МУДРОЕ ВСЕГДА
Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидуумов. Томас Карлейл.
Бедность - корень всех беспорядков в стране. Мо-цзы.
  ГЛАВНОЕ СЕГОДНЯ  
ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   ПОЛИТИКА   НАШ ИЗБИРАТЕЛЬ   СУД & ДЕЛО   СЛУХИ   ЗАБОРНЫЙ ЧАТ   ФОРУМ   ГАЛЕРЕЯ   БИЗНЕС  
NED: Имя им Легион

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
Чужие в Украине: Дети Грантов

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Евреи и создание третьего Рейха

Части: 1, 2
ОБЫКНОВЕННЫЙ СИОНИЗМ

Части: 1, 2, 3, 4, 5
ЕВРЕЙСКИЕ ДИВИЗИИ СТАЛИНА

Части: 1, 2
WIKILEAKS: США О КОМИТЕТЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ДОНБАССА

Части: 1
Новости@mail.ru:

АНДРЕЙ ЮЩЕНКО – ПЕРСОНАЖ И «ЛЕГЕНДА»
Часть 1 | Часть 2
ФСБ ОБЛИЧАЕТ: ОУН-УПА – ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ

Части: 1, 2, 3
ЙА – БЛОНДИНКО? НЕТ, Я СЕКРЕТАРЬ!

Часть 1 | Часть 2

ЦЕНТР политического прогнозирования UA-PRAVDA





Одесская  Общественная Организация 'Единое Отечество'






Версия для печати БИЗНЕС
ОБОСТРЕНИЕ БОЛЕЗНИ

В Давосе стал очевидным провал попыток выработать единую международную политику борьбы с кризисом разных стран. Состоявшийся на прошлой неделе Всемирный экономический форум не дал каких-либо общих рекомендаций, и всем, кто еще надеялся на помощь извне, стало ясно — из нынешнего кризиса каждая страна будет выходить самостоятельно.



Этот момент очень четко подчеркнут в антикризисном плане нового президента США:
"Покупай американское!" — классический лозунг политики протекционизма, несовместимой с принципами Всемирной торговой организации и с глобализацией экономических отношений вообще. Такая же протекционистская политика проводится в Америке и в отношении финансового сектора.

Для Украины это означает большие трудности в получении новых кредитов банками и другими коммерческими организациями. Во всяком случае, до тех пор, пока в полном объеме не будет обеспечена ликвидность банков в США и западных странах.

В создавшейся ситуации Украина может получить доступ к источникам внешнего финансирования лишь за счет кредитов международных организаций и межгосударственных кредитов. И то под неформальное согласие проводить политику, направленную на превращение коммерческой задолженности по кредитам украинских банков и предприятий перед иностранными банками в государственный долг Украины. Собственно, так и используется уже полученный первый транш кредита МВФ.

Многие эксперты советуют бороться с кризисом так же, как это делают, согласно кейнсианским принципам регулирования экономики, США и Западная Европа: провести массированное вливание денег в банки для быстрого восстановления их платежеспособности, понизить налоги и увеличить государственные расходы в целях стимулирования конечного спроса на товары.

 

Но Украина не может влить в свою экономику доллары США — их нет. А гривня либо сразу же идет на валютный рынок, либо предъявляет спрос на импортные потребительские товары, поддерживая экономику других стран. Поэтому, в отличие от развитых стран с рыночной экономикой, Украина будет вынуждена придерживаться жесткой монетарной политики.

При этом придется отказаться от проведения либеральной экономической политики. Прав Джордж Сорос, который утверждает, что вера в неограниченную способность рынка к саморегулированию
(так называемый рыночный фундаментализм) потерпела крах. В украинских условиях это должно означать усиление исполнительной власти вплоть до подчинения ей Национального банка.

В условиях кризиса НБУ действовал без какого-либо стратегического плана в узких рамках своих основных задач, которые сводились к обеспечению платежеспособности банковской системы и отдельных банков, максимальной сохранности валютных резервов и платежеспособности страны по своим внешним обязательствам.

Самым простым методом решения этих задач ему представлялось проведение девальвации гривни. Теоретически чем сильнее девальвация, тем лучше достигается цель оптимизации платежного баланса и тем больше стимулов для экспорта. К тому же значительно дороже обходится вывод инвестиций из страны.

 

С этой частью задачи НБУ справился: в октябре—декабре 2008 года гривня подешевела с 4,85 UAH/USD до 7,70 UAH/USD. По глубине девальвации национальной валюты в ходе кризиса Украина заняла второе место в мире — вслед за практически обанкротившейся Исландией.

Вместе с тем без внимания НБУ
(поскольку это не зона его ответственности) остался тот факт, что глубокая девальвация полностью разрушает бюджет и ведет к тотальной разбалансированности экономики страны. Поскольку девальвация стала единственной реальной мерой в борьбе с кризисом платежного баланса, вышло так, что экономике дали смертельную дозу химиотерапии.

Девальвация дала лишь минимальный положительный эффект — она действительно способствовала сокращению дефицита торгового баланса страны. Судите сами: $16 млрд. — в 2008 году, $0,6 млрд. — по итогам декабря и положительное
(по предварительным данным) сальдо в январе 2009-го. Соответственно уменьшилось и отрицательное сальдо текущего счета платежного баланса. В 2008 году оно составило $11,9 млрд., в декабре — $0,4 млрд., а в январе 2009-го — вышло в плюс.

 

Это произошло в результате массированного сокращения импорта товаров в Украину. Что, правда, связано не только и не столько с падением курса гривни, сколько с непредсказуемостью курсовой политики Нацбанка. Это пока единственный позитивный факт в общей безрадостной картине — рост экспорта в декабре 2008 года по сравнению с ноябрем составил 9,2%.

Но вместе с тем девальвация не выполнила главной задачи: не решен вопрос дефицита платежного баланса в целом. Напротив, усилились проблемы с другой частью платежного баланса — финансовым счетом, по которому отражается движение иностранных кредитов и инвестиций.

 

С одной стороны, приток новых кредитов практически иссяк, с другой — Украина стоит перед необходимостью выплаты более $110 млрд. валового внешнего долга, в том числе около $30 млрд. — уже в 2009 году.

Обесценивание гривни прямо пропорционально увеличивает стоимость обслуживания внешних долгов в национальной валюте. Что я имею в виду? Точно так же как для граждан, которые получают зарплату в гривнях, а кредиты выплачивают в иностранной валюте, их обслуживание подорожало, так и для государства, которое почти не зарабатывает доллары, но имеет в них займы, обязательства становятся неподъемными.

 

Фактически мы стали еще на шаг ближе к дефолту государства, а банкротство многих банков и других коммерческих организаций, имеющих большую задолженность по кредитам в иностранной валюте, из возможного превратилось в неизбежное.

Вместе с тем девальвация дополнила нерешенные проблемы платежного баланса тяжелым бюджетным кризисом, коллапсом коммунальной системы и крахом социальной политики. Прямо пропорционально уровню девальвации увеличиваются цены всего импорта, в том числе энергоресурсов для внутреннего рынка Украины.

Возьмем цену на газ. Его стоимость в гривнях на границе Украины в 2009 году более чем удвоится. Причем 27% повышения цены
(исходя из объявленной правительством средней цены на газ за год $228 за тысячу кубометров) — это результат повышения цен на газ со стороны России, а 59% повышения цены — это вклад девальвационной политики НБУ.

Об этом полезно помнить прежде чем начинать антироссийскую истерию и кричать, что таких цен на газ украинская промышленность не выдержит. Очевидно, что 9,5% инфляции, заложенных в расчеты бюджета Украины на 2009 год, являются нереальными. Можно прогнозировать инфляцию в 2009-м на уровне 20—30%. А из-за подорожания энергоносителей, сырья, комплектующих и оборудования неизбежно вырастут и цены на продукцию украинского производства.

В тяжелое положение попали также сотни тысяч украинских граждан, в основном представителей среднего класса, которым НБУ и коммерческие банки навязали кредиты в иностранной валюте. Этим людям действительно надо помочь — облегчить бремя долга, и такая возможность есть.

Умышленно замалчивается тот факт, что у их кредиторов — украинских банков — вследствие девальвации гривни резко увеличилась доходность по кредитам, выданным в иностранной валюте. А отсюда вытекает возможность понижения процентных ставок для граждан в 1,5—2 раза.
 
Кроме того, в мире ставки по кредитам в свободно конвертируемых валютах резко упали, что дает право украинским банкам и другим заемщикам требовать пересмотра ставок по ранее полученным кредитам в сторону понижения с последующим уменьшением ставок для заемщиков — физических лиц. Другое дело, что банки сами понижать ставки для граждан не будут, им это невыгодно.

 

Но вместо бесконечных разговоров на различных шоу о поддержке среднего класса Верховная Рада и Нацбанк должны "власть употребить". Свой плюс заработают и банки — уменьшится объем невозвращенных кредитов.

В любом случае девальвация национальной валюты должна быть крайней мерой в арсенале средств экономической политики государства. Избыточная, экономически необоснованная девальвация фактически представляет собой дарение части национального дохода страны иностранным государствам за счет снижения уровня жизни собственных граждан.

 

Поэтому в связи с этим понятна реакция правительства на односторонние действия НБУ, а именно — требование немедленной отставки председателя НБУ Владимира Стельмаха и всего состава правления. Понятна и позиция подавляющего большинства народных депутатов (380), независимо от принадлежности к правящей коалиции или оппозиции, которые проголосовали за выражение недоверия руководству НБУ.

 

И совершенно непонятна позиция Президента Украины, который взял под защиту НБУ и его политику, направленную на снижение жизненного уровня украинцев.

Для поддержки национальной экономики украинскому правительству необходимо подготовить ряд целевых бюджетных программ, реализация которых позволит повысить занятость украинских рабочих и предъявит спрос на промышленную продукцию украинского производства. Но главным условием выхода Украины из кризиса, как это отмечалось в Давосе, является достижение согласия внутри власти.

Однако именно этого ждать не приходится: основные центры принятия решений — Президент Украины, Верховная Рада, правительство и Национальный банк — вследствие политических противоречий так и не смогли выработать единого понимания причин кризиса и согласованной программы действий по его преодолению.

 

Если оставить в стороне чисто политические аспекты, то решающее влияние на состояние экономики оказывает и будет оказывать конфликт между НБУ, поддерживаемым Президентом, и правительством Украины, опирающимся на шаткое, иногда ситуативное большинство в Верховной Раде.

При согласованных действиях НБУ и правительства многомиллиардных потерь для Украины можно было бы избежать. Для уменьшения спроса на валюту можно было бы задействовать мощные фискальные и административные рычаги, находящиеся в распоряжении правительства.

В частности, имеет смысл значительно
(буквально в разы) повысить акцизные сборы на дорогостоящие товары, которые Украина получает в основном по импорту — автомобили, мебель, бытовую технику и др. с тем, чтобы значительно сократить спрос на них.

Верховная Рада пыталась действовать в этом направлении, но избрала ошибочный путь — был принят закон о введении дополнительно 13-процентной пошлины на импорт. Президент Украины наложил на этот закон вето, поскольку он в самом деле противоречит соглашениям по ВТО и договоренностям с Россией о свободной торговле. В то же время акцизы, которые и не пытались поднять, являются внутренними налогами, и на них упомянутые соглашения не распространяются. Таким образом, риска ветирования подобного закона не было бы.

В целом не нужно стесняться протекционизма и использования методов государственного регулирования экономики. Как мы отметили в начале статьи, по этому пути пошли все страны, включая либеральную Америку.

Единственный реальный путь избежать катастрофы — пользоваться элементами государственной монополии внешней торговли и государственной валютной монополии. Как бы это "нерыночно" ни звучало, но при существующей нехватке предложений валюты на межбанковском рынке нужно вернуться к понятию критического импорта, которое успешно использовалось в кризисный период первой половины 90-х годов в Украине.

К перечню критического импорта должны быть отнесены товары, без которых невозможна нормальная работа экономики и жизнедеятельность граждан — газ и нефть, ядерное топливо для атомных станций, сырье, комплектующие, запчасти и оборудование для промышленных предприятий, медицинское оборудование и лекарства, которые не производятся в Украине, и т. д.

Для закупки товаров критического импорта валюта должна продаваться в первую очередь. Нельзя признать нормальной ситуацию, когда в конце 2008 года "Нефтегаз Украины" неоднократно выходил на рынок для срочной закупки валюты, необходимой, чтобы погасить долги за газ перед российским "Газпромом", и не мог ее купить. И только потому, что коммерческие организации выкупали валюту для закупок ширпотреба, а банки скупали ее же для собственных нужд в спекулятивных целях.

Согласитесь, ненормально, когда валюта покупается для поставок Мерседесов, в то время как ее не хватает на приобретение лекарств для умирающих от рака детей. Ненормальна и ситуация, когда валюту выкупает тот, кто дороже за нее платит, а значит, тот, кто играет на понижение курса гривни. Поэтому должен быть введен жесткий контроль внешнеторговых контрактов. Тогда и курс был бы, думаю, не более 6 UAH/USD.

Ключевым моментом в развитии конфликта по линии НБУ—правительство был вопрос об использовании ресурсов рефинансирования Нацбанка. В ноябре—декабре 2008 года НБУ предоставил коммерческим банкам кредиты рефинансирования на сумму около 40 млрд. грн. с целью поддержать их платежеспособность. Необходимость этого объяснялась потребностью банков в восполнении ресурсов в связи с массовым оттоком депозитов населения.

По мнению правительства и многих экспертов, именно эти деньги оказались на валютном рынке и привели к резкому падению курса гривни. Ошибочность политики рефинансирования НБУ подтвердила и Временная следственная комиссия Верховной Рады. Не являясь фанатом правительства и его действий, я все же должен признать, что оно совершенно правомерно настояло на принятии законодательной нормы, в соответствии с которой выдача кредитов рефинансирования коммерческим банкам должна согласовываться с Кабмином. Нацбанк, устроивший по этому поводу
"тихую истерику", в данном случае неправ еще больше.

Кстати, о Нацбанке и его просчетах. Как уже неоднократно говорилось, угроза устойчивости банковской системы возникла в октябре 2008 года, когда начался отток депозитов населения из банков. Эту проблему НБУ попытался решить
"хирургическим путем", введя запрет на досрочное расторжение депозитных договоров. При этом он совершил две ошибки: не определил срок действия моратория и распространил его на вновь размещаемые депозиты.

 

Вкладчики почувствовали неуверенность в банках и начали изымать депозиты по мере истечения их сроков. НБУ не отреагировал на это программой конкретных мер по восстановлению доверия населения к банковской системе.

 

Напротив, Центробанк молчал, когда ряд банков ограничили выдачу денег через банкоматы, когда часть торговых учреждений и ресторанов начали отказываться принимать платежные карточки при расчетах, требуя наличные, и даже тогда, когда банки массово начали отказывать в выдаче депозитов, срок которых истек.

 

Наконец, незаметна реакция регулятора на то, что в последнее время клерки банков начали почти открыто вымогать деньги за выдачу депозитов.

Тем временем на руках у населения оказалось несколько десятков миллиардов наличных гривен, долларов и евро. Замещение этих ресурсов в коммерческих банках эмиссионными ресурсами НБУ содержит огромный инфляционный потенциал, так как в любой момент денежная наличность может появиться на товарных рынках и вызвать их дестабилизацию с последующим превращением галопирующей инфляции в гиперинфляцию. НБУ должен срочно предложить вкладчикам надежные банковские учреждения и надежные инструменты для вложения их денег.

К сожалению, можно прогнозировать, что никаких радикальных шагов по преодолению кризиса сделано не будет аж до президентских выборов. Почему и не востребована ни одна реальная программа борьбы с кризисом. Допускаю, что власть, исходя из объема информации о состоянии дел в экономике, понимает: что бы она сейчас уже не делала, Украина сможет избежать дефолта лишь при условии массированного предоставления кредитов от международных организаций.

Остальные политические силы, во-первых, не могут повлиять на ситуацию, во-вторых, не очень хотят. Потому что их цель — власть, а кризис — не худшее средство ее добиться.

Неизбежное возрастание социальной напряженности способно вывести на улицы даже политически пассивную часть населения. И что самое важное для политиков — эти люди готовы выйти совершенно бесплатно.


Виктор Суслов, "Кіевскій телеграфъ"

 

Комитет

 

 


Версия для печати Обсудить на форуме (0)
Nick: Сообщение:
НОВОСТИ
Понедельник, 18.03
Воскресенье, 17.03
Среда, 06.03
Четверг, 29.02
Среда, 28.02
Вторник, 27.02
Суббота, 24.02
Вторник, 20.02
Понедельник, 19.02
Среда, 14.02
Среда, 29.11
Вторник, 21.11
Понедельник, 20.11
Пятница, 17.11
Среда, 15.11
Вторник, 14.11
НАШ ОПРОС
КАКОЕ ВТОРОЕ ГРАЖДАНСТВО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ?
Российское
Израильское
Американское
Не хочу получать
Я гражданин только своей страны
Не скажу
Ваш вариант
Любое, только не украинское

©komitet.net.ua, 2006