МУДРОЕ ВСЕГДА
Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидуумов. Томас Карлейл.
Бедность - корень всех беспорядков в стране. Мо-цзы.
  ГЛАВНОЕ СЕГОДНЯ  
ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   ПОЛИТИКА   НАШ ИЗБИРАТЕЛЬ   СУД & ДЕЛО   СЛУХИ   ЗАБОРНЫЙ ЧАТ   ФОРУМ   ГАЛЕРЕЯ   БИЗНЕС  
NED: Имя им Легион

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
Чужие в Украине: Дети Грантов

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Евреи и создание третьего Рейха

Части: 1, 2
ОБЫКНОВЕННЫЙ СИОНИЗМ

Части: 1, 2, 3, 4, 5
ЕВРЕЙСКИЕ ДИВИЗИИ СТАЛИНА

Части: 1, 2
WIKILEAKS: США О КОМИТЕТЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ДОНБАССА

Части: 1
Новости@mail.ru:

АНДРЕЙ ЮЩЕНКО – ПЕРСОНАЖ И «ЛЕГЕНДА»
Часть 1 | Часть 2
ФСБ ОБЛИЧАЕТ: ОУН-УПА – ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ

Части: 1, 2, 3
ЙА – БЛОНДИНКО? НЕТ, Я СЕКРЕТАРЬ!

Часть 1 | Часть 2

ЦЕНТР политического прогнозирования UA-PRAVDA





Одесская  Общественная Организация 'Единое Отечество'






Версия для печати БИЗНЕС
«ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ» НАЛОГОВОГО РАЯ

Свободные экономические зоны в Восточной Европе скомпрометировали прогрессивные формы международного разделения труда. Использование этой формы налоговых преференций в условиях коррумпированной власти в Украине... нанесло огромный ущерб государству и обогатило элиту «в законе», связанную с криминальным офшорным бизнесом для избранных...

В современном мире важными показателями успешной рыночной трансформации является создание свободных экономических зон (СЭЗ) и международных транспортных коридоров. И тут экономические «достижения» Украины (а также России) есть с чем сравнивать.

ВВП Китая вырос за три десятилетия политики открытой экономики в 15 раз, тогда как в результате цунами бездумной демократии и имитационных «реформ» Россия и Украина не могут достичь уровня 1990 года, а в промышленности и сельском хозяйстве уровня соответственно середины 80-х и 70-х годов прошлого века.

Если взглянуть на опыт Украины по использованию налоговых преференций в открытой экономике, то можно видеть, что в результате «оранжевого» прорыва ВВП страны опустился до уровня 60 % от начала 90-х годов. Размер теневой экономики превышает 40 % ВВП.

 

Из-за политической и экономической нестабильности украинские граждане держат «под подушкой» свыше 50 млрд. долларов. И каждый раз, когда украинская власть, увешанная до пупка купленными учеными званиями и степенями, не знает выхода из создавшегося положения (а это её перманентное состояние), она по инерции использует преференции свободных экономических зон.

 

В интересах «правильно» ориентированных организованных партийных бизнес-группировок. Даже «проблему 2017 года», связанную с выводом Черноморского флота из Севастополя, Киев предлагает решать с помощью СЭЗ.

 

В Украине с первых лет независимости было создано более десяти СЭЗ, в том числе «Сиваш» в Крыму, «Донецк» и «Азов» в Донецкой области, «Закарпатье» в Закарпатской области, «Яворов» во Львовской области, «Славутич» в Киевской области, «Интерпорт-Ковель» в Волынской области, а также «Порто-франко» в Одессе и «Рени» в Придунавье.

 

В стране был введен специальный режим инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития в Крыму, Донецкой, Луганской, Закарпатской, Львовской, Житомирской, Черниговской, Волынской областях, в городах Шостке (Сумская область) и Харькове.

 

Рекордсменом явилась Донецкая область, где действовали 11 СЭЗ и 9 территорий приоритетного развития. В Донбассе с 1998 по 2005 гг. за счёт налоговых льгот было привлечено $1,2 млрд. инвестиций, или по $171 млн. в год. Закон о деятельности СЭЗ и ТПР в Донецкой области позволил частично смягчить последствия экономического кризиса 1998 года.

 

Угледобыча, металлургия, машиностроение и пищевая промышленность были объявлены приоритетными видами деятельности. За ввоз импортного оборудования не взимались таможенные пошлины. Бизнес ТПР не отчислял государству в течение пяти лет налог на прибыль, а аккумулированный капитал направлял на рефинансирование и расширение производства.

 

Однако реальность оказалась далека от намерений. Например, СЭЗ «Донецк» специализировалась, в частности, на производстве не пользующихся большим спросом холодильников «Норд» и мясных продуктов за счёт преференции по ввозу импортного мяса, что добивало украинского фермера.

 

Масштабы прямых иностранных инвестиций в СЭЗ из-за перманентной политической нестабильности в стране оказались незначительными и практически не связанными с привлечением высоких технологий.

 

Например, зона Порто-франко в Одесском порту работает с 2001 года. В зарегистрированных проектах прямые иностранные инвестиции составляют примерно $7 млн. Основной зарубежный инвестор пришел из… Болгарии. Для сравнения, только японцы вложили в СЭЗ Констанцы $100 млн. из одного миллиарда долларов планируемых инвестиций.

 

Создание СЭЗ в Украине говорит о крупномасштабной имитации этой прогрессивной формы мирохозяйственной интеграции.

 

Механизм функционирования свободных экономических зон  в Украине напоминает заповедники коммунизма из недалёкого прошлого, когда энергичный руководитель добивался льгот для создания образцово-показательного колхоза или завода в социалистическом окружении.

 

Власть раздала индульгенции депрессивным районам за счет находящихся не в лучших условиях других украинских товаропроизводителей. Только в отличие от средневековья, где индульгенция рассматривалась как универсальная грамота об «отпущении грехов», в украинском варианте долги прощаются избранным или социально опасным для благополучия власти территориям.

 

Свободные экономические зоны в Украине не стали локомотивом развития предпринимательства. Появление множества зон и территорий с льготным режимом привели к дискредитации этой формы открытой экономики. В законодательных актах по созданию СЭЗ доминируют элементы зарегулированности и государственного контроля, иерархия уровней управления не сокращается, а значительно возрастает.

 

Государственные органы влияют на выдачу лицензий, дают или не дают разрешения на создание предприятий, регулируют регистрацию проектов и заключение контрактов. Администрации экономических зон вмешиваются в предпринимательскую деятельность.

 

Особенность специальных зон по-украински заключается в том, что правительство берёт на себя роль предпринимателя, создаёт преференциальные условия для бизнеса на государственных ресурсах (доступа к бюджетным финансам и госзаказам). При этом государство устраняется от создания производственно-коммуникационной инфраструктуры СЭЗ, что является обязательным условием их успешного функционирования.

 

Специальные экономические зоны и территории приоритетного развития на Украине не стали эффективным механизмом выведения промышленности и депрессивных территорий из кризиса.

 

Модель свободных экономических зон по-украински предполагает, что преференции предоставляются не с целью привлечения зарубежных инвестиций и технологий, а в интересах местных бизнес-группировок в обмен на их лояльность властям.

 

Этот механизм активно использовался «гарантом Конституции» для продления своих президентских полномочий. Местные организованные бизнес-группировки, оказавшие значительную финансовую поддержку кандидату в президенты, получали от победителя льготы за счёт государственного бюджета.

 

Раздача преференций приобрела такие масштабы, что в 2000 г. МВФ поставил в качестве одного из условий выделения Украине очередных кредитов отмену налоговых льгот и ликвидацию на территории страны всех свободных экономических зон. Многочисленные преференции ещё больше увеличили дефицит государственного бюджета. И согласно логике экспертов МВФ, если страна просит кредиты, она, прежде всего, должна ликвидировать налоговые «дыры» в собственном бюджете.

 

В прошлом СЭЗ предполагалось использовать по аналогии с космическим кораблём в качестве стыковочного узла между двумя сверхдержавами, имеющими различные технологические пирамиды. Вместо этого произошло самоубийство советской сверхдержавы, а большинство высоких технологий было утрачено.

 

Прошли годы, и изменился мир. Запад вошел в постиндустриальную эпоху. Индустриальные СЭЗ в качестве стыковочных узлов стали неэффективными. В международных экономических отношениях на первое место вышли научно-технологические зоны (технополисы). Политика Европейского Союза в последнее десятилетие была направлена на закрытие традиционных СЭЗ, которые являются формой мирохозяйственной интеграции индустриальной эпохи.

 

Поэтому полукриминальные СЭЗ («малины») в странах Восточной Европы превратились в стыковочный узел с коррумпированной властью и с развивающимися странами (Турцией, Болгарией, Иорданией и др.). Но они оказались непригодны для интеграции со странами Запада. ВТО также не допускает политических преференций в отношении украинского бизнеса.

 

Наша концепция поэтапной мирохозяйственной интеграции на основе создания СЭЗ предусматривала единое правовое поле для иностранных и отечественных субъектов предпринимательской деятельности. Этот принцип был нарушен в принятых законах, где предусматривался «отбор» зональных предприятий (на практике по принципу лояльности властям).

 

Вместо поэтапного открытия экономического пространства страны была использована «шоковая терапия», приведшая к резкой дифференциации общества на очень богатое меньшинство и очень бедное большинство.

