Версия для печати
БИЗНЕС
ЗДРАВСТВУЙТЕ, Я ВАШ КОЛЛЕКТОР!
«Золотой век» кредитования плавно перешел в «Армагеддон» проплат по заемным обязательствам. На сегодняшний день общий долг украинцев перед банками составляет более 200 млрд. грн., причем так называемые «проблемные» банковские кредиты уже превысили отметку в 40 млрд. грн. (или 20% общего количества выданных займов). Еще около 60% заемщиков платят по кредитам несвоевременно. Именно у этой категории граждан есть шанс познакомиться с коллекторами...
Не корысти ради…
Рынок коллекторских услуг пока открыт, проникновение в банковский сегмент сравнительно невелико, а услуги по возврату проблемных и безнадежных долговых обязательств недостаточно структурированы.
"Безусловно, в такой ситуации финансово-кредитные учреждения все чаще прибегают к помощи коллекторских компаний, — комментирует директор "Европейского агентства по возврату долгов" Александр Ильчук. — Повышенный спрос на услуги коллекторов не может не сказаться на тенденциях развития этого рынка.
Практически каждый день мы узнаем о появлении все новых и новых игроков. По нашим оценкам, сегодня в Украине работают до 15 крупных коллекторских компаний, а также около 40—50 небольших региональных структур, позиционирующих себя таковыми.
В текущем году мы ожидаем, что рынок коллектинга пройдет стадию формализации, "доформирования", и к концу года останется около 10 сильных игроков".
Первая — на комиссионной основе по договорам поручения; вторая — покупка проблемной задолженности на условиях договоров факторинга.
По словам господина Ильчука, наиболее распространенной является первая схема, когда банк отдает списки должников коллекторской фирме, составляется договор на обслуживание в определенные сроки, а в итоге фирма-коллектор получает свой процент (в среднем 25%) за каждый возвращенный долг.
Вторая схема также используется, однако в условиях кризиса ликвидности сегодня лишь 3—4 коллекторские структуры могут позволить себе покупку проблемных долгов банков. Пик невозвратов участники коллекторского рынка прогнозируют на середину 2009 года, когда население страны "догуляет оставшийся жирок" и окажется полностью материально неспособным обслуживать существующие кредиты и гасить просрочку.
Тогда у КК объем работы, безусловно, вырастет, но качество погашения будет намного хуже. Вдобавок ко всему придется "расширить кругозор" и обратить внимание не только на банки, но и на другие секторы экономики — страхование, торговлю товарами, сельское хозяйство.
Более того, по мнению экспертов, в поле зрения попадут должники коммунального сектора и мобильной связи, на которых коллекторы сейчас силы не тратят.
"В условиях снижения платежеспособности населения по причине роста безработицы, курсовых колебаний и инфляции достаточно сложно говорить об уровне доходности коллекторского бизнеса, хотя спрос на услуги коллекторов будет расти", — утверждает Александр Ильчук.
К сожалению, нынешние условия обостряют ситуацию: число должников растет, не платят даже по самому надежному сектору кредитования — ипотеке. Ведь если раньше банковские кредиты не возвращали мошенники, рассеянные люди или же те, кто взял слишком много займов, то сегодня около 60% должников по кредитам — люди, потерявшие из-за кризиса стабильный источник доходов.
Как утверждают коллекторы, на этом этапе проще всего "разбираться" с долгами на сумму не выше $1 тыс. или же выяснять причину невыплат более крупных задолженностей.
На последнем этапе — "поздний" коллектинг (legal-collection) — дело по возврату долга передается в суд. Как правило, до этого момента доходит не более 10—15% всех должников, поскольку слишком велик риск полного разорения: в сумму требований к ответчику банк или коллектор включают не только сумму долга, проценты и штрафы за непогашение кредита, но и все свои расходы, связанные с взысканием долга и судебными издержками.
В условиях кризиса так называемые "причины третьей стороны" (потеря работы, смерть члена семьи, приносящего основной доход, природные катаклизмы) сводятся к одной — утрата рабочего места автоматически означает отсутствие каких-либо финансовых поступлений в личный бюджет. Однако сами представители КК настаивают на том, что профессиональный коллектор — это, прежде всего, консультант.
Это могут быть стихийные cаll-центры (и тогда вмешательство в личную жизнь гарантировано), мелкие юридические консультации (не избежать посягательств на честь и достоинство), бывшие охранные структуры (обеспечены силовые методы и угрозы свернуть шею).
Случаи некорректного, а то и вовсе неправомерного поведения таких доморощенных "профессионалов" нередки, и в таком случае эксперты рекомендуют не тянуть, а смело обращаться в правоохранительные органы.
При отказе так называемого "коллектора" представить указанные выше документы, можно смело указывать незваным гостям на дверь или вообще не пускать их в свое жилище. Если же вы по "доброте душевной" все-таки сначала их впустили, а потом установили отсутствие у них надлежащих документов или их неправильное оформление, попросите этих людей покинуть помещение.
В случае отказа подчиниться, можете спокойно набирать "02" и сообщить о проникновении в жилище. Следует помнить, что любые лица (в том числе и коллекторы) могут попасть в принадлежащую вам квартиру, жилой дом или иное жилое помещение при отсутствии желания добровольно их впустить исключительно на основании судебного решения, вступившего в законную силу, и при обязательном участии судебного исполнителя. Во-вторых, не стоит показывать коллекторам какие-либо документы, относящиеся к "выбиваемой" задолженности. Старайтесь перевести разговоры исключительно в официальную форму: письменный запрос — письменный ответ. Этим, возможно, вы сможете обеспечить себе доказательства для будущих судебных процессов.
Также ни в коем случае не следует идти на поводу у "представителей банков". Ребята занимаются этим не первый день и хорошо знают нюансы психики должника.
В соответствии с банковским законодательством Украины (Закон Украине "О банках и банковской деятельности") информация о финансовом состоянии клиента банка и его деятельности является предметом банковской тайны.
А предоставление банком третьему лицу (в нашем случае коллекторской фирме или сотрудникам такой компании) полномочий по взысканию задолженности по договору, стороной которой является банк, — это фактически и юридически нарушение банковской тайны. То есть коллектор получает в свое распоряжение сведения о клиенте.
К примеру, узнает наличие кредитного обязательства, размер кредита, сколько потребитель уплатил, сумму остаточного долга, номер банковского счета и т. д. Каковы возможные варианты использования этого обстоятельства с пользой для дела? Имеет смысл в таких случаях обращаться как к самому банку-кредитору, так и непосредственно в НБУ с требованием устранить нарушение права клиента на банковскую тайну.
В связи с чем должник может оперировать всеми предоставленными процессуальным законодательством возможностями.
К примеру, заявлять отводы составу суда, заявлять всевозможные ходатайства о переносе слушания дела в связи с болезнью (болеть можно месяц-два) или еще по каким-либо причинам, в конце концов, остается право на апелляционное обжалование.
Отметим, что в некоторых случаях, особенно при ипотечном кредитовании, кредитные договоры содержат арбитражную оговорку, которая исключает рассмотрение любых споров по таким договорам в государственных судах. При этом существенно снижается возможность потребителя защищаться, главное — затягивать время судебного разбирательства. Алина Полищук, Версии
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |