Версия для печати
БИЗНЕС
«МАСТЕР-ПЛАН» ЕС И УКРАИНЫ
Состоявшаяся 23 марта инвестконференция в Брюсселе «ЕС - Украина: партнёры по обеспечению газа для Европы» открыла новые аспекты энергетической безопасности на Европейском континенте… Весь ход и решения инвестконференции не приближают, а отдаляют энергетическую безопасность Европы... Закладываются мощные противоречия не только в треугольнике ЕС – Украина - Россия, но и в Евразии...
Первый аспект сформулировал посол США в Украине на прошедшей в тот же день в Киеве конференции «Куда идёт Европа? Горизонты новой архитектуры безопасности на континенте».
У.Тэйлор заявил: «США принимают участие в сегодняшней конференции в Брюсселе, и мы очень хотим, чтобы украинская ГТС стала более эффективной и продуктивной... Наш производственный опыт, сосредоточенный в частных компаниях, показывает, что эти компании хорошо знают, как заботиться о ГТС. И мы с радостью поделимся с Украиной этим опытом. Но на данный момент в США не рассматривается вопрос о финансировании украинской ГТС».
Другими словами: решите пока своими силами вопрос поставок газа в Европу, а мы потом позаботимся о частной украинской ГТС, интегрированной в европейский рынок.
Второй аспект: руководство ЕС и оранжевая власть в Украине публично признали существование сложившегося между ними с декабря 2005 года тандема в обеспечении «газовой безопасности» в Европе.
Отсюда и позиция премьера РФ Владимира Путина: если вы смотрите на Россию как на наблюдателя, игнорируете её роль в поставках газа, пренебрегаете заказами для европейских производителей газового оборудования для России на сумму более 26 млрд. долларов, то со стороны России следует ждать пересмотра принципов отношений со странами Евросоюза.
Третий аспект. Если исходить из подписанного Совместного заявления (Спільна ЄС-Україна міжнародна конференція щодо модернізації газотранзитної системи України), ЕС пошёл навстречу Украине, которая обязалась увеличить пропускную способность ГТС на 60 млрд. кубометров газа. А где возьмутся для транзита эти миллиарды, ни ЕС, ни Украина документально не зафиксировали.
В выступлении Юлии Тимошенко на конференции указывается источник: «газодобывающие регионы» – Россия и Средняя Азия. Однако Россию в течение трёх лет не удосужились пригласить к согласованию условий поставок газа в Европу через ГТС Украины.
Вполне логичен поэтому вопрос российского премьера: «Но кто с нами посоветовался, сможем ли мы транспортировать в будущем такие объёмы, будем мы это делать или нет? Если это небольшой технический сбой в достаточно сложном треугольнике взаимоотношений Россия – Украина - Евросоюз, то это ничего. А если это начало попыток системного игнорирования интересов России, то это очень плохо».
Четвёртый аспект. Если судить по комментариям в украинских СМИ, то в них, в основном, такой демарш в отношении России «приветствуется». Хотелось бы обратить внимание на то, что «мирных» и улыбающихся перед телекамерами украинских голубя и голубки, по-детски наивных, наверное, не заинтересовали слова Ж. Баррозу на итоговой пресс-конференции: «… Как Премьер-министр Юлия Тимошенко, так и Президент Виктор Ющенко, принимали активное участие в этой конференции и показали, что лидеры Украины полностью поддерживают это соглашение. Это был очень важный сигнал не только для Европы, но и для всего мира» - сигнал о том, что Украина согласилась на условия ЕС (хотя украинскому президенту видится обратное – якобы ЕС согласился на условия Украины).
