МУДРОЕ ВСЕГДА
Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидуумов. Томас Карлейл.
Бедность - корень всех беспорядков в стране. Мо-цзы.
  ГЛАВНОЕ СЕГОДНЯ  
ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   ПОЛИТИКА   НАШ ИЗБИРАТЕЛЬ   СУД & ДЕЛО   СЛУХИ   ЗАБОРНЫЙ ЧАТ   ФОРУМ   ГАЛЕРЕЯ   БИЗНЕС  
NED: Имя им Легион

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
Чужие в Украине: Дети Грантов

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Евреи и создание третьего Рейха

Части: 1, 2
ОБЫКНОВЕННЫЙ СИОНИЗМ

Части: 1, 2, 3, 4, 5
ЕВРЕЙСКИЕ ДИВИЗИИ СТАЛИНА

Части: 1, 2
WIKILEAKS: США О КОМИТЕТЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ДОНБАССА

Части: 1
Новости@mail.ru:

АНДРЕЙ ЮЩЕНКО – ПЕРСОНАЖ И «ЛЕГЕНДА»
Часть 1 | Часть 2
ФСБ ОБЛИЧАЕТ: ОУН-УПА – ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ

Части: 1, 2, 3
ЙА – БЛОНДИНКО? НЕТ, Я СЕКРЕТАРЬ!

Часть 1 | Часть 2

ЦЕНТР политического прогнозирования UA-PRAVDA





Одесская  Общественная Организация 'Единое Отечество'






Версия для печати БИЗНЕС
ЗДРАВСТВУЙТЕ, Я ВАШ КОЛЛЕКТОР!

«Золотой век» кредитования плавно перешел в «Армагеддон» проплат по заемным обязательствам. На сегодняшний день общий долг украинцев перед банками составляет более 200 млрд. грн., причем так называемые «проблемные» банковские кредиты уже превысили отметку в 40 млрд. грн. (или 20% общего количества выданных займов). Еще около 60% заемщиков платят по кредитам несвоевременно. Именно у этой категории граждан есть шанс познакомиться с коллекторами...

 

Не корысти ради…

По оценке коллекторской компании
(КК) X-Point, уже прошлой осенью объем заказов на возврат долгов со стороны банков увеличился на 25—30%, и цифра эта постоянно растет. В то же время сегодня, по оценкам Ассоциации коллекторского бизнеса Украины (АКБУ), в работу коллекторским компаниям передано не более 10—15% проблемной задолженности финансово-кредитных учреждений.

 

Рынок коллекторских услуг пока открыт, проникновение в банковский сегмент сравнительно невелико, а услуги по возврату проблемных и безнадежных долговых обязательств недостаточно структурированы.

С другой стороны, по подсчетам
АКБУ, объем рынка уже сейчас составляет около 2,5 млрд. грн. — то есть услуги коллекторов становятся уже более востребованными.

 

"Безусловно, в такой ситуации финансово-кредитные учреждения все чаще прибегают к помощи коллекторских компаний, — комментирует директор "Европейского агентства по возврату долгов" Александр Ильчук. — Повышенный спрос на услуги коллекторов не может не сказаться на тенденциях развития этого рынка.

 

Практически каждый день мы узнаем о появлении все новых и новых игроков. По нашим оценкам, сегодня в Украине работают до 15 крупных коллекторских компаний, а также около 40—50 небольших региональных структур, позиционирующих себя таковыми.

 

В текущем году мы ожидаем, что рынок коллектинга пройдет стадию формализации, "доформирования", и к концу года останется около 10 сильных игроков".

Современные коллекторские структуры работают с финансово-кредитными учреждениями по двум схемам.

 

Первая — на комиссионной основе по договорам поручения; вторая — покупка проблемной задолженности на условиях договоров факторинга.

 

По словам господина Ильчука, наиболее распространенной является первая схема, когда банк отдает списки должников коллекторской фирме, составляется договор на обслуживание в определенные сроки, а в итоге фирма-коллектор получает свой процент (в среднем 25%) за каждый возвращенный долг.

 

Вторая схема также используется, однако в условиях кризиса ликвидности сегодня лишь 3—4 коллекторские структуры могут позволить себе покупку проблемных долгов банков.

Причем нет никакой гарантии, что удастся вернуть долг на
100%, а в "комиссионном" варианте коллектор не рискует своими деньгами. Тем не менее, тенденция может измениться, поскольку продажа долговых портфелей позволяет банкам "почистить" резервы и "сбросить" безнадежных должников. К тому же не все банки сегодня способны держать на балансе проблемные долги, поскольку их количество с каждым днем увеличивается.

Пик невозвратов участники коллекторского рынка прогнозируют на середину 2009 года, когда население страны "догуляет оставшийся жирок" и окажется полностью материально неспособным обслуживать существующие кредиты и гасить просрочку.

 

Тогда у КК объем работы, безусловно, вырастет, но качество погашения будет намного хуже. Вдобавок ко всему придется "расширить кругозор" и обратить внимание не только на банки, но и на другие секторы экономики — страхование, торговлю товарами, сельское хозяйство.

 

Более того, по мнению экспертов, в поле зрения попадут должники коммунального сектора и мобильной связи, на которых коллекторы сейчас силы не тратят.

 

"В условиях снижения платежеспособности населения по причине роста безработицы, курсовых колебаний и инфляции достаточно сложно говорить об уровне доходности коллекторского бизнеса, хотя спрос на услуги коллекторов будет расти", — утверждает Александр Ильчук.

ПлачУ и плАчу

По свидетельству участников рынка, около половины невозвратов пока приходится на мелкие и средние потребительские кредиты
(до 25 тыс. грн.). Большинство должников — это граждане со средними доходами, взявшие кредит до или в начале финансового кризиса. Совсем "злостных" неплательщиков, которые изначально не собираются возвращать кредит, немного — порядка 10—15% всех заемщиков, около четверти элементарно забывают уплатить вовремя.

 

К сожалению, нынешние условия обостряют ситуацию: число должников растет, не платят даже по самому надежному сектору кредитования — ипотеке. Ведь если раньше банковские кредиты не возвращали мошенники, рассеянные люди или же те, кто взял слишком много займов, то сегодня около 60% должников по кредитам — люди, потерявшие из-за кризиса стабильный источник доходов.

Долги вкладчиков сами коллекторы разделяют на несколько
"подвидов", от которых зависит эффективность процедуры возврата. "Свежие" долги (спустя три месяца после "просрочки", а если в банке есть свое коллекторское бюро — то через 31 день), как правило, погашают в 80% случаев. "Старые" (которым более шести месяцев) в лучшем случае отдает половина должников. А вот "очень старые" (3—4 года) долги возвращаются только на 3—5% — велика вероятность "исчезновения" должника, списания долга с баланса или его отмены в судебном порядке (если дело с неплательщиком дойдет до суда).

В коллекторских компаниях часто сетуют на то, что банки передают долги с большим сроком просрочки, что существенно усложняет работу специалистов. Однако в последнее время в процессе очистки от
"старых" долгов начинают передавать долги после 31-го дня их возникновения, не доводя до того момента, когда взыскание задолженности будет менее эффективным.

Также свою специфику имеет и процедура взыскания, которая делится на три этапа и занимает по времени от трех месяцев до года. Первый этап называется
"мягким" коллектингом (soft-collection) и подразумевает настойчивое напоминание о долге по телефону, с помощью электронной и обычной почты, посредством разъяснительной работы и методичных увещеваний.

 

Как утверждают коллекторы, на этом этапе проще всего "разбираться" с долгами на сумму не выше $1 тыс. или же выяснять причину невыплат более крупных задолженностей.

Второй этап —
"жесткий" коллектинг (hard-collection) — подразумевает личный контакт с неплательщиком по месту проживания или работы. Если беседа тет-а-тет не состоялась, задача коллектора-выездника — максимально корректно собрать информацию о должнике у коллег или соседей (изменилось ли материальное положение или место жительства), не посягая при этом на честь, достоинство и деловую репутацию.

 

На последнем этапе — "поздний" коллектинг (legal-collection) — дело по возврату долга передается в суд. Как правило, до этого момента доходит не более 10—15% всех должников, поскольку слишком велик риск полного разорения: в сумму требований к ответчику банк или коллектор включают не только сумму долга, проценты и штрафы за непогашение кредита, но и все свои расходы, связанные с взысканием долга и судебными издержками.

На чужом несчастье коллектинг не построишь?

В сознании простых граждан коллектор часто ассоциируется с рэкетиром, таким себе
"вышибалой", делающим ставку на агрессивную процедуру "выбивания" долга. И действительно, как еще можно воспринимать человека, пришедшего требовать деньги, которых и так нет?!

 

В условиях кризиса так называемые "причины третьей стороны" (потеря работы, смерть члена семьи, приносящего основной доход, природные катаклизмы) сводятся к одной — утрата рабочего места автоматически означает отсутствие каких-либо финансовых поступлений в личный бюджет. Однако сами представители КК настаивают на том, что профессиональный коллектор — это, прежде всего, консультант.

Впрочем, поскольку для коллекторского бизнеса сейчас открываются большие перспективы, благами которых можно будет пользоваться еще пару лет, в этой сфере появляются нечистые на руку или просто неграмотные игроки.

 

Это могут быть стихийные cаll-центры (и тогда вмешательство в личную жизнь гарантировано), мелкие юридические консультации (не избежать посягательств на честь и достоинство), бывшие охранные структуры (обеспечены силовые методы и угрозы свернуть шею).

 

Случаи некорректного, а то и вовсе неправомерного поведения таких доморощенных "профессионалов" нередки, и в таком случае эксперты рекомендуют не тянуть, а смело обращаться в правоохранительные органы.

Мнение профессионала

О том, как правильно вести себя в процессе общения с коллектором, рассказывает партнер юридической компании Jurimex Богдан Шаповал:

— Обывателю при первом и последующем общении с представителем коллекторской компании нужно соблюдать ряд простых правил. Во-первых, всегда требовать предоставления документов, удостоверяющих полномочия лица (таким документом является оригинал письменной доверенности от вашего банка-кредитора), а также документов, удостоверяющих личность предъявителя доверенности.

 

При отказе так называемого "коллектора" представить указанные выше документы, можно смело указывать незваным гостям на дверь или вообще не пускать их в свое жилище. Если же вы по "доброте душевной" все-таки сначала их впустили, а потом установили отсутствие у них надлежащих документов или их неправильное оформление, попросите этих людей покинуть помещение.

 

В случае отказа подчиниться, можете спокойно набирать "02" и сообщить о проникновении в жилище. Следует помнить, что любые лица (в том числе и коллекторы) могут попасть в принадлежащую вам квартиру, жилой дом или иное жилое помещение при отсутствии желания добровольно их впустить исключительно на основании судебного решения, вступившего в законную силу, и при обязательном участии судебного исполнителя.

Во-вторых, не стоит показывать коллекторам какие-либо документы, относящиеся к "выбиваемой" задолженности. Старайтесь перевести разговоры исключительно в официальную форму: письменный запрос — письменный ответ. Этим, возможно, вы сможете обеспечить себе доказательства для будущих судебных процессов.

 

Также ни в коем случае не следует идти на поводу у "представителей банков". Ребята занимаются этим не первый день и хорошо знают нюансы психики должника.

В-третьих, не забывайте использовать возможности нашей доблестной милиции. Очень часто коллекторские компании прибегают к не совсем правовым методам работы с клиентами (например, угрозам). В таких случаях обращайтесь к участковому или в отделение милиции с соответствующими заявлениями. Старайтесь такие моменты фиксировать.

К слову, передача банком права требовать исполнения по кредитному или иному долговому соглашению лицам, которые не связаны трудовыми отношениями с банком, является нарушением банковской тайны.

 

В соответствии с банковским законодательством Украины (Закон Украине "О банках и банковской деятельности") информация о финансовом состоянии клиента банка и его деятельности является предметом банковской тайны.

 

А предоставление банком третьему лицу (в нашем случае коллекторской фирме или сотрудникам такой компании) полномочий по взысканию задолженности по договору, стороной которой является банк, — это фактически и юридически нарушение банковской тайны. То есть коллектор получает в свое распоряжение сведения о клиенте.

 

К примеру, узнает наличие кредитного обязательства, размер кредита, сколько потребитель уплатил, сумму остаточного долга, номер банковского счета и т. д. Каковы возможные варианты использования этого обстоятельства с пользой для дела? Имеет смысл в таких случаях обращаться как к самому банку-кредитору, так и непосредственно в НБУ с требованием устранить нарушение права клиента на банковскую тайну.

Основное правило, которое следует уяснить рядовому потребителю, — это то, что любую вещь, приобретенную в кредит, при отсутствии желания добровольно отдавать ее кредитору можно забрать лишь на основании решения суда, исполнительной надписи нотариуса и обязательно в процессе исполнительного производства.

 

В связи с чем должник может оперировать всеми предоставленными процессуальным законодательством возможностями.

 

К примеру, заявлять отводы составу суда, заявлять всевозможные ходатайства о переносе слушания дела в связи с болезнью (болеть можно месяц-два) или еще по каким-либо причинам, в конце концов, остается право на апелляционное обжалование.

 

Отметим, что в некоторых случаях, особенно при ипотечном кредитовании, кредитные договоры содержат арбитражную оговорку, которая исключает рассмотрение любых споров по таким договорам в государственных судах. При этом существенно снижается возможность потребителя защищаться, главное — затягивать время судебного разбирательства.

Алина Полищук, Версии

Комитет

 


Версия для печати Обсудить на форуме (0)
Nick: Сообщение:
НОВОСТИ
Понедельник, 18.03
Воскресенье, 17.03
Среда, 06.03
Четверг, 29.02
Среда, 28.02
Вторник, 27.02
Суббота, 24.02
Вторник, 20.02
Понедельник, 19.02
Среда, 14.02
Среда, 29.11
Вторник, 21.11
Понедельник, 20.11
Пятница, 17.11
Среда, 15.11
Вторник, 14.11
НАШ ОПРОС
КАКОЕ ВТОРОЕ ГРАЖДАНСТВО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ?
Российское
Израильское
Американское
Не хочу получать
Я гражданин только своей страны
Не скажу
Ваш вариант
Любое, только не украинское

©komitet.net.ua, 2006