Странам ЦВЕ угрожает катастрофа. Если до этого дойдет, они потянут за собой большую часть Европейского Союза. Сложилась чрезвычайная ситуация, и никто не видит легких решений. МВФ не располагает достаточными средствами, чтобы провести спасательную операцию столь впечатляющих масштабов. Рецессия распространяется настолько быстро, что министерства финансов и цетробанки крутятся, словно белка в колесе, стараясь погасить вспыхивающие один за другим пожары. То, что груз испытаний их раздавит, - это только вопрос времени.
Эффект домино
Если допустить крах одной страны в регионе, остальные начнут валиться в полном соответствии с эффектом домино. Эти события, не исключено, вызовут драматические перемены в политическом ландшафте. Нельзя исключать даже рост тенденции фашизации обществ. Собственно, победа ВО «Свобода» Олега Тягнибока на выборах в Тернопольский областной совет, рост его популярности в Западной Украине и Центре говорит о том, что возможны самые трагические повороты.
Редактор экономического отдела британской газеты «Daily Telegraph» Эдмонд Конвей пишет: «На саммите G7 в Риме руководитель МВФ предостерег, что жертвами экономического кризиса падет «вторая волна» стран. Они рассчитывают, что МВФ вытащит их из финансовых трудностей…
Тем временем экономики некоторых из них придавлены их банковской системой и финансовыми обязательствами. Существует даже опасение, что эти страны могут оказаться жертвами дефицита платежного баланса и валютного кризиса, как Исландия, получившая в прошлом году чрезвычайную помощь».
Иностранный капитал убегает, «задрав штаны», - в течение нескольких месяцев из региона ушло две трети прежних инвестиций. Дефляция валит стоимость активов, увеличивая безработицу и задолженность финансовых институтов. Лишенные капитала экономики превращаются в пустыни.
В Брюсселе говорят, что Украина находится на грани банкротства, но с помощью не спешат. Польша, Латвия, Литва, Венгрия погрузились в глубокую депрессию.
Свободный капитал – редкая птица
Больше всех потерпели страны, которые приняли на вооружение неолиберальные рецепты из Вашингтона. Развитие внутреннего рынка было принесено в жертву экономическому росту, основанному на росте внешней задолженности и экспорте.
Надеялись на чудо, но, вместо него, пришла беда. Экспорт сократился до исторического минимума, а внутреннего потребителя нет.
Свободный капитал в этих странах превратился в редкую птицу, место для которой в «красной книге». Между тем, предприятия все более остро нуждаются в дополнительных средствах, чтобы покрыть падающую стоимость своих акций. В этой ситуации либо МВФ бросит спасательный круг, либо ЦВЕ утонет.
Экономический обозреватель британской газеты «Daily Telegraph» Эмброс Эванс-Причард написал серию статей о ЦВЕ. В одной из них, под заглавием «Если не удастся спасти Восточную Европу, произойдет мировой крах», опубликованной в середине феврале, он писал: «Неделей ранее министр финансов Австрии Йозеф Прелл сделал ряд отчаянных заявлений о том, чтобы собрать 150 млрд. евро на спасение бывшего советского блока. Он имел на то причины: австрийские банки одолжили странам этого региона 230 млрд. евро, что равно 70% ВВП Австрии».
Между тем, потеря уже 10% этого долга привела бы к разрушению финансового сектора Австрии, писала венская газета «Standard». Однако на деле положение гораздо хуже.
В Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР) говорят, что «аварийность» кредитов странам ЦВЕ может достигнуть даже 20%. Если учесть, что на конец сентября прошлого года общая задолженность стран ЦВЕ составила 1, 655 трлн. долларов, из которых 1, 511 трлн. долларов приходится на банки Западной Европы, действительно, можно говорить о пороге катастрофы.
Характерно, что Йозеф Прелл не забыл об Украине. «Украина - важная страна, и мы должны постараться избежать эффекта домино внутри ЕС, который произойдет, в случае если в таком огромном соседнем государстве произойдет экономическая или политическая катастрофа», - сказал министр в интервью британской газете «Financial Times».
Однако к мнению Йозефа Прелла лидеры ЕС не прислушались. Как отвергли и т.н. «план Дьюрчаня», премьера Венгрии, который предложил, чтобы Евросоюз и другие международные организации оказали странам ЦВЕ финансовую помощь в размере от 160 до 190 миллиардов евро.
На саммите ЕС 1 марта Ангела Меркель заявила, что не во всех странах ЦВЕ такая тяжелая ситуация, как в Венгрии, и возможность предоставления финансовой помощи следует рассматривать для каждой страны отдельно.
«На мой взгляд, ситуация там разная. С Венгрией нельзя сравнивать ни Словению, ни Словакию», - сказала Ангела Меркель. Кроме того, она отметила, что Будапешт уже получил 20 млрд. евро из средств МВФ, намекнув тем самым, что пора бы венграм и остановиться. Тем дело и закончилось. Но не проблемы ЦВЕ.
Эванс-Причард пишет далее: «Стефен Йен, директор валютного отдела в банке Morgan Stanley, рассказал, что Восточная Европа задолжала более 1,7 трлн. долларов, и большая часть этих кредитов – краткосрочные. В нынешнем году должна либо выплатить 400 млрд. долларов, что равно трети регионального ВВП, либо договориться об отсрочке платежей». Удачи! Кредитное окошко, между тем, плотно закрылось.
Восточный блок почти все свои долги приобрел в Западной Европе, а точнее – в австрийских, шведских, греческих, итальянских и бельгийских банках. Более того, 74% всего портфеля кредитов для «восходящих рынков» в сумме 4,9 трлн. долларов приходится на западноевропейские банки. Они в пять раз больше рискуют потерпеть крах, чем американские или японские банки, считают в МВФ.
Экономический кризис быстро перерастает в кризис политический. Даже Брюссель оказался не в состоянии помирить Виктора Ющенко и Юлию Тимошенко в Украине, судятся Лех Качиньский и Дональд Туск в Польше, сменилось правительство в Литве, 24 марта пало правительство Мирека Тополанека в Чехии, заявил об уходе в отставку премьер Ференц Дьюрчань в Венгрии и т.д.
В столицах некоторых стран ЦВЕ уже наблюдаются народные волнения. Каждую минуту беспокойство общества может вылиться на улицы. Правительствам следовало бы действовать быстро и решительно. Но самое главное, что нужно, - это валютная помощь и гарантии поддержки извне. Если этого не будет, всплеск гнева, а, возможно, что-то еще хуже, неизбежен.
В Европе хуже, чем в США
«МВФ ожидает убытков от кризиса на 2,2 трлн. долларов – на сегодня глобальные банки потеряли половину этой суммы, - пишет Эванс-Причард. - Но в наиболее плохом состоянии счета европейских банков, которые могут потерять в Восточной Европе 1,6 трлн.
Задолженность предприятий в Европейском Союзе равна 95% ВВП ЕС, в то время как задолженность американских предприятий равна 50% ВВП Соединенных Штатов. Это обстоятельство беспокоит все больше по мере того, как нарастает лавина невыполненных обязательств».
Кризис сильно ударил по ЦВЕ. Но еще хуже то, что теперь уже вся Европа заражена вирусом, который порожден на Уолл-Стрит. В декабре прошлого года объем промышленного производства в еврозоне упал на 12% относительно того же месяца 2007 года, что стало рекордным снижением с начала отслеживания этих данных в 1986 году. В 2009 году европейские компании продолжают сокращать объемы производства, поскольку глобальный кризис негативно сказывается на уровне спроса.
По прогнозам президента мюнхенского Института экономических исследований Ханса-Вернера Зинна, снижение ВВП в странах Евросоюза составит в текущем году более 3%, а для мировой экономики в целом - примерно 1,5%. Международный валютный фонд объявил 19 марта, что впервые за 60 лет ожидает в 2009 году падения мировой экономики - на 0,5-1,0%.
На саммите Евросоюза в Брюсселе 19 марта после многомесячных споров было принято решение о реализации единой общеевропейской программы по оживлению конъюнктуры. Общий объем средств, которые будут направлены на стабилизацию экономики и рынков, составит 5 млрд. евро. Сумма более чем скромная, если посмотреть на масштаб стоящих проблем.
Правда, страны ЕС, по крайней мере, те, которые располагают собственными средствами, имеют национальные антикризисные программы. Правительство ФРГ приняло даже две программы, направленные на оздоровление экономики.
Первую – еще прошлой осенью, тогда спасать пришлось банки, а вторую – в начале этого года, когда кризис затронул и реальный сектор экономики. Так вот, только второй пакет «стоит» 50 млрд. евро.
Второй по объему пакет антикризисных мер сформировала Франция. Как было объявлено еще в декабре, 26 млрд. евро должны стать серьезным подспорьем для автомобильной и строительной отраслей. Позже в программу были внесены дополнения, согласно которым несколько миллиардов евро решено было направить на поддержку социально наименее защищенных слоев населения.
Правительство Великобритании выбрало совершенно иной путь. С начала года временно снижен налог на добавленную стоимость на два с половиной процентных пункта до разрешенного ЕС минимума в 15%. Правда, спад экономики в стране это не остановило.
«Яркий свет на мрачное положение»
Хуже тем, кто собственных средств не имеет. Но в ЕС все же пошли им навстречу. 21 марта увеличен т.н. «чрезвычайный фонд» для государств ЕС, находящихся на грани дефолта, - с 25 до 50 млрд. евро. Однако, как мы уже убедились, нужна сумма, по крайней мере, в 3-4 раза больше.
Берлинская газета «Der Tagesspiegel» в этой связи 22 марта писала, что решение саммита ЕС удвоить размер так называемого чрезвычайного фонда имеет двоякий эффект: он подпитывает спекуляции о том, что вслед за Венгрией, Латвией и Румынией за помощью к Брюсселю или Международному валютному фонду обратится теперь и другая страна ЕС. Он также бросает яркий свет на мрачное положение в центрально- и восточноевропейском регионе в целом.
Конечно, новые государства ЕС в очень разной степени страдают от кризиса. Однако именно в Восточной Европе аукнулся недостаток бюджетной дисциплины минувших дней. Дефолт одной из стран Евросоюза будет иметь серьезные последствия и для политической крепости всего Евросоюза.
О том же, как поступить со странами, не входящими в ЕС, но остро нуждающимися в финансовой помощи, например, с Украиной, речь не шла. Нам, очевидно, придется довольствоваться «брюссельской капустой», то есть кредитом в 2,5 млрд. долларов на реконструкцию ГТС.
Правда, неизвестно, когда и, главное, от кого этот кредит поступит. Кроме того, отказав в участии в этих делах поставщику газа – России, что выглядит со всех сторон крайне нелепо, Киев усилил напряженность в отношениях с Москвой.
Как следствие плакали 5 млрд. долларов, которые Юлия Тимошенко надеялась выпросить у Владимира Путина. Вот и все, что можно сказать о поездке Юлии Тимошенко и Виктора Ющенко в Брюссель 23 марта на международную донорскую конференцию.
Вполне очевидно, что в Брюсселе и международных финансовых организациях уклоняются от принятия кардинальных шагов, способных реально помочь странам ЦВЕ. Понятно, что каждый день промедления способен обернуться не только катастрофой для этих стран, но и большими неприятностями для всего Запада.
Виталий Дзюба, From-UA
Комитет