Конца и края газовой войне не видать. Вулканируют на ТВ ток-шоу, посвященные газовой сверблячке. Крупные и мелкие политики трут по ушам электората патриотической трескотней. Жизнь для них начинает приобретать подобие смысла. Уже мало кого волнует то обстоятельство, что экономика страны завалилась набок. Что через месяц-другой уже и пенсий платить будет не с чего. Все мобилизованы на газовый фронт. Простые вопросы газовых взаимоотношений с Россией до такой степени замусорены, что в пору обращаться к самому господу Богу за разъяснениями.
«Что-то больно на патриотизм напирает, наверное, проворовался».
М.Е. Салтыков-Щедрин – специально для маленьких украинцев
Общее дело - труба
Уверен, будь реализована задумка Кучмы - Путина - Шредера по созданию международного консорциума по управлению газотранспортной системой Украины, не было бы сегодняшних проблем.
Ещё 29 октября 2002 года руководители НАК «Нафтогаза Украины» призвали ОАО «Газпром» подписать учредительные документы ООО «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины». А 23 января 2003 года Международный консорциум был зарегистрирован в Киеве. В дальнейшем планировалось привлечь к нему и немецких партнеров. При этом 50% плюс одна акция оставались бы за украинской стороной.
Речи при регистрации брака по расчету произносились здравые.
«Считаю, что создание полноценного многонационального консорциума – самый простой способ решения проблем эксплуатации и развития украинской газотранспортной магистрали. Подчеркиваю для наших «национально озабоченных» граждан: украинской магистрали», – ответствовал президент Украины Леонид Кучма.
Однако вскоре начались кампании «Кучму – геть!», «Ющенко, так!», плавно перешедшие в «оранжевый путч» под неусыпным контролем заокеанского друга молодой украинской демократии, и дело о создании международного консорциума было окончательно похерено.
Живи, не скупись, с партнерами делись. Идея газового консорциума стара, как и газодобыча. Можно сказать, что газовый рынок Европы дышит совместными компаниями. «Газпром» участвует в капитале предприятий не только ближнего зарубежья: «Белтрансгаз», «Молдовагаз», «Латвияс Газе», «Ээсти гаас», «АрмРосгазпром», «Казросгаз», но и в компаниях старой Европы: «Prometheus Gas» (Греция, 50%), «Interconnector Ltd»(Великобритания, 10%), «АО Gasum»(Финляндия, 25%).
На территории Германии, кроме широко известной «Рургаз», исправно функционирует компания «Вингаз» – совместная с «Газпромом» (его доля 35%) и немецкой «Wintershall Gas».
Словакия в 2002 году через законодательный акт создала четырехсторонний консорциум – словацко-российско-германо-французский. 49% своей газотранспортной паутины словаки спровадили «Рургазу», «Газ де Франс» и «Газпрому». То же сделала Чехия. Она рассталась с частью прибыли от своей газотранспортной системы, которую отдала консорциуму трех стран - России, Германии и Франции. Взамен получила гарантии загрузки на многие годы.
За право зарыть на своей территории кусок «Южного потока» сербы продали 51% акций своей ведущей компании (70% сербского рынка нефтепродуктов) «Нефтяной индустрии Сербии» за 400 миллионов евро российской «Газпром-нефти». Разговоров о непатриотичности сего контракта я не слышал.
Наоборот, потирая руки от удовольствия, глава МИД Сербии Вук Еремич произнес: «С подписанием соглашения о строительстве газопровода "Южный поток" Сербия станет привлекательным местом для капиталовложений. Отсюда будут расходиться пути снабжения газом всего Балканского региона».
Да, чуток не забыл. На польской территории транзитный газопровод эксплуатирует российско-польская компания «ЕвроПолГаз», в которой «Газпром» имеет около 50%. «ЕвроПолГаз» является собственником газопровода Ямал - Европа на территории Польши протяженностью 684 км. Текущая производительность газопровода составляет 22 млрд. куб. м.
Что-то не слышно, чтобы русофоб президент Польши Качиньский ставил под сомнение деятельность «ЕвроПолГаза». Однако пан не прочь оказывать моральную поддержку Виктору Андреевичу во всех его антироссийских начинаниях.
Похлопывая по плечу коллегу Ющенко, хитрый коротышка лелеет мечту уломать «Газпром» начать тянуть вторую нитку газопровода «Ямал - Европа» с пропускной способностью равной первой очереди газопровода Nord Stream (27,5 млрд. кубометров). Принципиальное согласие Польша дала ещё в 2001 году. Неадекватность Ющенко может помочь другу Леху в осуществлении его мечты.
Сам «Газпром» тоже не жлобится и делится своими ресурсами. Например, в капитале «Nord Stream AG», «Газпрому» принадлежит 51% акций, а компаниям «Wintershall Holding» (дочернее предприятие BASF AG) и «E.ON Ruhrgas» – по 24,5%.
Ржавое достояние республики
Псевдопатриотический визг доносится только из степей Украины. Покупать газ по бросовой цене 179,5 долл и продавать его электорату, стабильно голосующему за своих вороватых старшин, и дышащей на ладан отечественной промышленности по 320 долл – есть богоугодное, патриотичное деяние.
Когда хуторские поводыри к светлым капиталистическим горизонтам налегают на патриотизм, то, глядя на дела их рук, приходишь к мысли, что панове ещё не всё хапнули. И у них в ближайших планах продолжить наваристую игру в патриотов.
Был бы консорциум, не было бы сегодняшних проблем с транзитом ни у России, ни у Украины, ни у любезного ЕС. Не существовало бы даже в проектах обходных маршрутов, которые не далее как через пяток лет сделают нашу трубу загруженной на треть. Да и с лихоимством было бы как-то поцивилизованней.
ГТС не «перпетум мобиле». От советских времен Украине досталось 37,1 тысячи км газопроводов, в том числе 14 тыс. км газопроводов большого диаметра. 79 компрессорных станций, 13 подземных газохранилищ. Пропускная способность системы на входе составляла 290 млрд. куб. м в год, на выходе — 175 млрд. куб. м. На что способно сейчас достояние республики - никому не известно.
В последнее время через украинскую ГТС в Европу в год подается не более 120 млрд. куб. м природного газа. У специалистов вызывает большие сомнения, что система сохранила паспортную мощность.
Большинство агрегатов ГТС монтировалось более 30 лет назад. 25% газопровода полностью исчерпало свой ресурс и фактически находится в аварийном состоянии. Только для реабилитации 37,1 тысячи километров системы ежегодно необходимо $500 млн.
Пять лет назад весьма осведомленный Виктор Суслов, бывший министр экономики Украины, без обиняков заявлял: «…мы не можем сегодня финансировать такие большие и сложные технические системы, по которым десять лет подряд съедали амортизацию, перегоняли эту амортизацию коммерческим структурам, баловались с ценами на газ, заниженными ценами, с бартерными сделками и т.д. На этом действительно выросли многие крупные коммерческие фирмы, но на этом потеряла сама система, то есть эта система "съедена"».
За все годы незалежности никто не удосужился провести ревизию и определить остаточную стоимость ГТС. Юрий Бойко в бытность министром топлива и энергетики в последнем правительстве Януковича отмерил стоимость системы в пределах $20 – 50 млрд. Он считал, что «самая большая проблема ГТС Украины – только недостаток финансирования» и «других проблем там нет». Так, один незаметный пустячок – отсутствие средств на её содержание и модернизацию, а в остальном, прекрасная маркиза…
Так 20 или 50? Или мы уже феерично богаты, что разбег в оценке стоимости ГТС размером с госбюджет нас не колышет? И пока до сих пор ищут средства на реабилитацию трубы, её продолжают нещадно эксплуатировать.
Взрыв весной 2007 года на газопроводе Уренгой – Помары – Ужгород - свидетельство того, что система морально и физически готова готова в серьёзным сбоям.
О более мелких поломках общественности не сообщается. Но, глядя, как фонтанируют теплосети ЖКХ (финансируемые тоже через пень-колоду) во время запуска отопительного сезона, не трудно предположить, что труба дышит на ладан.
14 января на брифинге в Киеве представитель МИД Украины К. Елисеев заявил: «Для модернизации украинской газотранспортной системы нужно 2,5 млрд евро, Европа пока размышляет над этой инвестицией».
Да и как ей, «старушке», не размышлять. Ведь сколько ни дай, разворуют подчистую. Редкое евро долетит до середины трубы, когда на ней сидят зубры газовых комбинаций.
Далее пан Елисеев зажег: «Европейская комиссия провела техническую оценку газотранспортной системы и признала, что ГТС является надежной, однако для физической надежности и увеличения ее мощности нужны капиталовложения».
Труба надежна, но для пущей надежности надобны кредиты.
Владимир Поляков, From–UA
Комитет