Продовольственная безопасность Украины находится под угрозой
Кризис, бушующий на Украине, последовательно захватывает одну отрасль экономики за другой, вскрывая все новые «слабые места». Первыми пострадали, кажется, металлургия и строительство. Затем кризис поразил банковскую сферу. Потом начались, вернее – усилились, обострились, «вылезли наружу», – проблемы ЖКХ – причем, судя по всему, это только самое начало, и настоящий кошмар еще может обрушиться на украинские города позже. И вот новый тяжелый удар – он пришелся на сахарную промышленность.
БЫВШАЯ ВСЕСОЮЗНАЯ «САХАРНИЦА»
Эта отрасль сегодня буквально разваливается, трещит по швам, гибнет на наших глазах, не выдерживая конкуренции дешевого импортного тростникового сахара. Согласно статистике, в октябре-2008 падение производства сахара на Украине составило по сравнению с октябрем 2007 года 32%! (Здесь надо еще особо отметить, что «сахарка» – отнюдь не единственная отрасль пищевой промышленности, которая нынче испытывает проблемы. Так, за последний год масложировая промышленность снизила производство на 21,6%, плодоовощеконсервная – на 6%, а вся пищевая промышленность Украины в целом – на 10%).
Все это, конечно, удручает. Ведь Украина еще с царских времен была главной «сахарницей» России/СССР. Сахар – традиционно один из основных предметов украинского экспорта. Представить себе Украину без своего сахара – это, знаете ли, нечто, взятое из фильмов ужасов!
И, тем не менее, этот ужас, к сожалению, становится явью, «мерзкой реальностью», которую устроили стране люди, гордо называющие себя «патриотами Украины», прилюдно целующие жовто-блакитный прапор и лицемерно ставящие свечечки по «жертвам Голодомора»!
А ведь когда Украина вступала в ВТО, «капитулянтски» принимая все условия, требования и ультиматумы ее «торговых партнеров», специалисты – те специалисты, что не продались властям и сохранили еще способность высказывать объективное и непредвзятое мнение, – предупреждали: вступление в эту организацию нанесет жестокий, если не смертельный, удар по сельскому хозяйству и пищевой промышленности Украины.
Ибо село и АПК доведены «реформаторами» до такого плачевного состояния, что их слегка лишь ткни – и они развалятся! Умные и порядочные люди говорили, что ослабленное село нужно защищать, опекать и лелеять, а не оставлять один на один со «свободным рынком».
Но, как это обычно бывает, умных и порядочных людей не послушали. В угоду олигархам, контролирующим экспортные отрасли экономики, Украина вступила таки в ВТО. Насколько это помогло экспортерам – сказать трудно.
Во всяком случае, мы видим огромные проблемы украинской металлургии, да и химическая промышленность тоже испытывает нынче затруднения. А для тех отраслей, в которых нашим производителям приходится конкурировать с иноземцами на своем же внутреннем рынке, наступили, воистину, черные дни.
Одна из таких отраслей – сахарная. Сахарная промышленность Украины, процветавшая и до революции и, тем паче, в Советское время, начала угасать сразу после 1991 года. Неуклонно сокращались сборы сахарной свеклы и выработка сахара, закрывались, растаскивались, разбирались на металлолом сахарные заводы.
В Винницкой области, например (а Винничина всегда занимала по сахару первое место в Украине, ее даже называли «Сахарным Донбассом»), только с 1995 по 2005 годы были демонтированы и порезаны на металлолом семь сахарных заводов. (За проданный металлолом, рассказывают, владельцы получали от 2,5 до 4,5 млн гривен. А покупали-то предприятия они намного дешевле: одно из них досталось «эффективному собственнику» вообще за смешную цену – 800 тысяч гривен!).
В 2004 году из оставшихся еще 32-х заводов работали лишь 24, а в 2005-м – 19. «При Советах» Винничина ежегодно варила 675–750 и более тысяч тонн сахара (рекорд 1970 года – 904,2 тыс. тонн).
Ныне же – только лишь около 300 тыс. тонн – это меньше даже, чем до революции 1917 года!
КОНЕЦ «СЛАДКОГО ДОНБАССА»
Для Винницкой области крах сахароварения – настоящая трагедия. В свое время здесь в сахарной промышленности было занято 120 тысяч рабочих; у каждого завода был свой жилой городок с инфраструктурой; существовали целые династии сахароваров. Теперь все это разгромлено и разрушено.
«В Чечельнике о бывшей сахароварне напоминает лишь высокая труба и руины. Это все, что осталось от завода. Рабочие защищали предприятие до тех пор, пока к ним не применили физическую силу. Только после этого владельцы вывезли оборудование на металлолом.
…”Порезанные” предприятия похожи на руины. Замерла жизнь в заводских поселках. Жилые дома никто не обслуживает. Зимой их уже централизованно не отапливают, как раньше. Не стало заводских клубов. Перестали работать заводские больницы и амбулатории...
“Чем нынче заняты бывшие сахаровары? В основном уехали в поисках работы в Киев, Москву, в страны дальнего зарубежья – сообщили в Чечельнике. – Это если говорить о мужчинах. Женщины хватаются за любую работу и волнуются о том, как поставить на ноги детей”» (Виктор Скрипник. «Капитуляция "сахарного Донбасса"?» // газета «Голос Украины» за 04.07.2008).
Печальная картина, не правда ли? До боли жалко людей, лишенных, по сути, права на достойную человеческую жизнь. Очевидно, однако, что они сами во многом виноваты в происходящем. Винничина, как и вся Центральная Украина, тоже голосует за «оранжевых» – за самых наглых разрушителей нашей несчастной страны!
Вообще же, число сахарных заводов в Украине сократилось со 191 в 1982 году до менее 100 работающих ныне (например, в 2002 году числилось работающими 135, реально же работали 88). В 1980 году сахарную свеклу засеяли на площади 1775 тыс. га, в 2007 году – на 650 тыс. га, а в этом году – всего лишь на 390 тыс. га.
Во второй половине 70-х годов УССР собирала ежегодно в среднем 53,9 млн тонн сахарной свеклы, а в 2007 году – лишь 17,1 млн тонн. Вместо 5–7 млн тонн сахара в советское время (из них – 4 и более из отечественного сырья) Украина в последние годы производила около 2–2,5 млн тонн и менее того (2007 год – 1,86 млн тонн), хотя еще в 2002 году была способна (потенциально) произвести более 4,5 млн тонн свекловичного сахара и вдобавок переработать 1 млн. тонн тростникового сырца.
И все это – при емкости внутреннего рынка в 2 млн тонн. Какой уж там экспорт, если своих собственных потребностей Украина удовлетворить уже не может! В прошлом году производство упало на треть, и в этом году такое падение повторилось.
МАГИЧЕСКОЕ ЧИСЛО «70»
Итак, разрушение сахарной промышленности началось еще в 1991 году и исподволь шло все годы «незалежности». Однако этот процесс получил новый и мощный толчок из-за вступления Украины в ВТО. Так сказать, количественный процесс постепенной деградации перерос в «новое качество», привел к диалектически-сокрушительному «скачку»!
Причем полный крах украинского сахароварения прогнозировался специалистами – соответствующие статьи с неутешительными прогнозами можно легко найти в Интернете. То есть, все знали: сахарная промышленность после вступления в ВТО будет «добита». Ее, беднягу, вместе с рядом других отраслей, принесли, можно сказать, в жертву ради приобщения Украины к «рыночно-цивилизованному» мировому сообществу!
Украинская власть понизила и ослабила барьеры для импорта сахара, что и позволило ввозному «сахарку» нанести отечественному продукту нокаутирующий удар. Однако подчеркнем, что «нокаута», наверняка, не было бы, если бы наша сахарная промышленность не была развалена всеми предыдущими восемнадцатью годами «рыночных реформ», если бы ее хозяева занимались развитием данной отрасли и ее техническим перевооружением. «Нокаут» состоялся только лишь потому, что «украинский боец» уже был изрядно измотан, побит и, истекая кровью, «еле держался на ногах».
Мы не будем обсуждать здесь вопрос о том, что сахарный тростник, как культуру тропического земледелия, возделывать выгоднее, нежели сахарную свеклу. В конце концов, раз уж на то пошло, Украина могла бы при уменьшении выработки свекловичного сахара увеличить переработку импортного тростникового сырца – как это сделала та же Россия, чей рынок сахара, кстати, Украина совершенно утратила.
Однако украинские сахарные заводы оказались и на это не способны, и причиной тому, причиной их низкой рентабельности или вовсе убыточности, является, опять-таки, их отвратительное техническое состояние.
