Сегодня на межбанке торги по доллару, которые и так открылись с повышенной котировки 8,55/8,725 грн./$, к 11 часам выросли до 8,69/8,742 грн./$, а к 12-ти вообще достигли уровня 8,78/8,81 грн./$. Торги еще продолжаются, но уже ясно: гривна стала падать даже не в почасовом, а в поминутном режиме. Примечательно, что произошло все это в… 13-й день рождения гривны. Нацбанк тем временем продолжил свои заклинания, убеждая население не волноваться…
2 сентября 1996 года считается днем рождения гривны. Правда, отметить свое 13-летие ростом у национальной валюты Украины не получилось, вышло, скорее, наоборот – она подешевела по отношению к доллару сразу на 1,5%. Цена покупки доллара на межбанке увеличилась на 13 коп. – до 8,6 грн./$.
Продавали американскую валюту вчера по 8,7 грн., что на 10 коп. больше, чем днем ранее (данные портала ukrdealing). В последний раз доллар стоил в Украине так дорого в конце февраля этого года.
Напомним, что вчера доллар подорожал сразу на 12 копеек: торги на межбанковском валютном рынке завершились в диапазоне 8,68 грн./$. Примечательно, что за день до этого (1 сентября) доллар еще стоил 8,55 грн.
Национальный банк, несмотря на уверения в том, что все спокойно, также перешел на ежедневный режим повышения курса доллара по отношению к гривне. Незначительно, но все-таки тенденция. Если 2 сентября доллар стоил 7,980 грн., то сегодня – 7,985. Мелочь, но неприятно…
Следующим этапом станет 8,01 грн./$. Притом, что исполняющий обязанности главы НБУ Анатолий Шаповалов (первый заместитель находящегося в глубоком отпуске Владимира Стельмаха) вновь заявил: НБУ ожидает возвращения курса гривны к уровню 7,98-8,14 грн./$. Причем в самое ближайшее время.
То, что это не так, понятно даже нефинансистам. О причинах роста курса доллара в Украине (при одновременном его падении повсюду в мире в результате глобальной инфляции) мы уже писали неоднократно и заранее.
Ничего непредсказуемого и удивительного в происходящем нет. Еще в начале июля аналитики отметили, что на август-сентябрь приходится пик выплаты внешних долгов – корпоративных и государственных.
По словам директора экономических программ Украинского центра экономических и политических исследований Василия Юрчишина, в августе мы должны были заплатить по евробондам $600-700 млн., а в сентябре подходит срок выплаты долга НАК "Нефтегаз Украины", «Укрэксимбанка» и целого ряда долгов корпоративного и банковского сектора.
Всего на протяжении 2009 года государство должно вернуть около $2 млрд., корпоративный сектор – на порядок больше. Один пик этих выплат мы уже прошли весной, второй – переживаем сейчас. 15 сентября Минфин должен погасить $770 млн. по евробондам 2006 года. 23 сентября должен заплатить $250 по кредитам «Укрэксимбанк».
30 сентября $500 млн. обязан отдать по текущим долговым выплатам «Нефтегаз» (без учета суммы почти в $2 млрд., реструктуризацией которой до конца года он сейчас озабочен). Еще около $300 млн. в эти дни выплачивают по внешним долгам коммерческие банки.
Добавить к этому скупку валюты для текущих платежей за газ, поскольку надеяться на дивиденды от «Укрнафты» и «УкрГазЭнерго», которыми Олег Дубина собирался оплатить расчеты за газ с «Газпромом» в августе, по меньшей мере, наивно. Формально эти две компании должны НАКу 2,9 млрд. грн. ($372 млн.), но в действительности выдрать эти деньги даже через суд так же сомнительно, как выиграть джек-пот в лотерею. Поэтому ничего удивительного в том, что гривна падает, а МВФ лихорадочно снабжает нас траншами, нет.
Нынешнюю ситуацию специалисты объясняют просто: одновременное повышение спроса на доллары при "ограниченной поставке" валюты на рынок. Почему спрос растет – мы уже уяснили. Почему он не удовлетворяется даже при массированных вливаниях валюты от МВФ – вот это вопрос уже интересный.
Практически все дилеры в частных беседах отмечают, что на межбанке ощущается явный дефицит «зелени». Гарантировано купить доллары можно только за внушительный откат, что, соответственно, увеличивает теневую стоимость валюты.
Операторы рынка также открыто говорят о том, что НБУ проводит политику невмешательства и попустительства в отношении падения гривны.
На рынок он выходит с подчеркнуто маленькими интервенциями, мотивируя это тем, что, во-первых, по Меморандуму с МВФ на конец года в резервах должно оставаться не менее $15 млрд.; во-вторых, МВФ в любой момент может отказаться от сотрудничества, поэтому доллары нужно припрятать.
Так-то оно так. Но, если смотреть правде в глаза, основной причиной скупости НБУ является не страх перед МВФ (мы и так не выполняем полностью ни одно из их условий, а деньги все равно дают в периоды пиковых выплат внешних долгов – сами же заинтересованы поддержать западные банки), а… те самые вышеупомянутые откаты.
Чем сложнее схема покупки валюты, чем запутаннее доступ к ней и сильнее девальвационные ожидания, тем больше коррупционных соблазнов у тех должностных лиц, которые отвечают за «зеленый» дефицит в стране.
Не исключено, что в спекулятивной схеме участвуют и некоторые крупные банки. Характерная деталь: если еще недавно ряд системообразующих банков были активными продавцами валюты и работали на повышение курса гривны, то сейчас они, наоборот, активно скупают доллары, увеличивая спрос и уменьшая предложение.
Причем не факт, что это связано с началом нового бизнес-сезона. Вполне возможно, что истинные причины игры куда более прозаичны – слупить прибыль на ажиотаже. Как показывает опыт, тайное станет явным довольно скоро…
Галина Акимова, Версии
Комитет