 

В криминально-коррумпированном государстве, где норма прибыли составляет до 300 %, СЭЗ практически не нужны.

 

Украинские криминальные СЭЗ обещала ликвидировать «оранжевая власть», отменившая в марте 2005 года налоговые льготы. Однако логического завершения это не получило. Законы о СЭЗ не соответствуют международному праву, и дела инвесторов против государства Украина были бы проиграны в судах.

 

Пришедший после парламентских выборов 2006 года к власти представитель донецкой финансово-промышленной группировки одним из первых своих решений на посту премьер-министра временно восстановил преференциальный режим для «донецких».

 

***

 

На фоне оглушительного провала создания СЭЗ в странах Восточной Европы массовым стало использование механизма офшорной юрисдикции. А Украина, по мнению экспертов, даже находится в числе лидеров по количеству созданных офшорных компаний.

 

Офшорный бизнес сегодня - непременная часть мировой экономики. С целью минимизации налогов и защиты частного капитала офшорный бизнес присутствует практически во всех сферах предпринимательской деятельности. Многие западные банки имеют дочерние филиалы в офшорных зонах.

 

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), треть мировых банковских депозитов хранится в крупнейших центрах офшорного бизнеса. Офшорные банки укрывают около $11,5 трлн.

 

Офшорный бизнес особенно привлекателен для резидентов из Восточной Европы, капитал которых имеет нелегальное происхождение.

 

Национальная юрисдикция по-разному классифицирует офшорный бизнес. Например, украинское правительство к офшорным зонам относит 37 территорий. И согласно закону «О налогообложении прибыли предприятий», облагаются налогом в 15 % перечисления денежных средств резидентами офшорным компаниям, выполняющим работы в Украине.

 

Офшорная юрисдикция даёт широкие преференции, главными из которых для резидентов из коррумпированного государства являются полное или существенное освобождение от налогов на прибыль и капитал, а также полная конфиденциальность информации о собственниках офшорного бизнеса.

 

В цивилизованных же странах офшорные компании, например в банковском деле, используются для оперативного вложения капитала в перспективные проекты в любой стране мира.

 

На саммите «большой двадцатки» были декларированы намерения усилить борьбу с офшорным бизнесом. ОЭСР опубликовала три списка офшоров:

 

- страны, соответствующие международным банковским стандартам,

 

- страны, взявшие на себя обязательства по соответствию международному налоговому стандарту, но в недостаточной мере их выполняющие,

 

- страны, не соответствующие международным налоговым стандартам.

 

Это запоздалое решение в действительности лишь констатирует, что офшоры сыграли свою роль в глобальной конкуренции. По мнению Юрия Болдырева, офшоры позволили выкачать у конкурентов не только огромные ресурсы.

 

Офшорный бизнес эффективно осуществил подкуп государственной власти в странах криминально-коррумпированной демократии.

 

Через подкуп чиновников разлагающе действовал на механизм государственного управления и способствовал ослаблению роли государства на мировых рынках. Особенно в крупных масштабах офшорная юрисдикция использовалась для доступа к полезным ископаемым.

 

Если в Соединённых Штатах добычу полезных ископаемых может осуществлять только частная компания американской юрисдикции, то в России, например, допуск к недрам получил офшорный бизнес, не несущий юридической ответственности за нарушения природоохранного и трудового законодательства.

 

Каков вывод?

 

Свободные экономические зоны в Восточной Европе скомпрометировали прогрессивные формы международного разделения труда. Использование этой формы налоговых преференций в условиях коррумпированной власти в Украине, а также в России нанесло огромный ущерб государству и обогатило элиту «в законе», связанную с криминальным офшорным бизнесом для избранных.

 

Введение жёстких международных мер в отношении офшорной юрисдикции может иметь для двух наших стран серьёзные политические последствия.

 

Владимир ДЕРГАЧЁВ, ОДНА РОДИНА

 

Комитет


Версия для печати Обсудить на форуме (0)
Nick: Сообщение:
НОВОСТИ
Понедельник, 18.03
Воскресенье, 17.03
Среда, 06.03
Четверг, 29.02
Среда, 28.02
Вторник, 27.02
Суббота, 24.02
Вторник, 20.02
Понедельник, 19.02
Среда, 14.02
Среда, 29.11
Вторник, 21.11
Понедельник, 20.11
Пятница, 17.11
Среда, 15.11
Вторник, 14.11
НАШ ОПРОС
КАКОЕ ВТОРОЕ ГРАЖДАНСТВО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ?
Российское
Израильское
Американское
Не хочу получать
Я гражданин только своей страны
Не скажу
Ваш вариант
Любое, только не украинское

©komitet.net.ua, 2006