Не могу я налюбоваться на эту страну и ее уморительных лидеров. Вот, Юлия Владимировна объявила, что предыдущее правительство украло три самолета, проплаченных Муаммаром Каддафи. Забыв упомянуть, что самолеты в Харькове только собирают, и лишь один из них – «на крыле». Еще она собирается строить перерабатывающий завод для ливийской нефти, на добычу которой у обанкроченного «Нефтегаза» нет ни копейки.
Трудно жить в стране сплошных парадоксов и анекдотов. Трудно, но весело, особенно в период выборов. Когда в стране пригрело солнышко, ЮВТ потянуло в теплые края. Съездила на экскурсию в Ливию, примеряла местный национальный наряд, полюбовалась на верблюдов и пальмы в кадушках и… слегка перегрелась на солнышке.
Хотя солнышко, говорят, тут не при чем. Проблема в интеллектуальном обеспечении визита. К сожалению, Григорий Немыря, хоть и не глупый мужик, но не очень хорошо разбирается в подоплеках сотрудничества с непростыми странами и еще меньше влияет на премьер-министра, чтобы донести до нее свою точку зрения.
В результате Леди Ю постоянно говорит глупости, вызывающие улыбку у самых заурядных бизнесменов, работающих на «ливийском направлении». Как сказала бы баба Параска, «чула звін, да не знає, де він».
Поясню, в чем дело. На сегодняшнем заседании Кабмина Юлия Тимошенко назвала предыдущее правительство нечестивым и бездарным и обвинила в воровстве средств, которые были выплачены Ливией за поставку трех самолетов украинского производства.
«Переговорный процесс относительно авиастроительства проходил достаточно тяжело, несмотря на то, что наши «Аны» чрезвычайно необходимы африканским странам.
Фактически рынок для нас был закрыт после того, как Ливия проплатила три самолета, а предыдущее правительство эти средства на оффшоры размыло. А на самом деле самолеты поставлены не были. И Ливия осталась с проплатой средств, но без самолетов», – заявила Тимошенко.
Теперь поясню, о чем речь. Ливийцы уже много лет примеряются к нашим самолетам. В 2001 году они прощупывали почву насчет того, чтобы Киевский государственный авиационный завод «Авиант» поставил им два самолета Ан-124-100 «Руслан» (б/у) и два «легковых». В Ливии очень хорошо знают об авиационной промышленности Украины, и марка «Ан» у них популярна – она работает как сельская авиация.
Надо честно признать, что украинские «Аны», особенно те, которые делают в Харькове, это, мягко говоря, не бизнес-джеты. Опыта производства дорогостоящих летательных аппаратов в люкс-исполнении у нас нет. И это сильно сказывается на специфике продукции.
Но Каддафи человек со странностями, эмоциональный, и вместо того, чтобы не морочить себе голову и купить шестиместный сверхзвуковой «Премьер» или «Гольфстрим» с белыми кожаными сидениями, во время визита в 2003 году в Ливию Леонида Кучмы заказал два Ан-74ТК-300 в люксовом исполнении.
Прошло еще немного времени, и в 2005 году был заключен договор с Ливией на поставку этих самолетов.
Харьковчан это озадачило по двум причинам. Во-первых, самолеты были в проектном состоянии (т.е. на бумаге), во-вторых, они не совсем четко понимали, что такое люкс. Поэтому на этапе дизайна доходило до того, что кресла хотели приспособить с какого-то люксового микроавтобуса. Но потом передумали и решили делать отдельно. Это оказалось совсем трудно. Почти так же, как сельскому сапожнику пошить туфельки для кинозвезды на церемонию «Оскар».
Тем не менее, самолет все-таки героически построили. Не сразу, но построили. Его первый взлет состоялся 21 ноября 2008 года. Это я к тому, что предыдущее правительство никак не могло украсть деньги Ливийской Джамахирии, поскольку летательный аппарат (пардон, за тавтологию) взлетел уже при Юлии Владимировне.
Полет не сильно впечатлил конструкторов, поэтому решили провести дополнительные испытания на предмет того, дотянет ли чудо-машина до Ливии. В марте 2009 года. испытания были, наконец, завершены, после чего самолет вернулся на завод для установки интерьера и проведения новых, заводских испытаний.
Пока доводили машину до ума, объявился еще один претендент на нее – ОАО "ЛК "Укртранслизинг". Он злобно пытался отобрать ее за долги через суд. Но сказка закончилась счастливо. Самолет, говорят, уже в Триполи. Еще один в работе.
Теперь о нефти. Ее у Ливии – как у дурака фантиков. По разведанным запасам она занимает четвертое место в мире. Но…
Во-первых, в труднодоступных районах (отчего добыча стоит дорого), во-вторых, нет инфраструктуры для транспортировки. Россияне взялись построить трубопровод. Однако ливийцы любят примеряться, торговаться, но не покупать. Поэтому строительство трубопровода там еще на начальной стадии.
До Юлии Владимировны за ливийской нефтью ездили все украинские премьеры, президенты и главы НАК «Нефтегаз». И всем специалисты поясняли: везти в Украину нефть из Ливии смысла нет. Все наши заводы приспособлены для работы с российской нефтью, которая приходит к нам по трубопроводам. Переработать ливийскую нефть мы не сможем.
Посему разговоры о том, что Ливия готова поставлять 600 тыс. т нефти для Кременчугского нефтеперерабатывающего завода, это в значительной степени беллетристика.
Еще большая беллетристика – концессия на добычу ливийской нефти силами «Нефтегаза Украины». Дело даже не в том, что на это у нас нет средств. Не стоит забывать, что концессия предоставляется на условиях распределения продукции (вспомним скандал с «Ванко»). Часть добытого сырья достанется Ливии как владельцу месторождений, а остальное – Украине.
Украинские геологи уже тщательно изучали имеющиеся данные и отобрали девять блоков из 100, которые потенциально могут нас заинтересовать. Но коммерческие условия, предложенные Ливией, были настолько невыгодны нам, что от идеи концессии пришлось отказаться.
В связи с этим новость о том, что возле Одесского припортового завода будет строиться специальная НПЗ для переработки 10 млн. тонн ливийской нефти в год, очень напоминает продажу участков на Луне. Забавно, но в качестве бизнес-проекта абсолютно бесперспективно.
Галина Акимова, Версии
Комитет