Версия для печати
ПОЛИТИКА
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ УКРАИНЫ: НОВАЯ МОРКОВКА И НАБОР МИФОЛОГЕМ
В фонде «Возрождение» стали открыто беспокоиться о том, что для Украины "граница" с ЕС будет усиливаться за счет «инфраструктурной пропасти между Украиной и восточными государствами-членами ЕС». 6 октября посол ЕС на Украине Хуг Мингарелли заявил, что Евросоюз не будет давать украинским компаниям новые льготы на беспошлинный ввоз товаров в ЕС. Ранее, 16 сентября, на форуме «Ялтинская европейская стратегия», заместитель министра экономического развития Наталья Микольская заявила, что Украину перестали устраивать условия свободной торговли с Европейским союзом. Действующий договор об ассоциации она назвала устаревшим и призвала изменить его условия, поскольку прописанные там квоты, изъятия и переходные периоды для промышленных товаров согласованы еще в 2012 году и «не работают ни для ЕС, ни для Украины». С момента получения беспошлинного доступа на европейский рынок внешнеторговый товарооборот Украины, действительно, изменился не совсем так, как рассчитывали сторонники ассоциации, но попытки сейчас внести изменения в договор могут привести к еще более неожиданным последствиям. «Вы понимаете, что значит внести изменения?!» Примечательно, что буквально за две недели до этого и Брюссель, и Киев все устраивало. 1 сентября договор об ассоциации Украины с ЕС официально вступил в полную силу, в связи с чем глава Еврокомиссии (ЕК) Жан-Клод Юнкер объявил праздник для всего европейского континента и поблагодарил всех, «кто стоял на майдане», а также тех, кто «тяжело работает над реформами». Президент Украины Петр Порошенко заявил, что благодаря ЗСТ произошли «необратимые процессы интеграции украинской экономики в рынок Евросоюза». Но спустя 16 дней Киев устами своего торгпреда назовет договор об ассоциации «устаревшим» и потребует его пересмотра. В более мягких формулировках эта позиция была озвученапредставителям ЕК на очередном заседании Комиссии ассоциации Украина-ЕС. По словам Н. Микольской, Брюссель принял информацию к сведению.
По сути, Киев ищет, «что можно еще сделать для того, чтобы углубить» интеграцию с ЕС. По-видимому, П. Порошенко считает, что тема ЗСТ отработала свой информационный пропагандистский ресурс и перед Украиной можно подвешивать следующую морковку. В своем ежегодном послании Верховной раде президент заявил о новой цели – присоединении к европейскому таможенному союзу. С 1 сентября соглашение об ассоциации действительно можно пересмотреть, но результат может оказаться совсем не таким, на который рассчитывает П. Порошенко. «Вы понимаете, что значит внести изменения?! Внести изменения - это провести переговоры со всеми членами Евросоюза. После этого подписывается соглашение по новому, опять ратифицируется», - объясняет президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Позже Н. Микольская уточнила, что Киев планирует пересмотреть только четвертый раздел соглашения об ассоциации, касающийся ЗСТ, а не договор в целом, но может выйти иначе. «Вы представляете, если Голландия сейчас настоит, чтобы в преамбуле вписали, четко вписали, что Украина никогда не будет членом Евросоюза, Украина не имеет права доступа к финансовым ресурсам Евросоюза, это можно, это как раз вторая глава будет», - предупреждает А. Охрименко. Свалка для европейского хлама Впрочем, от соглашения об ассоциации в Киеве, действительно, ждали большего. После получения беспошлинного доступа на рынок ЕС товарооборот Украины с внешним миром не вырос, а серьезно упал. В январе-августе со странами ЕС он увеличился на 27,4%, но все еще не дотягивает 7% до уровня 2014-го. Вдобавок когда появились признаки оживления внешней торговли, оказалось, что импорт растет быстрее экспорта. И вместе с товарооборотом стремительно увеличивается и дыра в платежном балансе. За три последних года украинский экспорт в ЕС упал на 17%, тогда как импорт остается на том же уровне. Только за январь-август 2017-го негативное сальдо выросло на $1,1 млрд. (с -$4 млрд. до -$5,1 млрд.).
Изменилась географическая структура внешней торговли. На фоне падения доли России в товарообороте Украины с 23% до 11% доля ЕС, действительно, увеличилась с 30 до 36%. Одновременно выросла доля Азии (с 21% до 25,5%), Америки (с 4 до 5,5%) и даже Африки (с 5% до 6%). Выходит, что главная причина статистической «переориентации» Украины на ЕС – отказ от российского рынка. Второй весомый фактор – это газовый «реверс». Если в 2013 году Киев покупал российское голубое топливо напрямую у «Газпрома», то с 26 ноября 2015 года он предпочитает это делать через европейских трейдеров. В прошлом году «Нафтогаз» импортировал из Швейцарии, Германии, Франции, Великобритании, Польши, Италии и других стран Евросоюза 10,9 млрд. кубов газа на сумму $2,2 млрд. Это почти 15% всего украинского импорта из ЕС! В январе-сентябре 2017-го Киев нарастил импорт газа по реверсу на 70% (до 10,7 млрд. кубов), и по итогам года доля российского голубого топлива в импорте из ЕС достигнет рекордных показателей. Что касается импорта из ЕС, то за январь-август он вырос на 25,4%. Кроме газа, Украина активно наращивает закупки машин и оборудования, приборов, транспортных средств, металлов и промышленных товаров. В частности, Кабмин намерен закупить подержанные электрички в Германии, хотя в стране есть собственные производства пассажирского железнодорожного транспорта. Растет и поставка продовольствия, но не известно, что именно попадает на прилавки отечественных магазинов под видом известных европейских брендов. На анализ качества поступающих в страну продуктов у государства нет средств. Результаты проведенного в Литве исследования показывают, что одна и та же продукция в супермаркетах разных стран значительно отличается по составу. Маркетинговую стратегию объясняет генеральный директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко: «Литовцы получают [полезных ингредиентов] в четыре раза меньше немца, а украинцы в пять раз меньше литовцев». Фактически ЕС отправляет на Украину «продукты низкого качества» и фальсификат, считает заместитель главы Союза потребителей Олег Цильвик, приводя в качестве примера результаты исследований польских сыров. В обратную сторону идут зерно, подсолнечное мало и руда. Их удорожание обеспечило рост украинского экспорта в ЕС в январе-августе на 21%. Из 288 предприятий, имеющих право поставок своих товаров в ЕС, 108 – это производители продуктов питания, а 180 – непищевых продуктов животного происхождения (пухо-перьевое сырье, шкуры, корма для непродуктивных животных, непищевые субпродукты и т. д.). Еще один плод ЗСТ – иностранные заводы по производству кабелей для европейского рынка во Львовской и Ивано-Франковской областях. На этом перечень востребованной украинской продукции заканчивается. «Зрада» на каждом шагу Параллельно Киев продолжает активную борьбу против закупки российской продукции украинскими потребителями. Получается из рук вон плохо. Товарооборот с РФ за январь-август увеличился еще больше, чем с ЕС (на 30%). Причем импорт из России вырос на 37,4%, а экспорт украинских товаров - только на 20%. Между странами все так же идет взаимная торговля продукцией машиностроения, металлургии и неорганической химии, транспортными средствами, плюс к этому Россия наращивает поставки энергоресурсов и удобрений. Хотя министр энергетики Игорь Насалик еще в апреле добивался официального запрета на ввоз российского угля, более половины его импорта (54,9%) за январь-сентябрь пришлось на РФ. Кстати, вследствие блокады Донбасса объем закупок угля за рубежом вырос в 1,9 раза (до $1,89 млрд.). Старания Киева окончательно порвать с Москвой требуют все больших усилий и то и дело наталкиваются на неожиданные препятствия. В начале сентября СБУ доблестно пресекло попытку купить российские автобусы для школ Николаевской области, сославшись на введенные в мае санкции против «Группы ГАЗ» и «Павловского автобусного завода» (ПАЗ). До этого российские автобусы являлись лидером продаж на украинском рынке. Дальше 3 октября волонтер Юрий Мысягин обнаружил, что одноразовая посуда, из которой питаются украинские военные в Донбассе, произведена на российском предприятии «Нижнекамскнефтехим», и на этом список «зрад» не заканчивается. Оказалось, что в строительстве Подольского мостового перехода через Днепр и его рукав Десенку, в частности его Левоповоротного съезда, компания П. Порошенко использует металлоконструкции российского производства. Товар от «агрессора» просачивается даже с тыла. В июле власти Киева закупили 40 трамвайных вагонов за 2 млрд. грн. ($75 млн.), собранные совместно польской компанией Pesa и «Уралвагонзаводом», с российским набором комплектующих. Изначально они предназначались для Москвы, но местные власти отказались закупать партию, после чего поляки (не пропадать же добру) продали их Украине, но на €20 млн. дороже. Впрочем, если Киев продолжит строить свою торговую политику на наборе нежизнеспособных мифологем, страну ждет еще много интересных открытий, а ее экономику дальнейшая деградация.
Источник: Николай Коринь, «Одна Родина»
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |