Версия для печати
БИЗНЕС
МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС ОСЕНИ 2008 ГОДА
Часто капитализм называют синонимом кризиса, говорят о том, что он подпитывается кризисами, которые сам же и вызывает. Также много говорится о его безграничной способности к адаптации, делающей его неуязвимым. На самом же деле следует различать циклические или конъюнктурные кризисы (говоря о них, мы имеем в виду знаменитые циклы Кондратьева) и системные, структурные кризисы, те, которые имели место между 1870 и 1893гг., во время Великой Депрессии 1929г., или между 1973 и 1982гг., когда структурная безработица была постоянным явлением в западных странах.
В случае актуального кризиса нет сомнения, что мы имеем дело со структурным кризисом, вызванным разрывом логической преемственности и динамической непрерывности системы в целом. Современный кризис гораздо сильнее недавних предыдущих (кризиса фондового рынка 1987г., американской рецессии 1991г., азиатского кризиса 1997г., «взрыва» мыльного пузыря торгов на Интернет-биржах 2001г.) и, несомненно, наиболее тяжелый после кризиса тридцатых годов.
Разыгранный на наших глазах спектакль, когда центробанки США и Европы после 15 сентября закачали на фондовые рынки сотни миллиардов долларов и евро, зачаровал их: откуда пришли все эти деньги? Положение усугубляется тем, что никто не знает, что же нужно делать. Молчание на этот счет, исходящее от большинства политиков, носит знаковый характер.
Публика спрашивает: был ли этот кризис прогнозируемым или непредвиденным? Если он был прогнозируемым, то почему ничего не было сделано для его предотвращения? Если же он был непредвиденным, не является ли это доказательством, что уже никто не может контролировать мировую финансовую систему, запустившую свой безумный бег?
Акционеры, жаждущие получить в максимально короткие сроки максимальную прибыль от своих инвестиций, урезают зарплаты и переносят производство в страны, где высокая производительность труда сочетается с маленькими заработками трудящихся. В результате там, где растет процент дохода от вложенных инвестиций, начинается дефляция зарплат, сопровождающаяся стагнацией или уменьшением покупательной способности большинства и, соответственно, уменьшением спроса.
Урезание зарплат, ведущее к снижению покупательного спроса, компенсировалось нарастанием оборотов кредитной машины. Другими словами потребление стимулировалось кредитом вместо того, чтобы стимулировать его увеличением покупательной способности. Это было единственной возможностью для портфельных инвесторов найти новые источники рентабельности в условиях неконтролируемых рисков.
С другой стороны, глобализация создала положение, при котором крупные кризисы распространяются в планетарном масштабе, не встречая сопротивления, по выражению Бодрийяра, «вирусным путем». Вот почему американский кризис так быстро затронул европейские рынки, начиная с рынка кредита, подведя и американскую, и европейскую экономики к порогу рецессии, если не депрессии.
Давно известно, что главные защитники либеральной экономики США не брезгуют прибегать к протекционизму, когда это служит их интересам. Сейчас мы видим, как противники «сильной власти» поворачиваются лицом к государству, оказавшись на пороге банкротства. Фактическая национализация Фанни Мэй и Фредди Мак, двух американских ипотечных гигантов, является в этом смысле беспрецедентным фактом.
В то время как в 1929г. американское правительство сделало ошибку, доверив урегулирование кризиса синдикату банкиров во главе с Рокфеллером, в наше время секретарь казначейства Генри Паулсон и президент Федеральной Резервной Системы Бен Бернанке решили национализировать оказавшиеся под угрозой финансовые учреждения. Уникальное решение в американской истории со времен Рональда Рейгана и наиболее радикальное вмешательство со дня создания Резервной Системы.
На его примере мы видим решительный возврат к принципу реальности. Однако это означает и крушение фундаментального принципа либеральной системы (государство никогда не должно вмешиваться в рыночные механизмы под угрозой уменьшения эффективности системы).
Выходом из положения для американцев был экспорт своей задолженности в зарубежные страны. В ближайшем будущем такая ситуация не сможет не вызвать беспокойства государственных и частных финансовых фондов, особенно азиатских, обладающих значительным количеством американских ценных бумаг (бонов казначейства и т.д.), и сброс американских ценных бумаг станет неминуемым.
В настоящее время 70% всех финансовых резервов в мире аккумулируются в долларах. Эта масса на протяжении долгого времени не имеет никакой реальной связи с американской экономикой. Вполне вероятно, что в ближайшие годы страны-экспортеры нефти понемногу откажутся от доллара (знаменитые нефтедоллары) и перейдут к евро. В долгосрочной перспективе эта ситуация может усугубиться до такой степени, что Китай и Россия выработают проект альтернативной финансовой системы. Прошлой весной Джордж Сорос сказал без экивоков: «Мир движется к концу долларовой эры».
В этом заключается двойная ошибка. Во-первых, именно слабость политиков привела к тотальной либерализации финансовой системы. Во-вторых и прежде всего, данные утверждения игнорируют саму природу капитализма. «Капитал преодолевает все преграды как дикий зверь», - говорил уже Карл Маркс. Логика накопления капитала – это иллимитация, преодоление всех границ, обессмысливание мира ради утверждения рыночного «смысла», превращение всех ценностей в товары, Gestell, о котором писал Хайдеггер.
Возможно, меры, предпринятые в последние недели, помешают финансовой системе окончательно погибнуть. Но даже в лучшем случае экономический кризис будет продолжаться, вызывая рецессию (если не депрессию) в США и замедление темпов развития экономики в Европе, что приведет к росту безработицы. Результатом будет и резкое уменьшение прибылей, что скажется на биржевой конъюнктуре.
В противоположность тому, что мы часто слышим, связь между спекулятивной и реальной экономикой вполне реальна. Ведь предприятия зависят от банковской системы и часто именно банковские кредиты являются основными инвестициями.
Сейчас банки, ослабленные накопленными невозвращенными долгами, жестко урезают кредитное финансирование (credit-crunch). Политические и социальные последствия этого станут ощутимыми в ближайшее время.
Источник - Геополитика.Ру
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |