МУДРОЕ ВСЕГДА
Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидуумов. Томас Карлейл.
Бедность - корень всех беспорядков в стране. Мо-цзы.
  ГЛАВНОЕ СЕГОДНЯ  
ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   ПОЛИТИКА   НАШ ИЗБИРАТЕЛЬ   СУД & ДЕЛО   СЛУХИ   ЗАБОРНЫЙ ЧАТ   ФОРУМ   ГАЛЕРЕЯ   БИЗНЕС  
NED: Имя им Легион

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
Чужие в Украине: Дети Грантов

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Евреи и создание третьего Рейха

Части: 1, 2
ОБЫКНОВЕННЫЙ СИОНИЗМ

Части: 1, 2, 3, 4, 5
ЕВРЕЙСКИЕ ДИВИЗИИ СТАЛИНА

Части: 1, 2
WIKILEAKS: США О КОМИТЕТЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ДОНБАССА

Части: 1
Новости@mail.ru:

АНДРЕЙ ЮЩЕНКО – ПЕРСОНАЖ И «ЛЕГЕНДА»
Часть 1 | Часть 2
ФСБ ОБЛИЧАЕТ: ОУН-УПА – ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ

Части: 1, 2, 3
ЙА – БЛОНДИНКО? НЕТ, Я СЕКРЕТАРЬ!

Часть 1 | Часть 2

ЦЕНТР политического прогнозирования UA-PRAVDA





Одесская  Общественная Организация 'Единое Отечество'






Версия для печати БИЗНЕС
ВРЕМЯ РАЗБРАСЫВАТЬ КАМНИ В ОКНА

Факторами, подкосившими восточноевропейские экономики, стало легкомысленное влезание в долги и иждивенчество по отношению к мощным западным соседям. Чтобы пересечь океан и со всей силой обрушиться на континентальную Европу, глобальному экономическому кризису потребовалось немного времени. Сейчас уже ясно: Европейский Союз, вторая по величине экономика мира, совершает «жесткую посадку».

 

Согласно только что опубликованному прогнозу Еврокомиссии, экономика 16 стран, входящих в зону единой валюты евро, в нынешнем году сократится без малого на 2%.

Речь идет о рецессии, причем затяжной: эксперты Еврокомиссии не прогнозируют выхода из нее даже во втором полугодии 2009 года, а перспективы на 2010-й оценивают крайне осторожно: по их мнению, экономический рост если и будет, то минимальный, не более половины процента.

Ситуация в странах еврозоны, однако, при всей ее серьезности куда менее отчаянная, чем в восточноевропейских государствах, еще не использующих евро. (Из бывших соцстран единая валюта введена в обращение в Словении и с начала нынешнего года – в Словакии).

Восточный фланг Евросоюза погружается в кризис настолько глубокий, что кое-где это уже привело к массовым беспорядкам.

Столкновения демонстрантов с полицией, разбитые окна госучреждений, банков и магазинов – всё это пережили в последние дни Рига, Вильнюс и София. Далее везде?

Восточноевропейский кризис вряд ли можно назвать неожиданным. Первые прогнозы экономических аналитиков относительно того, что довольно уверенный рост, наблюдавшийся в странах этого региона в середине нынешнего десятилетия, может смениться резким падением, появились еще два–три года назад.

Экономики бывших соцстран, вступивших в ЕС в 2004 году, не обладают прочным фундаментом, слишком зависимы от западных инвестиций и кредитования и могут пасть жертвой своей чрезмерной задолженности, предупреждали эти аналитики. Это, собственно, и произошло в конце 2008 года.

Неудивительно, что первый тревожный звонок прозвучал в Венгрии – стране, которая даже в благополучные для восточноевропейского региона годы не смогла избавиться от крупного бюджетного дефицита и относительно высоких показателей инфляции и безработицы. Первые крупные беспорядки, вызванные как социально-экономическими, так и политическими причинами, произошли в Будапеште еще в октябре 2006 года.

В том же году дефицит госбюджета страны превысил 9% ВВП – рекордная величина в регионе. Сейчас в Венгрии относительно спокойно, но экономическая ситуация далека от обнадеживающей: в 2008 году дефицит текущих операций (current-account deficit) приблизился к 7 миллиардам евро, и без 5-миллиардного кредита, полученного минувшей осенью от Европейского центрального банка, страна оказалась бы на грани банкротства.

Одним из факторов, подкосивших восточноевропейские экономики, стало легкомысленное влезание в долги. Венгры, латыши, эстонцы вовсю брали кредиты, в первую очередь ипотечные и главным образом в евро.

Предложение было широким – на рынки этих стран пришли многочисленные западноевропейские банки. В результате в странах Балтии, а отчасти и в Венгрии, произошло нечто подобное тому, с чего начался нынешний кризис в США.

С ухудшением экономической ситуации росло число должников, оказавшихся неспособными платить по кредитам, на рынке недвижимости образовались «пузыри», которые лопнули, потянув за собой остальные отрасли экономики.

Западные банки, ставшие опорой кредитно-финансовых систем большинства восточноевропейских стран, под влиянием собственных трудностей стали сворачивать свою деятельность на востоке Европы или ужесточать условия для должников.

В результате балтийские страны, по сути дела, вошли в состояние свободного экономического падения: ВВП Латвии и Эстонии, по предварительным оценкам, сократился в 2008 году на 4–5%, в Литве рост ВВП сохранился, но составил менее 3%. Резко подскочило число безработных. Власти вынуждены безжалостно урезать бюджетные расходы, в том числе за счет пенсий и других социальных выплат. Вдобавок латвийское и эстонское правительства тратят немалые средства на поддержание своих национальных валют, жестко привязанных к евро.

При этом в предыдущие годы показатели экономического роста в прибалтийских странах достигали уровня 10–12% и их будущее казалось многим весьма радужным. Теперь без средств МВФ и Евросоюза прибалтам не обойтись, но их экономические перспективы по мере дальнейшего влезания в долги выглядят довольно мрачными.

Известный американский экономист Пол Кругман недавно даже сравнил ситуацию в Латвии с катастрофическим кризисом 2002 года в Аргентине, где экономический коллапс также сопровождался беспорядками и политической нестабильностью.

Те страны Восточной Европы, чьи финансы не подверглись столь сильному удару кризиса, столкнулись с иными проблемами. Так, финансовая система Чехии пока остается достаточно стабильной, что связано с гораздо меньшей, чем в Венгрии или странах Балтии, задолженностью домашних хозяйств по ипотекам и потребительским кредитам.

Зато производственный сектор чешской экономики, тесно связанный с западноевропейским, в первую очередь немецким рынком, пострадал сильно: согласно только что обнародованным статистическим данным, в ноябре 2008 года падение промышленного производства составило 17,4% – рекордный показатель во всем ЕС. На многих предприятиях введены 4-дневные рабочие недели, вполсилы работает, в частности, конвейер автозавода «Шкода» в городе Млада-Болеслав.

Непросто приходится и Польше. Хотя ее макроэкономические показатели пока выглядят неплохо (рост экономики в 2008 году, по предварительным данным, составил 5,3%), объем экспорта уже начал сокращаться. Это неудивительно для страны, более 40% экспорта которой приходится на четырех крупных западноевропейских партнеров (Германию, Францию, Италию и Великобританию), которые сами страдают от кризиса.

Экономические проблемы западноевропейцев, особенно Великобритании и Ирландии, сказываются и на положении сотен тысяч поляков, работающих в этих странах. Польские экономисты не исключают, что многим из этих людей придется вернуться на родину, где в случае углубления кризиса они могут пополнить число безработных.

Таким образом, возродится проблема, от которой поляки только начали избавляться: в 2004–2008 годах в благополучных западных воеводствах Польши уровень безработицы снизился на 12–15%, а в целом по стране без работы сейчас менее 9% трудоспособного населения, что вдвое меньше, чем 10 лет назад.

Неизбежное снижение объемов иностранных инвестиций, финансовая дестабилизация, сокращение производства и рост безработицы делают восточный фланг Евросоюза наиболее депрессивным его регионом.

В частности, для большинства бывших соцстран уходит в неопределенно далекое будущее важный символ европейской интеграции – принятие евро. Словакия, перешедшая на евро с 1 января нынешнего года, буквально успела вскочить в последний вагон. (Условием введения евро является, в частности, сохранение бюджетного дефицита на уровне, не превышающем 3% ВВП, а этого при кризисе добиться особенно трудно).

Нельзя сказать, что население тех стран, где сохраняются национальные валюты, огорчено отсутствием евро, поскольку в массовом сознании введение единой валюты ассоциируется с неизбежным ростом розничных цен. Однако усиливаются голоса, указывающие на то, что в условиях нынешней финансовой нестабильности резкие колебания курса местных валют отпугивают инвесторов, и без того несмелых и малочисленных в кризисные времена.

С другой стороны, в руках восточноевропейских правительств, располагающих своей валютой, остается такой инструмент, как девальвация, помогающая экспорту. (Так, в Чехии за последние полгода курс кроны по отношению к доллару снизился на треть).

Очевидно, что без координации усилий на уровне Евросоюза преодоление кризиса в Восточной Европе будет затяжным и мучительным.

Недавние экономические успехи бывших соцстран, оказавшиеся столь эфемерными, были связаны с тем, что этот регион избрал для себя роль «прицепа» к более мощным западным соседям. Теперь, когда «машина» забуксовала, а «прицеп» и вовсе оказался в кювете, вновь выехать на ровную дорогу можно будет только благодаря совместным усилиям.

Член Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер на днях заявил, что национальные планы экономического стимулирования будут координироваться в рамках общеевропейского плана объемом по меньшей мере 200 миллиардов евро, однако его согласование идет медленно и тяжело. Не проявляет большого энтузиазма по этому поводу главный экономический тяжеловес Европы – Германия.

Так что пока попавшие в беду восточноевропейцы (Венгрия, Латвия, Эстония, Польша, Болгария) договариваются о кредитовании с МВФ, Всемирным банком и Европейским центробанком. Весьма вероятно, что кредиты, полученные ими в последние месяцы, будут далеко не последними и в следующее десятилетие большинство экономик региона вступит с немалым долговым бременем.

Беспорядки в Латвии, Литве, Болгарии показывают, что сложная экономическая ситуация может вызвать радикализацию общественных настроений и в перспективе привести к серьезным политическим переменам. Членство в Евросоюзе служит стабилизирующим фактором – политические обязательства, взятые на себя каждой из стран ЕС, делают крайне маловероятным падение демократических режимов как таковых.

Но возможности острых внутриполитических кризисов с самым неожиданным исходом исключать нельзя, поскольку практически ни в одной из стран региона сейчас нет сильных и популярных правительств, которым большинство населения было бы готово доверять в наставшие трудные времена.

Этим нынешняя ситуация отличается от предыдущего кризисного периода – начала 90-х, когда практически во всех бывших соцстранах общество было готово «потерпеть за идею» и переносить тяготы посткоммунистического кризиса во имя благополучного и цивилизованного европейского будущего. Это будущее, по крайней мере формально, стало настоящим с момента вступления восточноевропейцев в ЕС – но, как видим, защиты от масштабных экономических потрясений оно не принесло.

Правда, включенность Восточной Европы в крупный интеграционный проект дает ей надежду на помощь, поддержку и солидарность соседей по ЕС.

Возможно, эта надежда начинает воплощаться в жизнь: Евросоюз только что одобрил кредит в 3 миллиарда евро для Латвии. Тем не менее кризис только начинается, и полагаться исключительно на щедрость «больших и сильных» собратьев по ЕС восточноевропейцы не вправе.

Как и любой кризис, этот приносит как проблемы, так и шансы – прежде всего шансы преобразовать экономику, закончив затянувшийся посткоммунистический переход.

Ярослав Шимов, "Газета.ru"

 

Комитет


Версия для печати Обсудить на форуме (0)
Nick: Сообщение:
НОВОСТИ
Понедельник, 18.03
Воскресенье, 17.03
Среда, 06.03
Четверг, 29.02
Среда, 28.02
Вторник, 27.02
Суббота, 24.02
Вторник, 20.02
Понедельник, 19.02
Среда, 14.02
Среда, 29.11
Вторник, 21.11
Понедельник, 20.11
Пятница, 17.11
Среда, 15.11
Вторник, 14.11
НАШ ОПРОС
КАКОЕ ВТОРОЕ ГРАЖДАНСТВО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ?
Российское
Израильское
Американское
Не хочу получать
Я гражданин только своей страны
Не скажу
Ваш вариант
Любое, только не украинское

©komitet.net.ua, 2006