Износ оборудования сахарных заводов достиг 70%. К слову сказать, 70% – это просто-таки какое-то магическое число для Украины! Всякий раз, когда выясняешь степень износа основных фондов в какой угодно отрасли нашей экономики – будь то черная металлургия, горнодобыча, железнодорожный транспорт или коммунальное хозяйство – непременно встречаешь эти 70%!
По моему мнению, это отражает схожесть процессов разрушения в разных отраслях нашей экономики и общность причин, обусловливающих эти процессы.
Вот ведь в чем беда: украинские заводы, давно не модернизируемые и даже не ремонтируемые, не в состоянии конкурировать с хорошо оснащенными, автоматизированными, применяющими новейшие технологии заводами ряда других стран – оттого наш сахар едва ли не самый дорогой в мире. Однако это беда не одной лишь сахарной промышленности, а всей индустрии Украины, доведенной ее «эффективными собственниками», нацеленными на скорую прибыль, как говорится, «до ручки».
На Украине, кстати, и машиностроительный комплекс по производству оборудования для сахарных заводов практически бездействует. Жалкое существование влачит Институт сахарной промышленности. А лучшие украинские специалисты сахароварения работают нынче в России, Белоруссии, Польше, Франции, Германии…
ПЕРВАЯ ЖЕРТВА ВТО
Между тем, «либеральные экономисты» недавно установили, почему Украина более других стран страдает от экономического кризиса. Так вот, главная причина состоит, оказывается, в том, что все работавшие доселе правительства так и не смогли довести до конца рыночные реформы.
Вот оно, безумие фанатиков рынка: они видят причину особой остроты кризиса именно в том, что власть не успела довести до логического конца свои разрушительные реформы! А успели бы все разрушить – вот тогда мы бы жили хорошо!..
Второе место в списке причин, выявленных «специалистами», заняла неправильная политика Национального банка Украины. О жутком износе оборудования и технической отсталости производства – ни слова. На такую «чепуху» монетаристы и внимания даже не обращают!
Если же еще, к тому же, коснуться состояния дел в свекловодстве, то и тут все – хуже некуда. Разрушено семеноводство: прежде выращиванием семян свеклы занимался 21 специализированный совхоз, а ныне – всего несколько хозяйств. Лишь небольшая часть посевных площадей засеяна отечественными семенами.
К тому же почти половина семян, засеиваемых в стране, признана некачественными – оттого снижается урожайность. Сегодня по урожайности сахарной свеклы Украина уступает даже Беларуси: а ведь там и климат хуже, и почвы! Падает и сахаристость корнеплодов – а снижение содержания в них сахара всего лишь на 1% повышает себестоимость готового сахара.
Сахарная промышленность стала первой жертвой ВТО, но последней ли? По мнению специалистов, под серьезной угрозой находятся также молочное хозяйство и овощеводство – да и вся пищевая промышленность в целом, что чревато нешуточными последствиями для экономики страны в целом.
Как заявил президент «Союза производителей пищевой промышленности Украины» Олег Юхновский, «комплекс накопившихся в отрасли пищепрома проблем может привести к тому, что уже через несколько лет в Украине не будет собственного сырья для производства пищевых продуктов, и если сырье придется импортировать, это значительным образом отразится на стоимости продуктов питания» (см. «Финансовый кризис добрался до украинского пищепрома»).
А это, очевидно, будет означать не что иное, как утрату Украиной продовольственной безопасности. Страна окажется в критической зависимости от ввоза важнейших продуктов питания. И если сегодня с закрытием сахароварен Украина лишается своего сахара, то завтра «реформаторы» добьют, скажем, свиноводство, и Украина останется – об этом даже подумать страшно – без своего сала!!!
Мы отнюдь не являемся сторонниками автаркии – то есть хозяйственной замкнутости, полной изоляции от внешнего мира. Напротив, мы стоим за развитие взаимовыгодных торговых связей со всеми странами. Да, мы хотим торговать со всеми – но торговать именно на взаимовыгодной основе, так, чтобы внешняя торговля была выгодна для нас, чтобы она способствовала развитию нашего народного хозяйства, количественному и качественному росту производительных сил страны, повышению качества жизни ее граждан.
ВТО же, как показывает практика, есть средство ограбления стран, не входящих в элитную группу стран «Золотого миллиарда», есть орудие удушения, подчинения и закабаления этих стран – в том числе и Украины.
Вот поэтому мы против ВТО; поэтому мы – за государственное регулирование и планирование внешней торговли Украины в интересах всего общества.
Константин Дымов, RPMonitor
Комитет