Версия для печати
БИЗНЕС
ГЛУПЫЕ КАПИТАЛИСТЫ
После дебатов по реструктуризации финансовой политики США начнутся дебаты по поводу того, кто виноват. Крайне важно понять историю правильно, - пишет нобелевский лауреат, экономист и бывший директор Всемирного Банка Джозеф Стиглиц, указывая на одно национальное заблуждение и пять ключевых ошибок, сделанных при Рейгане, Клинтоне и Буше младшем. Наступит момент, когда самые актуальные угрозы, вызванные кредитным кризисом, пройдут, и перед нами появится задача подготовки направления будущих экономических шагов. Это будет опасным моментом. После дебатов по будущей политике следуют дебаты по истории, т.е. о причинах нашей нынешней ситуации. Пока битва за прошлое определяет битву за настоящее. Значит, крайне важно получить верное толкование истории. В 1987 г. Администрация Рейгана решила заменить председателя Федерального резервного управления Поля Фолкера и назначить Алана Гринспэна на его место. Фолкер делал то, чем и должны заниматься центральные банкиры. При его руководстве инфляция была снижена с более чем одиннадцати процентов к менее, чем четырем. В мире центробанковских дел эти заслуги должны были поднять его рейтинг к А+++ и гарантировать его переназначение. Но, Фолкер к тому же понял, что финансовые рынки должны быть отрегулированы. Рейган хотел кого-то, кто не верил в подобные вещи, и он нашел такого человека в лице философа объективиста и фанатика свободного рынка Айн Рэнда. Чтобы иметь дело с пузырем на основе высоких технологий, он мог увеличить требования к резервам средств (люди должны были тратить наличные для того, чтобы купить акции). Чтобы спустить жилищный пузырь, он мог бы обуздать хищные ссуды домовладельцам с низкими доходами и запретить другие коварные методы (отсутствие документации, «обманные» ссуды, ссуды с выплатой только процентов, и так далее). Эти меры пошли бы по длинному пути в отношении нашей защиты. Если у него не было инструментов, он мог бы пойти в Конгресс и попросить выдать их. С ними одна сторона платит другой, если происходят определенные случайные события, например, если Bear Stearns обанкротился или, если доллар взлетает. Эти инструменты первоначально были созданы для того, чтобы помочь управлять рисками - но они могут использоваться еще и для создания пузырей. Таким образом, если бы вы были уверенны, что доллар скоро упадет, то вы бы могли сделать большую ставку, и если бы доллар действительно упал, то ваши прибыли бы взлетели. Проблема состоит в том, что с этим сложным переплетением ставок большой величины никто не мог быть уверенным в финансовом положении кого-либо еще - или даже быть уверенным в своем собственном положении. Не удивительно, что кредитные рынки заморозились. И все же, со всеми рисками, дерегуляторы, отвечающие за финансовую систему - в федеральном правительстве, в комиссии по ценным бумагам и биржам, и в других местах, решили ничего не делать, волнуясь, что любое действие могло бы вмешаться в «инновацию» финансовой системы. Но инновация как «изменение» не имеет собственной ценности. Она может быть плоха («обманные» ссуды - хороший пример), но так же и хороша. Философия отмены госконтроля может привести к неприятным дивидендам в течение многих последующих лет. В ноябре 1999 г Конгресс, возглавлявшийся сенатором Филом Грэммом, аннулировал закон Гласса-Стигала, явившись кульминацией лобби ценой в $300 миллионов, за которым стояли отрасли банковских и финансовых услуг. Закон Гласса-Стигала долгое время отделял коммерческие банки (которые предоставляют деньги), и инвестиционные банки (которые организуют продажу облигаций и обыкновенных акций); он был издан после Великой Депрессии и предназначался для того, чтобы устранить эксцессы той эпохи, включая серьезные злоупотребления служебным положением. Например, без какого-либо разделения, если компания, акции которой были выпущены инвестиционным банком и с его поддержкой, испытывала проблемы, не являлся бы банк в таком случае коммерческим инструментом компании, испытывая давление для предоставления займов, что, возможно, неблагоразумно? Следующую спираль испорченного мышления нетрудно предугадать. Я выступал против отмены закона Гласса-Стигала. Его же сторонники сказали: «доверьтесь нам: мы создадим Китайскую стену, чтобы точно быть уверенными, что проблемы прошлого не повторятся». Как экономист, я, конечно, обладал здравой степенью доверия, веря в силу экономических стимулов, переориентирующих человеческое поведение скорее с «личного интереса» на «краткосрочный личный интерес», а не, как говорил Токвилль, на «личный интерес, справедливо понятый». Когда отмена закона Гласса-Стигала уравняла инвестиционные и коммерческие банки, культура инвестиционных банков стала преуспевать. Были запросы на большие доходы, которые могли быть получены только с помощью высокого левериджа (соотношение вложений капитала в ценные бумаги с фиксированным доходом (облигации, привилегированные акции) и вложений в ценные бумаги с нефиксированным доходом и больших рисков). Согласившись на эту меру, S.E.C. приводила доводы в пользу достоинств саморегуляции: cтранная точка зрения, согласно которой банки могут сами эффективно заниматься банковской политикой. Саморегуляция нелепа, поскольку даже и Алан Гринспэн теперь с этим согласен и, на практике она, в любом случае, не может идентифицировать системные риски, которые возникают, когда, например, модели, используемые каждым из банков для управления своими портфелями, указывают всем банкам на необходимость внезапно продать некоторые фонды. Тогда последовал выход закона Буша по снижению налогов, вступившего в силу сначала 7 июня 2001 г, и повторно два года спустя. Президент и его советники, казалось, думали, что снижение налогов, особенно для американцев с высокими доходами и корпораций, являлось панацеей для любой экономической болезни - современным эквивалентом пиявок. Снижение налогов играло основную роль в формировании дополнительных условий нынешнего кризиса. Поскольку на стимуляцию экономики это особо не влияло, реальная стимуляция была возложена на Федеральное правительство, которое приняло текущие дела с беспрецедентно низкими процентными ставками и ликвидностью. Война в Ираке усугубила это положение, потому что она привела к взлету цен на нефть. С США, столь зависящей от импорта нефти, мы должны были потратить на несколько сот миллиардов больше, чтобы вложить их в нефтедоллары, которые, в противном случае будут потрачены на американские товары. Обычно это привело бы к снижению темпов экономического развития, как было в 1970-ых. Но Федеральное правительство справилось с проблемой самым близоруким способом, который можно себе только представить. Поток ликвидности создал ситуацию, когда деньги стали доступны на ипотечных рынках даже для тех, кто обычно не был в состоянии брать взаймы. Да, эти меры преуспели в предупреждении экономического спада, а норма сбережений домовладельцев США резко упала до ноля. Но, должно было быть понятным, что мы жили на ссуду и брали в кредит время. А любая капитальная прибыль, которую Вы получали, была незначительно обложена налогом. Администрация Буша создала открытый соблазн для чрезмерных займов и предоставлению кредитов – то, в чем американские потребители больше не нуждались. Тем временем, 30 июля 2002 г, вслед за чередой основных скандалов, особенно коллапса WorldCom и Enron, Конгресс принял закон Сарбанеса-Оксли. Скандалы привлеки внимание ко всем крупным американским бухгалтерским фирмам, большинству наших банков, и некоторым нашим основным компаниям, в результате чего выяснилось, что у нас были серьёзные проблемы с нашей системой учета. Бухгалтерский учет – это тема, вызывающая зевоту у большинства людей, но, если вы не верите в исчисления компании, тогда вы не будете верить в любую информацию о компании вообще. К сожалению, в обсуждении, которое привело к принятию закона Сарбанеса-Оксли, решение не было согласовано с тем, во что верили многие, включая бывшего уважаемого председателя S.E.C. Артура Левитта, - что фундаментальной проблемой были фондовые опционы. Фондовые опционы отстаивались в качестве обеспечивающих здоровый стимул для хорошего управления, но, фактически, они являлись «побудительной платой» лишь по названию. Если компания преуспевает, C.E.O. (аббревиатура расшифровывается как Chief Executive Officer, т.е. «исполнительный директор») получает прекрасную прибыль в виде фондовых опционов; если компания работает плохо, компенсация тоже значительна, но она возвращается другими способами. Это достаточно плохо. Но сопутствующая проблема с фондовыми опционами состоит в том, что они стимулируют плохой бухгалтерский учет: у высшего руководства есть стимулы для предоставления искаженной информации, чтобы раздуть цены на акции. Мы видели ту же ошибку рейтинговых агентств во время кризиса в Восточной Азии в 1990-е: высокий рейтинг способствовал потоку денег в регион, а затем резкое аннулирование рейтингов вызвало разорение. Но финансовые надзиратели не уделили этому внимания. Последний поворотного момент наступил с приходом санации 3 октября 2008 г - то есть, с непосредственным ответом правительства на кризис. Мы будем чувствовать эти последствия в течение многих последующих лет. И администрация и Федеральное правительство долго принимали желаемое за действительное, надеясь, что дурные вести были лишь небольшим всплеском конъюнктуры, а возвращение к росту начнется сразу после поворота за ближайший угол. Поскольку банки США оказались перед коллапсом, администрация сменила один курс действия на другой. Некоторые организации (Bear Stearns, A.I.G., Fannie Mae, Freddie Mac), были cпасены. Lehman Brothers не были. Некоторые акционеры кое-что смогли себе вернуть. Другие - нет. Но она не была направлена на основные причины, вызвавшие потерю доверия. Банки выдали слишком много невыгодных займов. В их бухгалтерских балансах были большие прорехи. Никто не знал того, что являлось правдой, а что беллетристикой. Пакет санации походил на масштабное переливание крови пациенту, страдающему от внутреннего кровотечения - и ничего не делалось для устранения источника проблемы, а именно - для всех тех потерь права выкупа. Ценное время было потрачено впустую, поскольку Паулсон выдвинул свой личный план, «наличные для мусора» скупая плохие активы и подвергая риску американских налогоплательщиков. Когда он, наконец, бросил эту затею, начав предоставлять банкам деньги, в которых они нуждались, он сделал это в такой манере, что не только обманывал налогоплательщиков США, но еще и не был в состоянии гарантировать, что банки будут использовать деньги для восстановления предоставления займов. Он даже позволил банкам возвращать деньги своим акционерам, так как налогоплательщики вливали деньги в банки. Тем временем, государства оказались перед лицом значительных снижений доходов и они должны были сократить свои расходы. Без быстрого правительственного вмешательства экономика приблизилась к началу рецессии. И даже если банки давали бы займы (которых они не имели) мудро, спад явно означал рост безнадежных долгов, и далее ослабляя борющийся финансовый сектор. Неоднократно перебирали кости у Fannie Mae и Freddie Mac, двух солидных ипотечных кредиторов, которые первоначально находились в собственности государства. Но, фактически, они поздно включились в банковскую игру, и их проблема была подобна той, которая поразила частный сектор: у их C.E.O был тот же извращенный стимул играть в азартные игры. Заключение Америки и большей части остального мира в паутину этой некорректной экономической философии сделали неизбежным то, что, в конечном счете, мы дошли до того положения, в котором находимся сейчас.
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |