вернулась в свой храм, с которым случилась вскоре страшная беда - в 1185 году Владимирский собор сгорел. Но икона уцелела. В этом же году в пределы России вступил страшный завоеватель Тамерлан. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию об избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану (память 16 сентября/29 сентября), чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: "Матерь Божия, спаси землю Русскую!" В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Их окружало множество ангелов с обнаженными мечами. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тамерлан в ужасе сказал себе: “Мы не одолеем их!”. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. Полчища бежали, а в память о чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа/8 сентября было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Духовной спасительницей столицы проявляла себя Владимирская икона в 1408 г. при набеге ордынского правителя Едигея, а в 1451 г. в битве с ногайским предводителем Мазовшей. Иоанн III Васильевич разорвал ханскую басму и отказался платить дань ордынскому хану Ахмету. На это Ахмет ответил грозным походом, на Москву пошли его несметные полчища. Дойдя до реки Угры (между Тульской и Калужской областями), войско хана встало в ожидании благоприятного момента для атаки. На противоположном берегу Угры стояли русские войска. В истории это уникальное военное событие называется Великим стоянием на Угре. Обе стороны долго и напряженно ждали нападения и не хотели нападать первыми. Русские чуть отошли от реки, давая татарам возможность начать переправу, но и татары стали отходить. Если русское войско остановилось, то вражеская орда стала отходить. Всадники летели без оглядки, паникуя и трепеща от страха, хотя на них никто не нападал, никто их не преследовал. Это событие описано в летописи и причислено к явному выражению покровительства Владычицы Небесной земле русской. Благодарные соотечественники после великого стояния на Угре назвали это место "Поясом Богоматери". "Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия, - писал летописец. - Нет! Не оружие и не мудрость человеческая, но Господь ныне спас Россию". Но набеги татар все же продолжались. Ахмет Гирей в 1521 году подошел к Москве вплотную и тоже не сподобился на штурм, ибо русское войско показалось ему несметным. И этот хан бежал. Была одержана победа над татарами при царе Феодоре Иоанновиче, тогда враг дошел до Воробьевых гор и был там разбит. Богородица всегда оставалась первой заступницей русской столицы. Пожалуй, самым трудным временем для России оказалось время великой смуты. Дмитрий Самозванец, провозглашенный предателями отечества своего русским царем, перво-наперво дал возможность своим разбойникам войти в Успенский собор. Но даже при таком святотатстве выжила икона, устояла и не дала врагам погубить православную веру. При нашествии французов в 1812 году, в период отступления русской армии и сожжения Москвы, Владимирская икона была увезена во Владимир - 2 сентября, а 20 октября уже вернулась в русскую столицу, враг был вынужден покинуть Москву и отступить, обрекая себя на погибель. Русские люди на протяжении всей своей истории обращались к Владимирской иконе в трудные минуты и почти всегда были услышаны Богородицей. В великие престольные праздники святыня появляется перед православными, участвует в самых торжественных молебнах. Восемь веков подряд Владимирская икона, написанная с Богородицы во время е е земной жизни, не покидает русскую землю. Празднуется 21 мая, 23 июня, 26 августа (по старому стилю). Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы - Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова - первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.). В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена - 21 мая/3 июня 1971 г. Таким образом неоднократно Пресвятая Заступница рода человеческого являла милость к земле нашей через Свою святую икону "Владимирская". Во все времена с верой и горячей молитвой о помиловании Русской земли обращался наш многоскорбный народ к Пресвятой Богородице. И в наши дни, вспоминая чудесное избавление от врагов в XIV веке, православные христиане должны иметь твердую надежду на помощь Пресвятой Богородицы, никогда не оставляющей в Своем заступничестве усердно последующих Сыну Ее и Богу нашему — Господу Иисусу Христу.
По материалам открытых источников
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |