МУДРОЕ ВСЕГДА
Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидуумов. Томас Карлейл.
Бедность - корень всех беспорядков в стране. Мо-цзы.
  ГЛАВНОЕ СЕГОДНЯ  
ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   ПОЛИТИКА   НАШ ИЗБИРАТЕЛЬ   СУД & ДЕЛО   СЛУХИ   ЗАБОРНЫЙ ЧАТ   ФОРУМ   ГАЛЕРЕЯ   БИЗНЕС  
NED: Имя им Легион

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
Чужие в Украине: Дети Грантов

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Евреи и создание третьего Рейха

Части: 1, 2
ОБЫКНОВЕННЫЙ СИОНИЗМ

Части: 1, 2, 3, 4, 5
ЕВРЕЙСКИЕ ДИВИЗИИ СТАЛИНА

Части: 1, 2
WIKILEAKS: США О КОМИТЕТЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ДОНБАССА

Части: 1
Новости@mail.ru:

АНДРЕЙ ЮЩЕНКО – ПЕРСОНАЖ И «ЛЕГЕНДА»
Часть 1 | Часть 2
ФСБ ОБЛИЧАЕТ: ОУН-УПА – ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ

Части: 1, 2, 3
ЙА – БЛОНДИНКО? НЕТ, Я СЕКРЕТАРЬ!

Часть 1 | Часть 2

ЦЕНТР политического прогнозирования UA-PRAVDA





Одесская  Общественная Организация 'Единое Отечество'






Версия для печати НАШ ИЗБИРАТЕЛЬ
ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: КИЕВ — ЭТО НАШ ИЕРУСАЛИМ И КОНСТАНТИНОПОЛЬ

Перед отъездом из Киева Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с мирянами, духовенством, архиереями, студентами и преподавателями Киевской духовной академии в Трапезном храме Киево-Печерской лавры. Академия присвоила Его Святейшеству степень доктора богословия. Предлагаем вашему вниманию ответы Патриарха на вопросы присутствующих. Всего три вопроса, но в ответах обрисована ситуация так, что ни убавить, ни прибавить.

 

- Ваше Святейшество, сегодня в нашей церкви не решена кадровая проблема, однако подавляющее большинство вакантных приходов находятся на периферии, в тех селах, где нет возможности держать приход за счет прихожан. Интересно, есть ли перспектива централизованного церковного решения этой проблемы?

— Я бы, пользуясь вашим правильным вопросом, хотел бы вначале коснуться темы, которая меня очень беспокоит. Это тема депопуляции, сокращения нашего населения. Частично это связано с тем, что рождаемость очень невысокая. Политические перипетии 90-х годов привели к тому, что рождаемость в Украине, России и других странах, входящих в юрисдикцию Московского патриархата, резко сократилась. Мы вступили с вами в так называемую демографическую дыру, и она некоторое время, наверное в течение лет десяти, будет нас преследовать.

 

Кроме того, есть и иные причины депопуляции, в частности в Украине. Это большой отток населения в поисках работы с тех мест, где люди жили. Я беседовал с некоторыми священниками, которые действительно очень переживают за то, что вдруг резко сократилось количество прихожан.

 

Вот в этой связи поставленный вами вопрос приобретает очень большую остроту, потому что, действительно, храмы строим, а население сокращается, и значит, падает и уровень финансирования этих общин за счет своих собственных ресурсов. Я вижу только один выход из положения, и как в прошлом в качестве митрополита Смоленского я действовал, мог бы посоветовать и сейчас действовать многим нашим владыкам.

В советское время нельзя было переместить официально деньги из богатого прихода в бедный, нельзя было из епархии переместить деньги на приход. По закону запрещалось. Закон 1929 года, советский закон, категорически запрещал взаимную помощь и поддержку.

 

И тогда я пошел на такой опасный ход: я создал епархиальную "черную кассу", и когда посещал богатые приходы, то батюшки всегда мне что-нибудь давали и я вносил в эту "черную кассу". А из этой "черной кассы" мы начали финансировать ремонт и строительство, восстановление вот этих храмов.

 

Риск был очень большой, потому что ведь каждый мог сказать, что он получает деньги от митрополита на ремонт, и этого было достаточно, чтобы у меня возникли очень большие трудности с властями. Никто никогда этого не сказал, никто никогда меня не выдал. Мы восстановили все 35 храмов еще до начала

90-х, когда появилась возможность строить новые храмы. Я не вижу никакой другой возможности, кроме проявления солидарности с бедными приходами.

Это, кстати, могло бы быть вступлением к серьезной дискуссии о том, что такое поместная церковь. Так вот, экклезиологически, богословски, у каждой епархии есть церковь, местная церковь с определенными автономными правами. И все, что касается решения финансовых вопросов, — это прямая ответственность архиерея.

 

Поэтому владыки должны, конечно, видеть, что происходит в бедных приходах, должны думать о том, как осуществлять эту помощь. Сейчас это просто: можно дать указание богатому приходу, чтобы он отчислял средства соседнему бедному или создать общий епархиальный фонд. Никто не скажет плохого слова, наоборот, миряне состоятельные будут в этот фонд жертвовать.

 

Я думаю, что эту задачу нужно решать, потому что здесь еще и вопрос сочувствия людей. И такая поддержка развивает чувство солидарности, очень меняется характер общения между священниками, очень повышается авторитет архиерея.

-
У вас была встреча с Президентом Украины. Мы, архиереи, хотели бы узнать, что было положительного или отрицательного в диалоге с Президентом, тем более что мы знаем, какой позиции он придерживается. Мы хотели бы знать, может, он изменил свое мнение, может, вы подсказали какие-то рычаги врачевания раскола? Что было положительного?

— Я удовлетворен встречей с Президентом. Это был открытый и не дипломатический разговор. К сожалению, под дипломатией у нас часто подразумевается некая кривда: человек думает об одном, говорит другое, а делает третье. Так вот, такая дипломатия, такая политика обречена всегда на провал.

 

Другой разговор, что для меня дипломатия — это способность говорить на языке, который принимает собеседник. Если вы не используете языка, приемлемого для собеседника, тогда вы просто вступаете в конфликт с этим человеком.

 

Поэтому я беседовал с Виктором Андреевичем с полным сознанием того, что передо мной Президент суверенного государства, человек, облеченный властью, высокими полномочиями. Я излагал ему свое понимание того, что происходит сегодня в Украине, он мне изложил свое понимание. Вот в этих позициях было нечто общее.

 

Общее сводится к тому, что нужно искать пути выхода из кризиса, я имею в виду церковный кризис. Я думаю, что мы будем искать такие пути все вместе. В первую очередь при активном участии Его Блаженства, который несет особую ответственность за православную церковь в Украине как ее предстоятель, так и с епископатом украинским, но и в диалоге с властью украинской.

Самое важное, чего нам нужно сегодня добиться, чтобы ясно вошло в сознание всех православных людей (когда я говорю обо всех православных людях, я имею в виду и людей, которые находятся сегодня в расколе): невозможно требовать единства и достигать единства, настаивая на победе своего частного мнения. Так не бывает.

 

"Все или ничего" — это не разговор для церкви. Когда нам говорят "либо автокефалия, либо ничего, либо раскол", это не разговор. Частное мнение, которое разделяют отделившиеся от канонического православия группы, не может ставиться в качестве категорического требования объединения всех православных. Это методологический нонсенс, это очевидно любому человеку, имеющему хоть какой-то опыт переговоров и решения конфликтов.

К сожалению, машина ехала быстро, и я не мог прочитать всех этих лозунгов, которыми меня оппозиционные политические группы "приветствовали", однако какие-то отдельные слова попадали в поле зрения. Но ведь это удивительно: чего только не говорят о Патриархе лишь потому, что у Патриарха есть иное видение положения дел, и при этом обращаются к Патриарху с просьбой удовлетворить все требования. А если не удовлетворите, то мы будем продолжать говорить, что вы такой-сякой немазаный. Но так ведь не бывает.

 

Во всей методологии, которая сегодня здесь предлагается, в том числе и для врачевания раскола, изначально заложен нонсенс. Так машина не работает. Поэтому мое слово сегодня ко всем православным украинцам заключается в следующем: церковь должна осознать, что она — родной дом для всех. И исходя из своей миссии быть общим пространством и местом для всех, она должна выстраивать свои отношения с миром.

 

Если сегодня идея автокефалии, будучи радикально политизированной и привязанной к политическому выбору определенных групп, является реальностью, то как под эту реальность может быть сверстана вся жизнь православных, когда большое количество людей с этим не согласны?

 

Значит, нужно объединяться вокруг идей общих. Автокефалия сегодня такой общей идеей не является, и не потому, что там какие-то "имперские происки Москвы" (вот глупость, которую часто обрушивают СМИ), а потому, что история наша такова. Киев — это южная столица русского православия.

Когда нам приводят в пример другие страны, — вот почему же в Чехии и в Словакии автокефальная церковь, вот в Албании автокефальная церковь? Так Чехия и Словакия ни для кого же не были Иерусалимом и Константинополем, и Тирана ни для кого не была духовным центром всей церкви, а Киев-то — это наш Иерусалим и Константинополь, это сердцевина нашей жизни.

 

Можно просто закрыть глаза на тысячелетнюю историю и сказать, что ничего, мы уже 20 лет независимы, и давайте мы все тут перекроим. Это же не просто отказ от истории, это отказ от предания церкви. Потому все эти радикальные призывы к автокефалии (которые я прочитал) основаны на исключительно политических аргументах.

 

Ну вот такой удивительно наивный аргумент: в суверенном государстве должна быть независимая церковь. Откуда это? Вы мне покажите хоть один канон. Ссылаются на каноны, имея в виду 34-е апостольское правило. Там говорится о том, что в церкви каждый епископ должен знать своего старшего. Вы все знаете своего старшего, владыку Владимира. Канон полностью покрывается. Но нигде не сказано, что в суверенном государстве должна быть суверенная церковь.

Очень почтенной формой объединения епархий являются патриархаты. Пентархия — пять патриархатов: Римский, константинопольский, антиохийский, александрийский, иерусалимский. Никогда патриархаты не были ограничены рамками одного государства. Патриархаты всегда распространяли свою юрисдикцию на несколько государств, и так есть.

 

Как известно, Московский патриархат был создан после отпадения Рима, он занял место в этой пентархии и в томусе, который был выдан Патриарху московскому, значилось "Патриарх Московский, всея Руси и всех северных стран" — всех, что севернее Византии.

 

Но ведь это же не происки Москвы? Это же экклезиастическое самопонимание православной церкви. И сегодня Константинопольский патриархат — это не одна Турция, это многие страны. Александрийский патриархат — это вся Африка, и даже маленький Антиохийский патриархат — это Средний Восток, Иерусалимский патриарх — это Палестина, Израиль, Иордания.

 

Национальные патриархаты, привязанные к суверенным государствам, возникли в XIX веке, и немножко раньше — Румыния, Болгария, Сербия. Но мы знаем, что появление этих национальных церквей в рамках национальных государств привело к тому, что в Константинополе собрался Собор, который осудил этнофилетизм.

 

Конечно, не само появление этих церквей, а то, чем сопровождалось появление церквей, вся эта попытка связать тесно церковь с государством с нацией, противопоставить это национальное измерение универсальному — вот это подверглось осуждению Православной Церкви.

 

Поэтому в той структуре, которая сейчас имеет место, когда Патриарх Московский всея Руси, всех северных стран имеет попечение не только о Российской Федерации, отражается наша традиция. Она может кому-то нравиться, кому-то не нравиться, как кому-то не нравится сам факт существования христианства. Но это — традиция! А всякий слом традиции — это дело очень болезненное для церкви. И всякий слом традиций порождает разделение.

 

Поэтому, мне кажется, то, что сегодня существует в Украине, очень соответствует реальным потребностям церкви, народа и страны. Православная Церковь Украины является самостоятельной церковью, во главе церкви ее предстоятель — Блаженнейший Владыка митрополит Владимир, свой Синод, который без всякого вмешательства Москвы решает все вопросы церковной жизни.

 

А в чем же наше единство? А наше единство в том, что мы сознаем себя великой и единой Православной Церковью, к которой принадлежат 80% всех православных, живущих в мире. Мы действительно духовная скрепа и основа той цивилизации, которая только и может на равных говорить с миром, которая способна рождать идеи, убеждающие весь мир, и входить в творческое соприкосновение и с Европой, и со всем миром. Легко продать свое первородство, но никогда это не было безболезненным.

И последнее, что мне хотелось бы сказать в этой связи: самое неправильное в осмыслении нынешнего положения церкви в Украине — это использование политической фразеологии и политических подходов.

 

Вся аргументация в пользу автокефалии сегодня исключительно политическая — "суверенная страна, суверенная церковь". Откуда это взято? "Почему мы должны подчиняться Патриарху в Москве?" — так говорят те, кто приглашает сюда Константинопольского патриарха. Почему же Московскому нельзя, а Константинопольскому можно?

 

В этот хор вливаются голоса не только православных, но и греко-католиков, которые ни на одно мгновение не ставят под сомнение законность своего подчинения Риму. Не кажется ли вам, что здесь есть ясный политический подтекст во всем этом? И если мы уже говорим начистоту, то давайте начистоту обо всем и говорить. Православная Украинская Церковь обладает духовной силой и способностью объединять весь народ. И то, что я вижу здесь, общаясь с людьми, меня в этом убеждает.

-
Многие политологи, социологи, философы характеризуют современную Западную Европу да и целиком всю западную цивилизацию как постхристианскую, когда распространяются и укореняются секулярные ценности, о которых вы говорили. И что церковь может сделать, чтобы противостоять этим деструктивным тенденциям?

— Что касается "наличной" религиозности, так сказать. Я думаю, что ситуация в России, Украине, Беларуси и даже Молдове в общем-то близкая.

 

Согласно статистике, сегодня в России 72% людей заявляют, что они православные; 6,8% называют себя мусульманами, иудеями и буддистами; 1,7% называют себя католиками и протестантами и более 8% — атеистами.

 

Причем статистика была проведена по заказу католической благотворительной организации, которая захотела разобраться, что же представляет собой Россия в религиозном плане, и заказала это исследование организации, у которой нет особого пиетета к Русской Православной Церкви.

 

Добросовестные ученые взялись за выполнение этого заказа, и мы получили достаточно объективную картину — 72%. В Украине этот процент выше, в Молдове еще выше. Но учитывая тот факт, что большой процент мусульман все-таки в России, мы считаем, что это очень высокий процент.

 

Что происходит в рамках этих 72% или 80% в Украине? А происходит примерно то же самое. Достаточно невысокий процент людей каждое воскресенье ходят в церковь. В России это от 3 до 12% в зависимости от места. Количество людей, которые посещают храмы раз в месяц, уже больше. Четыре раза в год — еще больше. Раз в год — тоже.

 

Эта статистика очень помогает нам выстраивать нашу церковную работу. Нужно понимать, что культурологически, философски люди себя отождествляют с православием, а реального опыта религиозной жизни не имеют. Этот опыт появляется обычно на волне кризисов или каких-то личных катастроф: смерть близких, неудачи.

 

Почти все становятся верующими, как только услышат от врача смертельный диагноз. Вот тут атеистов единицы. Это как во время войны — когда в атаку бросались, все становились в этот момент верующими. Но это экстремальная ситуация, а вот в мирное время…

 

Наша с вами задача — перевести формально православных в реально воцерковленных верующих людей. Давайте скажем, что есть, наверное, еще более сложная статистика и менее привлекательная для всех нас. Из числа людей, которые в храм ходят, каков процент тех, которые в своей личной, общественной и семейной жизни мотивируются христианской нравственностью? Еще ниже будет процент. Но это все задачи для нас, а статистика, конечно, очень радует.

 

Есть ведь и другая статистика, с которой меня вчера познакомили: 67% украинского общества заявляют о том, что доверяют церкви. Этот процент абсолютно несоизмерим ни с одним другим показателем в отношении того или иного лица или институции.

 

Казалось бы, как хорошо, какой большой процент, а ведь на самом деле — это опять вызов для нас, ведь эта статистика может измениться до неузнаваемости, если мы не будем трудиться. Поэтому статистические данные, которые сегодня имеют место, — это, с одной стороны, очень утешительные и радостные. И нас Господь поддерживает даже этими данными, потому что в них есть Божье чудо, чтобы народ, прошедший через три поколения безбожия, сегодня заявлял в таких огромных процентах о своей приверженности Православной Церкви.

 

Но, с другой стороны, это и огромная для всех нас задача. А вот как предотвратить все эти тенденции секуляризации, обмирщвления сознания — невероятно сложная задача. Господь-то ведь адресуется не к плоти, а к духу. Господь-то требует от нас не катиться вниз под горку на санках, а карабкаться к вершине.

Мы в неравном положении со всеми этими масс-медиа, стандартами жизни, глянцевыми обложками журналов, с телевидением, которое промывает мозги нашему народу. Мы в неравном положении. Они апеллируют к инстинкту, что очень просто, а мы апеллируем к духу.

 

Но что удивительно, и это ведь чистое Божье чудо, и никаких доказательств бытия Божия не надо: ведь наша проповедь усваивается людьми, и сегодня 72% даже, может быть, невоцерковленных людей в глубине своего сознания и сердца понимают, где правда.

 

Правда в нашем служении, и это дает огромные силы и очень вдохновляет. Это действительно Бог с нами, но при всем этом невозможно расслабляться. А вся вместе церковь должна служить людям во имя спасения, не во имя достижения политических целей, а во имя спасения. Я думаю, что это очень вдохновляющее, замечательное, радостное служение, хотя и очень трудное, требующее сил и мужества.

На основе аудиоверсии встречи, предоставленной "радио-Эра" FM, подготовил Владимир Скачко, Версии

 

Комитет

 


Версия для печати Обсудить на форуме (0)
Nick: Сообщение:
НОВОСТИ
Понедельник, 18.03
Воскресенье, 17.03
Среда, 06.03
Четверг, 29.02
Среда, 28.02
Вторник, 27.02
Суббота, 24.02
Вторник, 20.02
Понедельник, 19.02
Среда, 14.02
Среда, 29.11
Вторник, 21.11
Понедельник, 20.11
Пятница, 17.11
Среда, 15.11
Вторник, 14.11
НАШ ОПРОС
КАКОЕ ВТОРОЕ ГРАЖДАНСТВО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ?
Российское
Израильское
Американское
Не хочу получать
Я гражданин только своей страны
Не скажу
Ваш вариант
Любое, только не украинское

©komitet.net.ua, 2006