Виктор Ющенко неожиданно вспомнил… о молодежном кредитовании. Не знаю, какая муха его укусила, ибо о компенсации процентных ставок по кредитам на жилье для лиц до 35-ти уже все благополучно забыли. Задолженность Фонда содействия молодежному строительству исчисляется миллиардами. Проблемы начались задолго до кризиса, а сейчас, когда банки не дают кредиты даже на развитие бизнеса, говорить о выделении 50 млн. грн. под данный проект – по меньшей мере наивно. И попахивает каким-то умыслом…
На днях мне рассказали прикольный анекдот. Если вкратце, то поехали Юлия Владимировна и Виктор Андреевич вместе по стране. Не надо ухмыляться, сами понимаете – анекдот. Приезжают в детский садик. Детишки их умилили, воспитатели, естественно, жалуются: то надо и это надо. Ющенко стоит, записывает, а Юля отмороженная. «Пиши – не пиши, – говорит, – денег в бюджете нет». Та же самая картина повторяется в школе.
Наконец, приехали в тюрьму. Тут все наоборот: Ющенко стоит отмороженный, а Юля все старательно записывает. Едут обратно вместе (повторяю – это анекдот). Ющенко спрашивает: «Ось ви, Юліє Володимирівно, коли дітям щось треба – чи книжки українською мовою, чи опалення, чи іграшки, – ніби і не чули. А як зекам нову парашу справити – завжди готові. Це ж не громадянська позиція…».
На что Юля отвечает: «Виктор Андреевич, будьте реалистом – ни в садик, ни в школу мы уже точно не попадем…».
К чему я все это рассказываю? К тому, что наш милый гарант, видимо, решил справить кому-то из молодых квартирку. Не иначе. Сам он по возрасту под молодежное жилищное кредитование не подходит. А объяснить категоричность его формулировок только заботой о благе нации – это, как говорят в Одессе, «не смешите мои тапочки».
Нет, можно, конечно, связать сказанное с выборами. Но насколько привлекательной фишкой может быть идея реанимации не оправдавшего себя проекта, я не знаю.
Вообще, все сказанное президентом звучит не только смешно, но и по-дилетантски. Например, он заявляет, что «в 2009 году должен быть полностью решен вопрос выплат частичной компенсации процентной ставки по кредитам коммерческих банков молодым семьям в рамках государственной программы обеспечения молодежи жильем».
И что «большой ошибкой этого года является отсутствие в государственном бюджете средств на кредитование жилья для молодежи».
Он подчеркнул, что «государственная программа состоит из двух частей: кредитования и компенсации процентной ставки».
Дальше – больше: «Надо понять одно: если идти политикой возмещения процентных ставок, программа должна ежегодно иметь свое наполнение... программа должна быть цельной и знаковой для всех правительств, независимо от цветов и фамилий».
«Я предполагаю, что в ближайшую неделю будет принята инициатива Министерства семьи, молодежи и спорта, которая заключается в выделении 300 млн. грн. для многодетных семей, которые воспитывают 6 и больше детей. Также для молодежного строительства будет выделено 100 млн. грн. в рамках изменений в бюджет».
«По инициативе Министерства, очевидно, будет предусмотрено дополнительно 50 млн. грн. на компенсацию процентной ставки».
«Моя позиция, мое поручение правительству – в 2009 г. обеспечить стопроцентные расчеты с 17 тыс. молодых семей, которые нуждаются в такой компенсации».
Наговорил, конечно, много всякого. Забыл лишь упомянуть, что, кроме молодежного кредитования, в Украине реализовывалось около 13 жилищных программ. И все, кто под них подпадали, формально могут требовать такого же к себе внимания со стороны гаранта или обидеться на него, что он не замечает их проблемы.
Что касается Фонда содействия молодежному строительству, то это отдельная тема. Задолженность фонда давно превысила 5 млрд. грн., а заключение новых договоров приостановлено еще несколько лет назад.
Напомню, что порядок частичной компенсации процентной ставки кредитов коммерческих банков молодым семьям, возрастом до 35 лет включительно, был утвержден 4 июня 2003 года постановлением Кабинета министров Украины №853.
Его суть заключается в том, что молодая семья или одинокий гражданин берет кредит в коммерческом банке на его условиях для приобретения жилья. А государство в лице Фонда содействия молодежному строительству компенсирует часть процентной ставки по кредиту в размере учетной ставки НБУ на день заключения кредитного договора. Пока компенсации платились, это было примерно 9% из 13-16%.
Однако и здесь не все так просто. Расчетная стоимость 1 кв. м жилья, которая используется при исчислении компенсации, определяется местными органами власти и была значительно меньше реальной рыночной стоимости жилья. В итоге фактический размер компенсации составлял в среднем не 9,5, а только около 3%. Стоит ли овчинка выделки? Вопрос.
К тому же в случае досрочного погашения кредита или задержки платежа по нему более чем на три месяца следовало автоматическое расторжение договора о предоставлении компенсации. Что забавно – при задержке компенсации по вине государства платить также требовалось самому. И как вы понимаете – полную сумму.
А поскольку почти все договора по «молодежке» заключились банками по максимально высоким на тот момент процентам, существовала опасность вместо экономии за счет государства платить больше других, но уже из собственного кармана.
На фоне этой сомнительной выгоды сыпались обвинения в коррупции Фонда. А Фонд сетовал, что отдельные молодые семьи, которые на самом деле обеспечены жильем и денег имеют немеряно, используют льготную программу для покупки еще одной квартиры или дома, чтобы впоследствии получить выгоду.
Посему были придуманы альтернативные программы. Такие, как списание части кредита за рождение детей, особо льготное кредитование в сельской местности и др. Все не упомнишь. Тем более что они все равно остались на бумаге.
Кроме того, чиновники ломали головы над поисками выхода. Среди вариантов решения проблемы, предлагавшихся Минстроем, называлось продолжение программы молодежного кредитования с введением ряда дополнительных механизмов (адресные субсидии, система жилищных сбережений).
Но поскольку все равно возникала потребность в новой концепции или очередной социальной программе, они так и не претворялись в жизнь.
И тут Виктор Андреевич ни с того, ни с сего реанимировал «протухшую» до нельзя популистскую фишку. Зачем? Кто ему подсказал? Кто там вылез, чтобы срубить на этом деле бабло? Не уточняли. Сам покажется, достаточно только следить за статьями с явным пиар-привкусом.
Удивляет другое. Президент у нас все-таки бухгалтер, почти экономист, работал в банке, да еще и Национальном, имеет опыт пребывания на должности премьер-министра. Чего ж он ведется на всякую чепуху? Мог бы предложить что-то новое, интересное, необычное. Пусть нереальное, но не такое же старье.
Ведь совершенно ясно, что это даже не реанимация, как мы сказали выше, а эксгумация идеи, доказавшей свою полную нежизнеспособность.
Галина Акимова, Версии
Комитет