Пятый аспект обусловлен обязательствами, которые взяла на себя Украина (заявление подписала Ю. Тимошенко). Их семь:
- обеспечить независимость оператора ГТС Украины в отношении его юридической и организационной формы, процедур принятия решений и бухгалтерской отчётности, возможности использовать прибыль от транспортировки газа и его хранения, поддержания финансово стабильного положения;
- обеспечить в соответствии с международными финансовыми стандартами и практикой прозрачность и открытость заёмщика, назначенного для осуществления модернизации ГТС Украины, с целью обеспечения равного и фактического доступа к соответствующей финансовой и технической информации, а также контроля за расходованием средств, предназначенных для модернизации украинской ГТС;
- разрешить оператору ГТС работать на коммерческих условиях с целью реализации планов коммерческого развития в долгосрочной перспективе (по крайней мере, пока заимствования для осуществления модернизации будут оставаться непогашенными), а также обеспечения безопасности основных фондов;
- обеспечить формирование тарифов на доступ к сети (в частности, к сети газопроводов высокого давления) с учётом потребности обеспечения целостности и усовершенствования системы, а также отражения действительно осуществлённых затрат (включая полагающуюся доходность инвестиций), а также обеспечить обнародование оператором ГТС достаточно детальной информации о тарифных расчетах, их методологии и структуре; применение тарифов в открытой, объективной и не дискриминационной форме;
- предоставлять третьим сторонам доступ к хранилищам на прозрачных коммерческих условиях и под контролем регуляторного органа;
- гарантировать соблюдение заёмщиком, назначенным для модернизации ГТС Украины, лучших международных правил проведения закупок, а также самых высоких стандартов в отношении охраны природы, управления, охраны здоровья и безопасности, социальной защиты, в частности, тех, которые содержатся в своде законодательства ЕС, и признанных международных стандартах;
- разработать не позже конца 2009 года Программу реформирования газового сектора в 2010-2011 годы, с определением временных рамок, отвечающих обязательствам, которые вступят в силу в контексте Соглашения об Ассоциации между ЕС и Украиной и в контексте присоединения Украины к Соглашению Энергетического содружества, и будут совпадать с общими целями привлечения инвестиций;
Наряду с данными требованиями ЕС и инвесторов к Правительству Украины есть ещё ряд принципиальных положений, закреплённых в Совместном заявлении ЕС и Украины.
Среди них: ГТС Украины рассматривается как уже неотъемлемая часть общеевропейской энергетической структуры; Украина является стратегическим партнёром ЕС в газовом секторе; возможность закупок газа странами ЕС на западных или восточных украинских границах.
Кроме того, в бизнес-планах предусмотрена замена нынешних газоизмерительных станций (9 в России и 2 в Белоруссии), обеспечивающих транзит газа в Европу, на ГИС на украинской территории. Данное требование ЕС к Украине будет исполнено исключительно за счёт грантов, а не кредитов.
Следовательно, украинская ГТС, остающаяся, как подчёркнуто в Совместном заявлении, в собственности Украины, реально может перейти под контроль Евросоюза путём назначения не только заёмщика, но и оператора.
На первый взгляд, это соответствует формуле, которую предложил Ющенко: «Этот проект – панъевропейский, его результат является стратегическим для европейского газового рынка, роли и миссии Украины на этом рынке». Однако Ющенко в Брюсселе не говорил о «миссии» и «роли» Украины. Об этом говорила Тимошенко. Главными её аргументами были следующие:
Во-первых, «наша система [ГТС] является самой мощной в мире по объёму транзита, является своеобразным мостом между самым большим газодобывающим регионом – Россией, Средней Азией и потребителями Европы».
Во-вторых, «расширение ГТС Украины с её огромным техническим потенциалом и развитой инфраструктурой не требует значительных капиталовложений и является очень выгодным экономически для всей газовой сети Европы».
По сравнению с затратами на строительство «Северного» и «Южного» потоков 5,5 млрд. долларов, по её мнению, сущие пустяки.
В-третьих, «мы должны быть уверены в том, что транзит газа будет осуществляться территорией Украины в полном объёме».
В-четвёртых, решение конференции «прекращает все разговоры в отношении ненадёжности газотранспортной системы Украины, потому что подаётся сигнал, что этот процесс поддерживается Европой, поддерживается Украиной и, убеждена, также поддерживается Российской Федерацией».
В-пятых, «Украина, как и Европейский Союз, имеет чёткие намерения привлечь Россию как партнёра к этой большой программе реконструкции и модернизации».
В-шестых, решения конференции, проводимой ЕС, «закрепляют готовность ЕС оказать политическое, финансовое и техническое содействие процессу институциональной и законодательной адаптации Украины до законодательства Европейского Союза».
Если добавить, что украинская сторона уже приготовила оператора в лице «Укртрансгаза», а Ющенко выразил намерение довести до конца прокладку «Каспийско-Черноморско-Балтийского энергетического коридора», то станет понятно, что «панъевропейский» проект ожидают проблемы. *** Весь ход и решения инвестконференции не приближают, а отдаляют энергетическую безопасность Европы. Стабильность поставок на европейский рынок ставится под угрозу. Закладываются мощные противоречия не только в треугольнике ЕС – Украина - Россия, но и в Евразии.
На рынке есть продавец и покупатель. Покупатели и коммерческие операторы транзита газа со своими стратегическими и коммерческими позициями определились. Осталось решить, что покупать и на каких условиях. Или Евросоюз вместе с Украиной и США рассчитывает «дерибанить» Россию? Ведь другого виновника очередных газовых кризисов европейцы по определению не найдут.
Просчитаны ли последствия для Европы и мира такого ведения дел?
Виктор БЕГЕР, Фонд стратегической культуры
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |